Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности школьников 5 класса»
Игровые технологии
на уроках русского языка
как средство развития познавательной активности школьников 5 класса
Введение
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Целью обращения к игре на уроках русского языка в 5 классе с украинским языком обучения с 1 класса является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке русского языка может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
Урок с дидактической игрой
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок – ролевая игра
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
- Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
- Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
- Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры:
- воображение путешествия;
- дискуссии на основе распределения ролей,
- пресс- конференции,
- уроки – суды.
Практическое воплощение технологии
Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся 5 класса по теме «Лексикология. Лексикография. Синонимы, антонимы, омонимы и их употребление». Синонимы
— Чтобы сегодня встретиться с маленькими человечками с планеты Лексика – Синонимами, нужно сначала взобраться на вершину горы. Кто из вас преодолеет орфографическую гору?
Антонимы. Встреча с карликом и великаном. Возвращение домой.
— На нашем пути оказался огромный камень, поросший мхом. Я думаю, здесь таится подсказка, но, к сожалению, некоторые буквы стерлись. Каждый, восстановивший текст, написанный здесь, сможет увидеть все, что только пожелает.
— Давайте попробуем восстановить:
Ты хочеш… скорее выр…сти и скорее п…знать мир, …кружающий тебя. Каждый ч…ловекхоч…т это…о. Планета Лексика к твоим услугам. Если ты п…дружиш…ся с ее обитателями, то оставиш… х…р…шую память о себе. Знания планеты Лексика …громны. Пр…сторы планеты Лексика полны ч…дес и …ткрытий.
(учащиеся письменно выполняют задание)
Продолжите мой рассказ.
Странная картина… Никто из спорящих не хотел согласиться. Когда кто-то поднимал руки вверх, остальные …. (опускали их вниз). Одни говорили о казни, другие – …. (о помиловании), один вставал, другой – … (садился).
Они же близкие нам существа, - говорили одни.
Нет, …. (далекие), - отрицали другие.
Они же пришли к нам с миром, - уговаривали одни.
Нет, …. (с войной), - отвечали другие.
А-а-а! – завопил великан. – Меня ужалила кровожадная оса-антима.
Ха-ха-ха! – засмеялись другие, – и вовсе она не злая, а …. (добрая).
Да, добрая, - обиделся великан. – Вы видели, какое у нее длинное жало.
И вовсе не длинное, а …. (короткое).
Смейтесь, смейтесь, - обиженно проговорил великан, но сразу получил ответ:
Мы совсем не смеемся, мы сейчас… (плачем).
Ты, несчастный!… - заговорил он, схватив одного, кто больше всех смеялся.
Ну, что ты, я самый …. (счастливый).
Омонимы. Захват корабля.
— Сегодня наш корабль захватили инопланетяне – омонимы. Если вы справитесь с их заданиями, то они нас отпустят.
Впишите в клетки слова, совпадающие по звучанию, но совершенно различные по значению.
Синоним слова плохой = Антоним слова упитанный.
Последовательный ряд музыкальных звуков = Название третьей буквы греческого алфавита.
Покрытая льдом площадка = Машина для укатывания дороги.
Верхняя, ветвистая часть дерева = Прежняя денежная единица некоторых европейских стран.
Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот = Морское млекопитающее с ценным мехом.
Продукты, идущие в пищу животным = Задняя часть судна.
— Ребята, как вы думаете, почему когда один из Омонимов решил охранять нас и попросил принести лук, то был очень огорчен при виде луковицы с огорода?
А что написано в учебнике про омонимы?
Итак, вы готовы освободить наш корабль?
Тогда ответьте на вопросы.
Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.
В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.
В воде он медленно плывет, в станке летает взад-вперед.
На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом.
Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.
Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг.
Любая мода не вечна, не изменяюсь я одна. И девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.
Выпишите только словосочетания с омонимами:
Бродят по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.