kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - игра «Умники и умницы» для 6 класса по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - игра «Умники и умницы» для 6 класса (УМК любой) по роману А.С.Пушкина «Дубровский» Урок - игра «Умники и умницы» для 6 класса (УМК любой) по роману А.С.Пушкина «Дубровский» Митченкова Е.А., учитель русского языка и литературы Раздел: Литература ЦЕЛИ: - в игровой, увлекательной форме закрепить знание текста романа; - развивать навыки вдумчивого чтения; - прививать интерес и любовь к творчеству А.С.Пушкина. ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг А.С.Пушкина, портрет поэта, иллюстрации к произведению. ПРАВИЛА ИГРЫ. Игра состоит из трёх агонов и финала. В каждом агоне по три участника. Жребий определяет дорожки участников. На зелёной дорожке – 4 клетки, на жёлтой – 3, на красной – 2. На зелёной можно ошибаться дважды, на жёлтой – один раз, на красной – ни разу, зато путь к победе самый короткий. Ареопаг (жюри) – учителя литературы. Предварительно проводится отборочный тур, цель которого – отобрать 9 участников. Ученики письменно отвечают на вопросы. Кто набрал большее количество очков, становится участником игры. Остальные – «теоретики». Заработавший наибольшее количество Орденов Шёлкового Умника «теоретик» может оказаться участником финала, если до него не доберутся игроки. ОТБОРОЧНЫЙ ТУР 1. Что давало вес Троекурову в губерниях? (Богатство, знатный род и связи) 2. Как называлось имение Троекурова? (Покровское) 3. Как называлась деревня Дубровского? (Кистенёвка) 4. В каком чине вышел в отставку Дубровский? (Поручик гвардии) 5. В каком чине вышел в отставку Троекуров? (Генерал-аншеф) 6. Сколько крепостных было у Дубровского? (70) 7. Чем были схожи биографии Дубровского и Троекурова? (Женились по любви, овдовели, имели детей) 8. Объясните значение выражения «остальная деревня». (Последняя оставшаяся деревня) 9. Поставьте ударения в словах: сетовала, бельведер, трапеза, бостон. (сЕтовала, бельведЕр, трАпеза, бостОн) 10. Где обучался Владимир Дубровский? В каком городе и в каком учебном заведении? (Петербург, Кадетский корпус) 11. Кто рассказал Владимиру Дубровскому о произошедшем между его отцом и Троекуровым? (Кучер Антон) 12. Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово) I АГОН 1. Узнайте, кто это? Зелёная дорожка «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой» (В. Дубровский) Жёлтая дорожка «… около 50-ти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский) Красная дорожка «… толстый мужчина лет 50-ти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…» (Антон Пафнутьич Спицын) 2. Русский язык. Объясните значение следующих слов, встречающихся в повести. Зелёная дорожка 1) Стремянный (крепостной слуга, ухаживал за лошадью хозяина, во время охоты был возле господина) 2) Исправник (начальник местной полиции) 3) Повесничать (бездельничать) Жёлтая дорожка 1) Камердинер (комнатный слуга) 2) Яства (кушанья) 3) Подорожная (документ, дававший право на получение почтовых лошадей) Красная дорожка 1) Смотритель (начальник почтовой станции) 2) Паче чаяния (вопреки ожиданию) 3) Лазарет (больница) 3. Почему? Зелёная дорожка Почему Троекуров и Дубровский, такие разные, сначала были на удивление дружны, а потом стали врагами? (Гордость и независимость Дубровского) Жёлтая дорожка Почему в окрестностях имения Троекурова появилась шайка разбойников, а потом неожиданно прекратила своё существование? (Дубровский хотел отомстить Троекурову, полюбил Машу, потерял надежду на соединение с ней) 4. История Зелёная дорожка Что такое крепостное право? (Помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежащих ему крестьян) II АГОН 1. Продолжите текст… (можно своими словами, но правильно передайте смысл) Кому принадлежит эти слова? Зелёная дорожка «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока ….» ( «… не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших хлопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин» Андрей Гаврилович Дубровский) Жёлтая дорожка - Во владение Кириллу Петровичу! Господь упаси и избави… ( … у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерёт» Кучер Антон) Красная дорожка «Стойте. - …- Дураки! что вы это? Вы губите и себя и меня…» ( «… Ступайте по дворам и оставьте меня в покое. Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети. А как ему за вас будет заступиться, если вы станете бунтовать и разбойничать» Владимир Дубровский) 2. Почему? Зелёная дорожка Почему Маша, не обратившая сначала внимания на гувернёра, изменила к нему своё отношение? (Учитель – род слуги или мастерового, а они не казались ей мужчинами. После испытания с медведем она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному дворянскому сословию.) Жёлтая дорожка Почему на предложение Троекурова поженить детей Андрей Гаврилович отвечал: «мой Володька не жених Марии Кириловне»? (Неравный брак – несчастливый брак. Лучше жениться на бедной дворянке и быть хозяином в доме.) Красная дорожка Почему кузнец Архип запер в горящем доме приказных, но полез спасать кошку? (Кошка – безвинная божья тварь) 3. Хорошо ли вы знаете текст? Зелёная дорожка В каком возрасте Владимира Дубровского отправили в Петербург? (7 лет) Жёлтая дорожка С помощью чего Маша должна была подать знак Владимиру? (Опустить в дупло кольцо) 4. Эпиграф. Зелёная дорожка Какой эпиграф использовал автор в IV главе? Объясните его значение. ( «Где стол был яств, там гроб стоит» Ода Г.Державина «На смерть князя Мещерского») III АГОН 1. Семантика. Объясните значение поговорки в устах кучера Антона… Зелёная дорожка «Плетью обуха не перешибёшь» (Попытка Андрея Гавриловича Дубровского противостоять Троекурову) Жёлтая дорожка «Было бы корыто, а свиньи-то будут» (Господа съезжаются на поклон к Троекурову) Красная дорожка «Да ведь на чужой рот пуговицы не нашьёшь» (Все в округе говорят о том, как приберёт к рукам Троекуров кистенёвских крестьян) 2. Почему? Зелёная дорожка Почему К.П.Троекуров решил выдать дочь замуж за кн. Верейского? Что было решающим в этом вопросе? (Богатство и знатность князя) Жёлтая дорожка Почему Мария Кириловна сначала обратилась за помощью к Дубровскому, а потом отвергла её? ( Безвыходное положение: лучше стать женой разбойника, чем ненавистного старика. Но помощь Дубровского опоздала: она обвенчана с князем) Красная дорожка Почему Дубровский не стал грабить помещицу Глобову? (Справедлив: грабил только богатых, да и брал лишь половину. А Глобова посылала деньги сыну – офицеру в столицу, как когда-то старик Дубровский Владимиру.) 3. Хорошо ли знаете текст? Зелёная дорожка Что подтолкнуло Владимира к решению сжечь родной дом? (Портрет матери, чтоб спасти его от насмешек равнодушных людей) Жёлтая дорожка Где хранил Спицын свои деньги? (В красной шкатулке сначала, а после – в кожаной сумке на груди под рубашкой) 4. «Четвёртое лишнее» Зелёная дорожка Кирила Петрович, Андрей Гаврилович, Мария Кириловна, Орина Егоровна. (Орина Егоровна – крепостная) ФИНАЛ 1. Зелёная дорожка Чьё это письмо? «Государь ты наш, Владимир Андреевич, - … решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем в Песочное». (Орина Егоровна Бузырёва) Кто послужил прототипом героини? (Арина Родионовна Яковлева) Жёлтая дорожка Что бы вы исправили во фразе с точки зрения современного русского языка? «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров» (Кирила) Красная дорожка Расположите иллюстрации в хронологическом порядке. Поясните изображённое на них. 2. Почему? Почему Троекуров оставался глух к мольбам Марии Кириловны, дочери, которую он, казалось бы, так любил? (Он не знал дочь, не интересовался её чувствами. Был деспотичен и жесток) Жёлтая дорожка Почему князь Верейский отдал Троекурову письмо Маши? Как вы оцениваете его поступок? (Лицемерен, неблагороден, эгоистичен, жесток) Красная дорожка Почему дворовой Митя не струсил перед Троекуровым, а Саша, испугавшись отца, всё ему выложил? (Изнеженный и избалованный Саша предал сестру, а Митя готов вынести побои, но остаться верным Дубровскому) 3. Хорошо ли знаете текст? Зелёная дорожка Куда был ранен Дубровский князем Верейским? (В плечо) Жёлтая дорожка Каким развлечением закончился первый визит Марии Кириловны и Кирила Петровича к князю Верейскому? (Фейерверк) 4. Зелёная дорожка Почему Дубровский оставил своих товарищей – разбойников на произвол судьбы? (Дубровский хотел отомстить Троекурову, но полюбил Машу. Хотел жениться на ней, но её выдали за кн. Верейского. Надеяться больше не на что, поэтому он уезжает за границу. А преданные ему товарищи – разбойники – всего лишь крепостные. Он не думал искать правды и свободы для них.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра «Умники и умницы» для 6 класса по роману А.С.Пушкина «Дубровский»»

Урок - игра «Умники и умницы» для 6 класса (УМК любой)

по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Митченкова Е.А., учитель русского языка и литературы


Раздел: Литература


ЦЕЛИ:

- в игровой, увлекательной форме закрепить знание текста романа;

- развивать навыки вдумчивого чтения;

- прививать интерес и любовь к творчеству А.С.Пушкина.


ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг А.С.Пушкина, портрет поэта, иллюстрации к произведению.


ПРАВИЛА ИГРЫ.

Игра состоит из трёх агонов и финала. В каждом агоне по три участника. Жребий определяет дорожки участников. На зелёной дорожке – 4 клетки, на жёлтой – 3, на красной – 2. На зелёной можно ошибаться дважды, на жёлтой – один раз, на красной – ни разу, зато путь к победе самый короткий.

Ареопаг (жюри) – учителя литературы.

Предварительно проводится отборочный тур, цель которого – отобрать 9 участников. Ученики письменно отвечают на вопросы. Кто набрал большее количество очков, становится участником игры. Остальные – «теоретики». Заработавший наибольшее количество Орденов Шёлкового Умника «теоретик» может оказаться участником финала, если до него не доберутся игроки.


ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

1. Что давало вес Троекурову в губерниях? (Богатство, знатный род и связи)

2. Как называлось имение Троекурова? (Покровское)

3. Как называлась деревня Дубровского? (Кистенёвка)

4. В каком чине вышел в отставку Дубровский? (Поручик гвардии)

5. В каком чине вышел в отставку Троекуров? (Генерал-аншеф)

6. Сколько крепостных было у Дубровского? (70)

7. Чем были схожи биографии Дубровского и Троекурова?

(Женились по любви, овдовели, имели детей)

8. Объясните значение выражения «остальная деревня». (Последняя оставшаяся деревня)

9. Поставьте ударения в словах: сетовала, бельведер, трапеза, бостон.

(сЕтовала, бельведЕр, трАпеза, бостОн)

10. Где обучался Владимир Дубровский? В каком городе и в каком учебном заведении?

(Петербург, Кадетский корпус)

11. Кто рассказал Владимиру Дубровскому о произошедшем между его отцом и Троекуровым? (Кучер Антон)

12. Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)


I АГОН

1. Узнайте, кто это?

Зелёная дорожка «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой» (В. Дубровский)

Жёлтая дорожка «… около 50-ти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский)

Красная дорожка «… толстый мужчина лет 50-ти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…» (Антон Пафнутьич Спицын)

2. Русский язык. Объясните значение следующих слов, встречающихся в повести.

Зелёная дорожка

1) Стремянный

(крепостной слуга, ухаживал за лошадью хозяина, во время охоты был возле господина)

2) Исправник (начальник местной полиции)

3) Повесничать (бездельничать)

Жёлтая дорожка

1) Камердинер (комнатный слуга)

2) Яства (кушанья)

3) Подорожная (документ, дававший право на получение почтовых лошадей)

Красная дорожка

1) Смотритель (начальник почтовой станции)

2) Паче чаяния (вопреки ожиданию)

3) Лазарет (больница)

3. Почему?

Зелёная дорожка Почему Троекуров и Дубровский, такие разные, сначала были на удивление дружны, а потом стали врагами? (Гордость и независимость Дубровского)

Жёлтая дорожка Почему в окрестностях имения Троекурова появилась шайка разбойников, а потом неожиданно прекратила своё существование?

(Дубровский хотел отомстить Троекурову, полюбил Машу, потерял надежду на соединение с ней)

4. История

Зелёная дорожка Что такое крепостное право?

(Помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежащих ему крестьян)


II АГОН

1. Продолжите текст… (можно своими словами, но правильно передайте смысл)

Кому принадлежит эти слова?

Зелёная дорожка

«Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока ….»

( «… не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших хлопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин» Андрей Гаврилович Дубровский)

Жёлтая дорожка

- Во владение Кириллу Петровичу! Господь упаси и избави…

( … у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерёт» Кучер Антон)

Красная дорожка

«Стойте. - …- Дураки! что вы это? Вы губите и себя и меня…»

( «… Ступайте по дворам и оставьте меня в покое. Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети. А как ему за вас будет заступиться, если вы станете бунтовать и разбойничать» Владимир Дубровский)

2. Почему?

Зелёная дорожка Почему Маша, не обратившая сначала внимания на гувернёра, изменила к нему своё отношение?

(Учитель – род слуги или мастерового, а они не казались ей мужчинами. После испытания с медведем она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному дворянскому сословию.)


Жёлтая дорожка Почему на предложение Троекурова поженить детей Андрей Гаврилович отвечал: «мой Володька не жених Марии Кириловне»?

(Неравный брак – несчастливый брак. Лучше жениться на бедной дворянке и быть хозяином в доме.)

Красная дорожка Почему кузнец Архип запер в горящем доме приказных, но полез спасать кошку? (Кошка – безвинная божья тварь)

3. Хорошо ли вы знаете текст?

Зелёная дорожка В каком возрасте Владимира Дубровского отправили в Петербург?

(7 лет)

Жёлтая дорожка С помощью чего Маша должна была подать знак Владимиру?

(Опустить в дупло кольцо)

4. Эпиграф.

Зелёная дорожка Какой эпиграф использовал автор в IV главе? Объясните его значение.

( «Где стол был яств, там гроб стоит» Ода Г.Державина «На смерть князя Мещерского»)


III АГОН

1. Семантика. Объясните значение поговорки в устах кучера Антона…

Зелёная дорожка «Плетью обуха не перешибёшь»

(Попытка Андрея Гавриловича Дубровского противостоять Троекурову)

Жёлтая дорожка «Было бы корыто, а свиньи-то будут»

(Господа съезжаются на поклон к Троекурову)

Красная дорожка «Да ведь на чужой рот пуговицы не нашьёшь»

(Все в округе говорят о том, как приберёт к рукам Троекуров кистенёвских крестьян)

2. Почему?

Зелёная дорожка Почему К.П.Троекуров решил выдать дочь замуж за кн. Верейского? Что было решающим в этом вопросе? (Богатство и знатность князя)

Жёлтая дорожка Почему Мария Кириловна сначала обратилась за помощью к Дубровскому, а потом отвергла её?

( Безвыходное положение: лучше стать женой разбойника, чем ненавистного старика. Но помощь Дубровского опоздала: она обвенчана с князем)

Красная дорожка Почему Дубровский не стал грабить помещицу Глобову?

(Справедлив: грабил только богатых, да и брал лишь половину. А Глобова посылала деньги сыну – офицеру в столицу, как когда-то старик Дубровский Владимиру.)

3. Хорошо ли знаете текст?

Зелёная дорожка Что подтолкнуло Владимира к решению сжечь родной дом?

(Портрет матери, чтоб спасти его от насмешек равнодушных людей)

Жёлтая дорожка Где хранил Спицын свои деньги?

(В красной шкатулке сначала, а после – в кожаной сумке на груди под рубашкой)

4. «Четвёртое лишнее»

Зелёная дорожка Кирила Петрович, Андрей Гаврилович, Мария Кириловна, Орина Егоровна. (Орина Егоровна – крепостная)


ФИНАЛ

1. Зелёная дорожка Чьё это письмо?

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, - … решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем в Песочное». (Орина Егоровна Бузырёва)

Кто послужил прототипом героини? (Арина Родионовна Яковлева)

Жёлтая дорожка Что бы вы исправили во фразе с точки зрения современного русского языка?

«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров» (Кирила)

Красная дорожка Расположите иллюстрации в хронологическом порядке. Поясните изображённое на них.

2. Почему?

Почему Троекуров оставался глух к мольбам Марии Кириловны, дочери, которую он, казалось бы, так любил?

(Он не знал дочь, не интересовался её чувствами. Был деспотичен и жесток)

Жёлтая дорожка Почему князь Верейский отдал Троекурову письмо Маши? Как вы оцениваете его поступок? (Лицемерен, неблагороден, эгоистичен, жесток)

Красная дорожка Почему дворовой Митя не струсил перед Троекуровым, а Саша, испугавшись отца, всё ему выложил?

(Изнеженный и избалованный Саша предал сестру, а Митя готов вынести побои, но остаться верным Дубровскому)

3. Хорошо ли знаете текст?

Зелёная дорожка Куда был ранен Дубровский князем Верейским? (В плечо)

Жёлтая дорожка Каким развлечением закончился первый визит Марии Кириловны и Кирила Петровича к князю Верейскому? (Фейерверк)

4. Зелёная дорожка Почему Дубровский оставил своих товарищей – разбойников на произвол судьбы?

(Дубровский хотел отомстить Троекурову, но полюбил Машу. Хотел жениться на ней, но её выдали за кн. Верейского. Надеяться больше не на что, поэтому он уезжает за границу.

А преданные ему товарищи – разбойники – всего лишь крепостные. Он не думал искать правды и свободы для них.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - игра «Умники и умницы» для 6 класса по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Автор: Митченкова Елена Анатольевна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288348


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства