Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное 5 класс»
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цели:образовательная: формировать умения распознавать имена прилагательные в тексте,
определять их род и число, находить имена существительные, к которым относятся имена
прилагательные;
развивающая: развивать у учащихся речь через вопросно-ответную форму, грамотность,
логическое мышление, расширять словарный запас новыми понятиями.
воспитательная: воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку,
познавательный интерес через создание ситуации успеха.
Метод: частично-поисковый
Наглядность: интерактивная доска, карточки
Ход урока.
IОрганизационный момент.
Нас ждет учебный труд
Нелегкий, кропотливый.
Он пользу принесет,
Коль будете пытливы
Оставьте в стороне
Пассивность и сомненья
За знаниями в путь!
К ученью – с увлечением!
II.Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – весёлый
Новый школьный день прошел.
-Какие части речи упоминались в стихотворении?
-Дайте определение частей речи
-Имя существительное, что это за часть речи?
III Сообщение темы
1.Слово учителя.
В самом названии части речи содержится намек на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», «присоединяться». Сегодня на уроке, мы узнаем к чему присоединяются прилагательные.
- Прилагательные очень дружны с именами существительными. Без прилагательных наша речь была бы непонятна, невыразительна. О чем бы мы не говорили: о спорте, труде, учебе – везде нас сопровождают вопросы: какой? какая? какое?
Отвечая на вопросы, мы называем различные признаки предмета.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какое? какая? какие?
Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. Зависят от существительных: ставятся в том же падеже, роде, числе, что и существительные, к которым они относятся.
В предложении являются определениями или сказуемыми.
Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной.
-Наша школа какая? (большая, красивая)
-Зимой погода какая? ( холодная, морозная)
IVЗакрепление.
1.Запись текста под диктовку.
Выглянуло приветливое солнышко. Зеленый лес, колхозное поле и тихая речка осветились его лучами.
Найти имена прилагательные. С какими существительными они связаны, на какой вопрос отвечают?
2.На доске три картинки (лиса, еж, медведь).
К доске выходят три ученика, выбирают одну из картинок.
Записать имена прилагательные подходящие по смыслу к каждой картинке, определить род.
–Все встали! Я буду называть словосочетания «прил. + сущ.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Упражнение 330. Соедините прилагательные с существительными. Обозначьте окончания прилагательных.
4.Изменить имя прилагательное снежный так, чтобы оно было в м.р., ср.р., ж.р. ед.ч
(какой?) снежн… день
(какое?) снежн… утро
(какая?) снежн… королева
VI.Итог урока.
Игра.
Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)
VII.Домашнее задание. Выполнить упражнение 329.
VIII.Комментирование оценок
Открытый урок на тему :
« Имя прилагательное»
5 класс
Учитель Г.П.Игисинова
2015-2016 уч.год
5. Игра-физкультминутка.
Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)
9.Творческая работа
-Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня ... день. Какое ... небо, какое ... море! Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава. Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову.
Физкультминутка.
–Все встали! Я буду называть словосочетания «прил. + сущ.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Укажи имя прилагательное. А) утеплять; Б) теплый; В) тепло.
Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро. А) -ие; Б) -ее; В) -яя.
Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная .... А) гладкая; Б) короткая; В) толстая.
Род и число имени прилагательного зависит от: А) имени существительного; Б) глагола; В) местоимения.
Выберите верное утверждение: А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым. В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.