kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имя прилагательное 5 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единицей изучения в компетентностно-контекстной модели обучения является не урок, как в традиционной, а тема. Именно поэтому изучение темы осуществляется цельно и начинается с выделения ключевых задач темы, изложенных в рабочей программе. В ходе проблемного диалога с учителем учащиеся записывают весь учебный материал темы в виде схем, таблиц, сверток. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Имя прилагательное 5 класс"»

Имя прилагательное. 5 класс

Часть речи


Что обозначает

На какие вопросы отвечает

От какой части речи зависит


Имя прилагательное –


самостоятельная часть речи


Признак предмета:


синий мяч, высокий дуб,

яркая вспышка, умное животное.


Какой? Какая? Какое?

звонкий голос, железная дверь, зимнее пальто.


Чей? Чья? Чьё?

мамин шарф, лисья хитрость


Зависит от имени существительного:


весеннее утро (какое?)


лошадиный хвост (какой?)

2. Признаки имени прилагательного и синтаксическая роль в предложении

Начальная форма

Формы прилагательных

Род

Число

Падеж

Синтаксическая роль




Им.п.,ед.ч.,м.р.





Полные:

слепой

стеклянный


Краткие:

свеж, легка, кипуче, огромно



женский

мужской

средний

( бывает только в ед.ч.)




единствен.,

множеств.

изменяются по падежам,

(склоняются)




Не измен. по

падежам

Являются определениями:

утренняя роса



Являются сказуемыми:

Цветок свеж и пахуч.

Ребенок аккуратный.




3. Правописание падежных окончаний полных прилагательных.

Падежные окончания ПОЛНЫХ прилагательных

единственного числа множественного числа

мужской род


средний род

женский род

для всех родов – КАКИЕ?

- ЫЙ, - ИЙ, - ОЙ

- ОЕ, -ЕЕ

-АЯ, -ЯЯ

- ЫЕ, -ИЕ

И. весёлый лёгкий крутой

Р. – ОГО

Д. – ОМУ

В. – ОГО

Т. – ЫМ, ИМ

П. – ОМ

голубое синее

- ОГО, - ЕГО

- ОМУ, - ЕМУ

- ОЕ, - ЕЕ

- ЫМ, - ИМ

- ОМ, - ЕМ

весёлая утренняя

- ОЙ, - ЕЙ

- ОЙ, - ЕЙ

- УЮ, - ЮЮ

- ОЙ, - ЕЙ

- ОЙ - ЕЙ

добрые синие

- ЫХ -ИХ

- ЫМ -ИМ

- ЫЕ - ИЕ

- ЫМИ -ИМИ

- ЫХ - ИХ

Алгоритм написания безударного окончания полного имени прилагательного

Чтобы определить, какая гласная пишется в безударном окончании прилагательного, нужно

  1. Найти определяемое существительное: Люблю раннюю весну.

  2. От этого существительного задать вопрос к прилагательному: весну (какую?) раннюю.

  3. Согласовать окончание прилагательного с существительным весну (род, число, падеж) и окончанием вопроса: какУЮ? раннЮЮ.

( помни о соответствиях: УЮ-ЮЮ, АЯ–ЯЯ, ОЕ-ЕЕ, ЫЕ-ИЕ)

  1. Помнить, что прилагательные муж. р. в форме им.пад. и вин.пад. имеют окончания –ЫЙ, -ИЙ, -ОЙ и вопросом от существительного их проверять нельзя! (синий мяч, зелёный листок)



4.Окончания кратких прилагательных.

Основа полной формы + окончания (зависят от рода и числа)

Окончания КРАТКИХ прилагательных

единственного числа множественного числа


мужской род

каков?

средний род

каково?

женский род

какова?

для всех родов – КАКОВЫ?

Нулевое окончание

- О, - Е

- А

всегда ударное

- Ы - И

весёл

лёгок

горек

(море) синё

(утро) свежо

горько

весёла

скромна

горька

добры

свежи

горьки

Алгоритм образования краткой формы прилагательного.

  1. Проверяем, можно ли образовать краткую форму у данного прилагательного. Для этого к исходному прилагательному подставляем слово ОЧЕНЬ.

  2. Если слово ОЧЕНЬ можно употреблять с данным прилагательным, то убираем у него окончание, выделяем основу (всё слово без окончания) и определяем род прилагательного по существительному, к которому оно относится.

  3. У прилагательное муж.р. – окончание в краткой форме нулевое; ж.р. – А, ср.р – О,Е

(смотри таблицу сверху)

Помни, что краткая форма бывает не у всех прилагательных!

Стеклянный, осенний, апрельский, лисий и др.- краткой формы нет, т.к. нельзя

подставить слово ОЧЕНЬ.





5. Правописание полных и кратких прилагательных.


5.1. На конце КРАТКИХ прилагательных, основа которых оканчивается на ШИПЯЩИЙ,

Ь НЕ ПИШЕТСЯ: (каков?) свеЖ, сыпуЧ, колюЧ, гремуЧ и др.

Не путать!

Много ДАЧ - мн. ч. сущ. Лес ДРЕМУЧ - кратк.прил.




5.2. В окончаниях ПОЛНЫХ прилагательных после ШИПЯЩИХпод ударением

пишется О, без ударения – Е: большОго (театра ), хорошЕго (дня)

Сравни:

ВрачОМ, полотенцЕМ – сущ. большОГО, хорошЕГО – прил.






5.3 ЭПИТЕТ – это художественное, образное определение, всегда имеющее переносный смысл:

весёлый ветер, мёртвая тишина, чёрная зависть, деревянные ноги, ледяной взгляд и др.

Это изобразительно-выразительное средство, которое украшает устную и письменную

речь: Холодные руки - холодное сердце(эпитет).

6.План морфологического разбора имени прилагательного.

1.Запиши имя прил. вместе с сущ., от которого оно зависит:

русского (языка), ночь темна

2. Письменно задай вопрос от существительного:

языка (какого?) русского, что говорится о ночи?

3.Поставь прилагательное в начальную форму (в им.п., ед.ч., м.р.) и запиши её:

русский, темный

4. Определи, в полной или краткой форме употреблено исходное прилагательное. Для этого помни,

что вопросы краткой формы - каков? какова? каковы? каково?,

а полной формы – какой? какая? какое? какие?

русский (какой?) – полная форма, темна (какова?) – краткая форма

5.Если прилаг. полное, определи число, род ( только в ед.ч), падеж:

русский -ед.ч, м.р., род.п.

Если прилагательное краткое – число и род (в ед.ч)

темна - ед.ч., ж.р.

6. Укажи, каким членом предложения является (полная форма – определением, краткая – сказуемым)

Языка (какого?) русского – определение, темна - сказуемое.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Имя прилагательное 5 класс"

Автор: Столбова Галина Александровна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "конспект урока  на тему " Очень замечательное - имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ochien-zamiechatiel-noie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "116306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412411909"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-1"
    ["file_id"] => string(6) "166657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422979740"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока на тему: "Имя прилагательное как часть речи". 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "189201"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426838448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства