Игра "Умники и умницы" в 5-м классе
ОБОРУДОВАНИЕ:
жетончики,
цветная бумага,
грамоты,
шапки из бумаги.
ЦЕЛЬ: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету - русскому языку.
Предварительные вопросы:
I. Отборочный тур.
1. Что такое лексика? Лексикология? Лексикон?
2. Что такое лексическое значение слова?
3. Чем отличаются многозначные слова от однозначных?
4. Приведите примеры слов с переносным значением? Приведите примеры.
5. Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.
6. Как называются такие пары слов как:
зеленый лук – луг;
плот – плод;
поседел – посидел;
поласкал – полоскал?
Как их различать? Составьте словосочетания.
7. Как называются такие слова:
8. Подбери синонимы, антонимы к прилагательным:
свежий журнал (новый – старый)
свежее белье (чистое – грязное)
свежий вечер (прохладный – теплый)
свежие обои (новые – старые)
9. Какие слова называются антонимами? Что такое антонимы? Приведи примеры.
10. Как различить синонимы и многозначные слова?
11. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?
12. Объясните, что значат выражения, приведенные ниже. Почему можно так говорить? Приведите собственные примеры.
Металл в людях: стальная воля, железная энергия, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы.
13. Сколько у семи ослов ушей и хвостов? (У шеи хвостов)
Он же ребенок! (жеребёнок). Тише же ребята!
Ел старик хлеб с ухой (сухой).
14. Принято пол а скать д итя или собаку, но всего необходимее пол о скать рот. (Козьма Прутков) Как называются выделенные слова? (Омофоны)
15. Как называются слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению? (Ударение падает на выделенные гласные)
Село – се ло; кружки – кру жки; при стань – приста нь; по лы – полы ; мо ю – мою .
16.
Стелют на матрас меня,
Называюсь … (простыня)
17.
Я травянистое растенье С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
18.
Я сборник карт, от ударения Зависят два моих значенья: Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас)
19. В каком слове сорок а? (Сорока)
20. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон)
21. Чем кончается день и ночь? (Ь)
22. Что стоит посередине земли? (М)
23. Чем кончается лето и начинается осень? (Ь)
24.
Я все то, что есть на свете, Все народы на планете, Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. (Мир)
25. Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Какой город летает? (Орёл)
26.
В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своем значении Я – планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу все построю. (Линейка)
II. Состязания на красной дорожке (нельзя ни разу ошибаться). Варианты заданий:
Укажи значение омонимов брак, град, ключ .
Сколько раз встречаем звук з в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе
Назовите слова, в которых звук обозначался бы двумя буквами, а буква – звуками. (Конь , я ма)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
III. Состязания на зеленой дорожке (можно ошибаться 2 раза). Варианты заданий:
Реши звуковые пропорции:
Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
В названии какого дня недели есть удвоенный согласный?
Каким ключом нельзя открыть дверь?
IV. Состязания на желтой дорожке (допустима 1 ошибка). Варианты заданий:
Укажи значение омонимов мир, свет, среда .
Укажите, сколько раз встречается звук т в предложении: Документ подписан директором.
Как можно превратить слово мел – в темное мелкое место, угол – в топливо, шест – в число?
Сколько звуков в словах июль, пою?