Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»
Урок русского языка.
Класс: 7 класс (класс - коррекции).
Тема «Имя прилагательное. Закрепление.»
Цель: расширить знания о роли прилагательных в речи, закрепить умение находить прилагательные в тексте.
Задачи:
формировать умение учащихся находить имена прилагательные в речи и устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;
активизация познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности и инициативы;
коррекция и развитие связной устной речи учащихся на основе их полных ответов; коррекция и развитие связной письменной речи учащихся при работе над деформированным текстом; коррекция и развитие памяти посредством припоминания ранее изученных правил; коррекция и развитие мыслительной деятельности при объяснении смысла выражений.
воспитывать усидчивость и самоконтроль, аккуратность при ведении записей; воспитывать интерес к урокам русского языка.
2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
- Ребята, мы с вами изучили на уроках русского языка несколько частей речи. Вспомним и назовём эти части речи. Называю ряд слов, найдите лишнее слово. Дом, стол, окно, дерево, девочка, красивый. Все слова дом, стол, окно, дерево, девочка отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают (предмет), называется имя существительное Солнечная, холодная, дождливая, дом. Слова: солнечная, холодная, дождливая отвечают на вопросыкакой? какая? какие?Называем различные признаки, которыми обладает предмет, поэтому они и называются прилагательными. Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Мы закрепим знания о роли прилагательных в речи, будем подбирать прилагательные, подходящие по смыслу, устанавливать их связь с существительными.
Словарная работа.
Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):
- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).
- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).
- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).
- Самый крупный водоем на земле (океан).
- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).
- Военный человек (солдат).
Игра «Каждому свое место».
- Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый- храбрый, мужественный,
Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.
Подумайте и поднимите руку, кто готов близкие по значению и противоположные слова по смыслу. Хорошая погода-прекрасная погода, плохая погода., прилежный ученик, вкусное яблоко, морозные дни, добрая весть, долгие годы, синее небо, верный товарищ, чистое стекло)
Противоположные слова по смыслу. Сильный-слабый добрый-злой Молодой- старый высокий-низкий
Зимой в лесу необыкновенно красиво. Под _________ ёлками лежит ___________снег. Какая красота! Все деревья оделись в _______ наряд, нахлобучили _________шапки.
На ________ поверхности появились первые узоры. Снежинки горят________ огнём, когда попадают в лучи солнечного света.
-Стал ли текст интереснее? -Чем? -Для чего нужны имена прилагательные? -Имена прилагательные украшают текст.
- Молодцы! Знаете вы какие? Вы внимательные, Сообразительные, активные, умные. И все эти слова – имена прилагательные.
Со мною ваша речь красива и точна, Когда же нет меня – она, увы, бедна. Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую Соцветьем дивных слов легко определю я!
-Вы, конечно, узнали это– прилагательное.
УПРАЖНЕНИЕ
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобно и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы отдохнули хорошо, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Найди ошибку. Карточка №3 Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе: 1. Белый медведь. 2. Новая туфли. 3. Высокие горы. 4. Зимняя пальто. 5. Снежная зима. 6. Зубная врач.
Работа по учебнику. Работа по учебнику на стр.152 Упр.196, (выполнение упражнения с комментированием)
Согласуйте имена существительные с именами прилагательными в нужном падеже. К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной.
Рефлексия
-Над какой темой работали?
- Что такое прилагательное?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
-Чем занимались на уроке?
-Что понравилось и хотели бы повторить на следующих уроках?
Зимой в лесу необыкновенно красиво. Под ________________ ёлками лежит ____________________снег. Какая красота! Все деревья оделись в _____________________ наряд, нахлобучили _________________________шапки.
На _____________________ поверхности появились первые узоры. Снежинки горят_______________________ огнём, когда попадают в лучи солнечного света.
3. Выберите правильный ответ. Имена прилагательные обозначают: а) название предмета; б) признак предмета; в) действие предмета. 2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные? а) кто?, что?; б) какой? какая? какое? какие? в) что делать? что сделать? - С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
4 Подчеркните имена прилагательные. Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок. 5. Поставьте вопрос имени прилагательному. Лес(____________) зеленый; Поляна (_____________) солнечная; Сосны (___________) высокие;
5. Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе: 1. Белый медведь. 2. Новая туфли. 3. Высокие горы. 4. Зимняя пальто. 5. Снежная зима. 6. Зубная врач.
6. Как ниточка за иголочкой. "Найди пару". Например: солнечный день Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава.