kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности школьников 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии на уроке русского языка  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности школьников 5 класса»







Игровые технологии

на уроках русского языка

как средство развития познавательной активности школьников 5 класса



























     Введение

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Целью обращения к игре на уроках русского языка в 5 классе с украинским языком обучения с 1 класса является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке русского языка может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.

Урок с дидактической игрой

      Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

      Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – ролевая игра

   В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

   Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

-  Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

-  Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

-  Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

   Формы проведения ролевой игры:

- воображение путешествия;

- дискуссии на основе распределения ролей,

- пресс- конференции,

- уроки – суды.

   Практическое воплощение технологии

 Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся 5 класса по теме «Лексикология. Лексикография. Синонимы, антонимы, омонимы и их употребление».
Синонимы

— Чтобы сегодня встретиться с маленькими человечками с планеты Лексика – Синонимами, нужно сначала взобраться на вершину горы. Кто из вас преодолеет орфографическую гору?

Антонимы. Встреча с карликом и великаном. Возвращение домой.

— На нашем пути оказался огромный камень, поросший мхом. Я думаю, здесь таится подсказка, но, к сожалению, некоторые буквы стерлись. Каждый, восстановивший текст, написанный здесь, сможет увидеть все, что только пожелает.

— Давайте попробуем восстановить:

Ты хочеш… скорее выр…сти и скорее п…знать мир, …кружающий тебя. Каждый ч…ловекхоч…т это…о. Планета Лексика к твоим услугам. Если ты п…дружиш…ся с ее обитателями, то оставиш… х…р…шую память о себе. Знания планеты Лексика …громны. Пр…сторы планеты Лексика полны ч…дес и …ткрытий.

(учащиеся письменно выполняют задание)

Продолжите мой рассказ.

Странная картина… Никто из спорящих не хотел согласиться. Когда кто-то поднимал руки вверх, остальные …. (опускали их вниз). Одни говорили о казни, другие – …. (о помиловании), один вставал, другой – … (садился).

  • Они же близкие нам существа, - говорили одни.

  • Нет, …. (далекие), - отрицали другие.

  • Они же пришли к нам с миром, - уговаривали одни.

  • Нет, …. (с войной), - отвечали другие.

  • А-а-а! – завопил великан. – Меня ужалила кровожадная оса-антима.

  • Ха-ха-ха! – засмеялись другие, – и вовсе она не злая, а …. (добрая).

  • Да, добрая, - обиделся великан. – Вы видели, какое у нее длинное жало.

  • И вовсе не длинное, а …. (короткое).

  • Смейтесь, смейтесь, - обиженно проговорил великан, но сразу получил ответ:

  • Мы совсем не смеемся, мы сейчас… (плачем).

  • Ты, несчастный!… - заговорил он, схватив одного, кто больше всех смеялся.

  • Ну, что ты, я самый …. (счастливый).

 Омонимы. Захват корабля.

— Сегодня наш корабль захватили инопланетяне – омонимы. Если вы справитесь с их заданиями, то они нас отпустят.

Впишите в клетки слова, совпадающие по звучанию, но совершенно различные по значению.

  1. Синоним слова плохой = Антоним слова упитанный.

  2. Последовательный ряд музыкальных звуков = Название третьей буквы греческого алфавита.

  3. Покрытая льдом площадка = Машина для укатывания дороги.

  4. Верхняя, ветвистая часть дерева = Прежняя денежная единица некоторых европейских стран.

  5. Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот = Морское млекопитающее с ценным мехом.

  6. Продукты, идущие в пищу животным = Задняя часть судна.

— Ребята, как вы думаете, почему когда один из Омонимов решил охранять нас и попросил принести лук, то был очень огорчен при виде луковицы с огорода?

А что написано в учебнике про омонимы?

Итак, вы готовы освободить наш корабль?

Тогда ответьте на вопросы.

  • Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.

  • В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.

  • В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед.

  • На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом.

  • Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.

  • Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг.

  • Любая мода не вечна, не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

Выпишите только словосочетания с омонимами:

  • Бродят по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.

  • Сжать пружину. Сжать рожь. Тоска сжала сердце. Сжать губы. Сжать статью.

  • Вода стекла. Ваза из стекла.

  • Завернуть в бумагу. Завернуть за угол. Завернуть на огонек.

Молодцы, вы справились с трудностями и можете продолжать свое путешествие.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Костенко Людмила Дмитриевна

Дата: 01.03.2020

Номер свидетельства: 541620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "primenenie_igrovykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "476603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535538846"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад на тему: "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку ""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_puti_povyshieniia_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_po"
    ["file_id"] => string(6) "397235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488456649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства