Кожахметова Гульжихан Жумагалиевна - учитель начальных классов высшей категории КГУ "Средняя общеобразовательная школа имени Б.Колдасбева отдела образования акимата Амангельдинского района Костанайской области", педагогический стаж - 25 лет, являюсь членом аттестационной комиссии школы, наставником молодых учителей. Мои уроки были много изданы в республиканском научно-методическом журнале "Преподавание в начальных классах: по всем предметам".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать интерес к чтению, к изучаемому предмету.
Оборудование: рисунки, загадки, «снежинки».
Ход урока
І. Орг. момент.
- Возьмите в руки солнышко. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе в правую ладонь, прикройте левой.
- Почувствуйте, как оно согревает вас.
- Поместите это всё в своё сердце.
ІІ. Работа над темой урока:
Оформление тетради.
«Минутка» чистописания.
- Отгадайте загадку:
Эта буква обозначает звонкий согласный звук. Она парная согласная. Её «соседями» в алфавите являются Ж и И.
Какое сейчас время года? (Поздняя осень.)
А какое время года скоро наступит? (Зима.)
Подберите к слову «зима» однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего рода и множественного числа.
Запишите их, выделив окончания.
На доске появляется рисунок снежинки.
Сообщение темы, цели урока.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости к Зимушке-зиме. На уроке обобщим знания об имени прилагательном.
- Зима приносит много развлечений. Какие зимние забавы вы знаете?
Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку:
По снегу покатите –
Я подрасту.
На костре согрейте –
Я пропаду. (Снежок.)
Вы любите играть в снежки?
Тогда поиграем в снежки! Я буду вам «бросать» снежки-вопросы, а вы будете «бросать» снежки-ответы.
Что такое имя прилагательное?
Что оно обозначает?
Как изменяется имя прилагательное?
С какой частью речи связано?
Что образует с существительным?
На какие вопросы отвечает?
Какую роль играет в нашей речи?
Чем является в предложении имя прилагательное?
На доске появляется рисунок снежинки.
– Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стуж. А сопровождать нас будут три брата.
Кто они? (Зимние месяцы.)
Назовите их.(Декабрь, январь и февраль.)
Появляется рисунок.
Из какой сказки они к нам пришли? (С.Маршак «Двенадцать месяцев»)
Появляется рисунок.
-Что вы знаете о декабре? (Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».)
Задания Декабря.
Упр.207. Прочитай русские и казахские пословицы. Имена прилагательные, данные в скобках, согласуй с именами существительными. Что для этого надо сделать? Напиши пословицы. Определи их значение.
На доске появляется рисунок снежинки.
Упр.208. Отгадай ребус. Напиши отгадку. Образуй от слова-отгадки имена прилагательные разного рода и числа. Обозначь окончания. Сделай вывод.
На доске появляется рисунок снежинки.
Физминутка «Метка на доске».
-Найдите метку на доске, проведите взглядом до другой метки.
• •
6. – Что вы знаете о январе? (В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.)
Задания Января.
Упр.209.Прочитай стихотворение. Спиши. Найди и подчеркни имена прилагательные. Обозначь род и падеж. Какое время описал поэт?
На доске появляется рисунок снежинки.
Игра «Магазин».
- Я буду диктовать существительные, а вы – будете записывать имена прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы.
7. –Что вы знаете о феврале? (Февраль – месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. «В феврале зима с весной встретится».)
Задания Февраля.
Упр. 210. Вспомни и напиши названия сказок, в которых встречаются имена прилагательные. Подчеркни их, определи число и род. (Самостоятельная работа.)
Упр.212. Прочитай. Составь и напиши словосочетания «прилагательное+существительное». С одним из них составь и напиши предложение. Сделай его синтаксический разбор. Запомни написание выделенного словарного слова. (Работа по вариантам.)
На доске появляется рисунок снежинки.
ІІІ. Домашнее задание: Упр.211. Прочитай текст. Спиши. Вместо вопросов вставь нужные по смыслу имена прилагательные. Определи падеж. Запомни написание выделенного словарного слова.
ІҮ. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подошло к концу. Поиграем в игру «Аукцион». Я предлагаю вам предмет, кто больше назовёт прилагательных к нему, тот и будет его обладателем.