В этом материале дается понятие об имени прилагательном. На уроке ученики на примерах узнают о имени прилагательном. Выполняются упражнение для закрепления материала, ведется работа с текстом и делают творческую работу, в конце урока ученики выполнят венн диаграмму о различии имени существительного и имени прилагательного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное 5-класс »
Урок русского языка в 5-м классе по теме:
"Имя прилагательное"
учитель русского языка и литературыШаймуханова Сауле Даулетбаевна
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с самостоятельной частью речи-прилагательным; с общим грмматическим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью прил-ного.
2. развивать умения распознавать прилагательные в тексте.
3. воспитание эстетических вкусов, нравственные качества
Оборудование урока: рисунки, раздаточно-дидактический материал, опорная схема
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы и приемы: диаграмма Венна, творческая работа
Ход урока:
I. Организационный момент (Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Организация внимания учащихся)
II. Постановка цели урока
III. Повторение изученного
-Что такое имя сущ-ное?
-Какие сущ отвечают на вопрос КТО?
-Какие сущ отвечают на вопрос ЧТО?
-Какие сущ называются собственными?
-Какие нарицательными?
-Как изменяются существительные ?
-Расскажите о трех склонениях имени существительного.
-Назовите падежи с вопросами.
-Просклоняйте устно существительные книга, весна и т.д
IV. Объяснение нового материала
Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с еще одной самостоятельной частью речи-прилагательным. Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Красный галстук, лисья шкура Прилагательное обозначает признак предмета: цвет, размер, материал и др Прилагательное имеет число, изменяется по родам.
Красное яблоко, красный галстук, красная кофта, красные флаги
Имена прилагательные изменяются по падежам
И. красное яблоко
Р. красного яблока
Д. красному яблоку
В. красное яблоко
Т. красным яблоком
П. о красном яблоке
В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила холодная зима). (Морозжгуч). Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)
Учитель обобщает сказанное учащимися по таблице, затем ребята читают правило в учебнике (жужжащим чтением).
V. Закрепление нового материала
- Ребята, сейчас я вам прочитаю текст (или же читает учащийся у доски; у всех на партах распечатанные тексты), вы должны догадаться о какой птице идёт речь? Как вы это определили?
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .
Летит, несёт в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.
(По Г.Скребицкому).
Ответы. Показывается рисунок дятла.
- Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
- Что мы узнали об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?).
Как мы уже говорили прилагательное ставится в том же роде, числе, падеже, что и существительное к которому оно относится.
Работа по учебнику, ученики выполняют упражнение 295 . Они соединяют прилагательные с существительными, обозначая окончания прилагательных., указывая их число, а в ед. ч –род.
Игра физминутка «Угадай словечко»
Серый, хищный, жадный…
Рыжая, хитрая, ловкая…
Большой, косолапый…
Серый, косой, трусливый…
Раннее, хмурое, туманное…
Суровая, снежная…
Знойное, жаркое…
296- упражнение по данной опорной схеме подберите имена прилагательные. Составьте словосочетание «прилагательное +существительное» на тему «Устное народное творчество»
298-Подберите к существительным однокоренные прилагательные . Составьте с ними повествовательные предложения.
Творческая работа ( восстановить словосочетания, вставив прил-ые)
Работа по раздаточному материалу со слабоуспевающими учащимися.
VI. Подведение итогов урока. : 1) Что называется именем прилагательным?
2) Как изменяются прилагательные?
3) Какими членами предложения бывают прилагательные?
4) В чем сходство и различие между именем прилагательным и существительным?
Диаграмма Венна Прилагательное Существительное
VII. Домашнее задание. Вспомнить 3 литературных героев и охарактеризовать их с помощью прилагательных + правило