Цель 1.Личностные Повторить, обобщить знания о чередовании в корне.
.Вооружить способами проверки двух безударных гласных в слове;
а) подбор двух проверочных слов;
б) запоминание, сверка со словарём;
в) новый: сопоставление оро\\ра, оло\\ла, ере\\ре
2.ПредметныеРазвивать орфографическую зоркость в определении выбора правописания корней с чередованием.
3.Коммуникативныеформирование познавательного интереса и увлечённости изучаемым языком; воспитание личности ученика, позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Если в корне две безударные гласные »
Урок русского языка в 3 Б классе по теме:
«Если в корне две безударные гласные»
Цель 1.Личностные Повторить, обобщить знания о чередовании в корне.
.Вооружить способами проверки двух безударных гласных в слове;
а) подбор двух проверочных слов;
б) запоминание, сверка со словарём;
в) новый: сопоставление оро\\ра, оло\\ла, ере\\ре
2.Предметные Развивать орфографическую зоркость в определении выбора правописания корней с чередованием.
3.Коммуникативные формирование познавательного интереса и увлечённости изучаемым языком; воспитание личности ученика, позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, памятки , индивидуальные карточки, учебник «Русский язык» - 1 часть Л. Я. Желтовской, рабочая тетрадь «Русский язык» - 1 часть Л. Я. Желтовской, листы диагностики
Ход урока
Организационный момент
Эмоциональный настрой.
- Ребята, соберите предложение из слов:
Нас, все, у, сегодня, получится.
- Прочитайте получившиеся предложение с логическим ударением на разные слова.
Сегодня у нас всё получится.
2. Мобилизирующий зтап
- Выполни логическое упражнение. Прочитайте запись на доске:
Ребята – Роман, Григорий, Алексей рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице. Алексей нарисовал снеговика. Григорий не стал рисовать деревья зимой.
-Определите, что нарисовал каждый из мальчиков, используя слова: если, значит, следовательно.
- Составьте текс – рассуждение.
Если Алексей нарисовал снеговика, а Григорий не стал рисовать деревья зимой, значит, их нарисовал Роман, следовательно, Григорий нарисовал детей на улице.
Мы выстроили логическую цепочку.
А сейчас вернёмся к первоначальному тексту – повествованию.
Ребята – Роман, Григорий, Алексей рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице.
-Что объединяет эти слова? (безударные гласные в корне)
В чём различие? На какие две группы мы поделим слова с безударной гласной в корне? (проверяемая и непроверяемая)
3. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня мы должны повторить правописание безударных гласных в корне, а также познакомиться с ещё одним способом проверки безударных гласных в корне.
4. Актуализация прежних знаний
а) - Как проверить безударную гласную в корне?
Вспомните стихотворение - помощник
Если буква гласная
Вызвала сомнение,-
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
б) Выписывание слов с непроверяемыми и проверяемыми гласными в корне.
- Выписать из предложения слова с непроверяемой безударной гласной.(ребята, рисовали, картину, на улице)
- Выпишите слова с проверяемой безударной гласной таким образом: сначала проверочное слово, затем проверяемое
- Запишите сначала проверочные слова, затем – проверяемые так:
Вечер, вечерний – вечереет
Физкультминутка
Молодцы!
в) Полногласные и неполногласные сочетания в словах.
- Наряду с подбором проверочных слов для каждого гласного, есть ещё один приём выбора букв. Ребята, скажите.- такое явление в русском языке как чередование вам знакомо?. Где встречается чередование? Вспомните материал прошлых уроков. Какое чередование вам известно? Правильно чередование согласных в корне к\\ш, к\\ч, ст\\щ, х\\ш, г\\ж\\з, (например: знак – значок
друг – дружок
орех - орешник )
Молодцы!
Г) Наблюдение за чередованием гласных в корне.
- Ребята, гласные тоже в некоторых случаях чередуются. Понаблюдаем за чередованием гласных на примерах упр. 35 стр. 100
Огород – ограда
Город-град
Голод-глад
Середина-среда
Запишите и запомните чередование сочетаний этих букв : оро\\ра, оло\\ла, ере\\ре.
д) Рубрика. Это интересно! Стр. 101 № 37
Давайте ближе познакомимся с таким чередованием в русском языке, которое получило название полногласие и неполногласие. Это чередование является историческим. Почему?
Потому что связано с историей нашего языка. В старославянском языке – это предок русского языка встречаются слова глава, злато, глас, стража с неполногласием. В современном русском языке есть полногласные их «родственники» - голова, золото, голос, сторож - слова с полногласием.
Итак, основные полногласные – неполногласные пары оро \\ ра, оло\\ла, ере\\ре
5. Закрепление материала.
а) - Ребята, чаще всего слова с неполногласием встречаются в произведениях русских писателей и поэтов у Александра Сергеевича Пушкина, Василия Андреевича Жуковского.
Найдите в отрывках слова с неполногласием и найдите «близнеца» - слово в русском языке с полногласием
…И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя
Тридцать три богатыря…
…Царь Кащей над златом чахнет…
Царя и царицу я видел…Вдвоём
Безгласны, печальны сидели они;
Но милой их дочери не было там
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая…
Задание. Выпишите слова с неполногласием и «родственницу» с полногласием
Брег – берег
Златом – золотом
Безгласны – голос
Бразды – борозды
б) Кроссворд (Р/т, стр. 36, упр. 7) (работа в паре)
сверка с доской
ограда, краткий, гласный, страж, младший, среда
Знание чередований уберегает от ошибок. Его нельзя проверять: нужно увидеть!
в) Лист диагностики.
Задание. Выбери буквы, используя знания о полногласных и неполногласных сочетаниях