-
Тема. Правописание безударных гласных в корне
Цели урока. Формировать навыки грамотного написания слов с слабой позицией гласных в корне; активизировать познавательную деятельность через коллективные способы обучения; формировать коммуникативную культуру.
Оборудование. Карточки для работы в группах, со словами с безударными гласными, схема «Безударный гласный в корне», орфографические деревья, листья с безударными гласными.
Оформление класса: На доске деревья со словами ( в словах пропущена безударная гласная в корне), по всему классу расположены листья с буквами, к-е необходимо вставить в слова.
Ход урока
- Постановка темы урока
-
Слайд грустный домовенок
Учитель.
-Сегодня к нам на урок пришел Домовенок.
-Скажите, какое у него настроение?
(Он грустный, печальный.)
У. А знаете, почему он такой печальный? Он огорчился из-за того, что вы допускаете много ошибок в написании безударной гласной корня. И поэтому он забрал все комплименты и твердо решил, что не вернет их, пока вы не покажете свои знания и умения работать вместе.
-В какой позиции гласная не требует проверки?
Д. В сильной.
У. Что такое сильная позиция для гласной?
Д. Под ударением.
У. Что такое слабая позиция?
Д. Без ударения.
У. Итак, тема нашего урока записана на доске.(или показ слайда) Прочитайте ее.(«Безударные гласные в корне слова»)
-Сегодня на уроке мы будем формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы
II. Чистописание
У. Все ли гласные нужно проверять?
Д. Нет!
У. А какие?
Д. Буквы а, о, и, е, я.
-Откройте свои тетради, запишите число, кл. работа Пропишите эти буквы по образцу,.
Закрепление пройденного материала
- У вас на столах лежат карточки. Каждой группе выдается один из вариантов.
-
Вариант 1
С.рока,.дежда, к.тенок, в.дичка, М.сква, гр.чи, ш.ги.
Вариант 2
Яг.да, ч.совщик, зв.зда, к.пуста, ов.щи, стр.ла, ш.рф
ВариантЗ
Л.СТЫ, п.суда, м.шина, к.рмушка, з,.ма, вр.чи,.дежда.
Вариант 4
Р.бота, х.роший, б.гуны, х.дить, т.варищ, ск.ла, пч.ла.
У. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что их объединяет?
Д. Пропущенная безударная гласная.
У. На какие две группы можно разделить эти слова?
Д. С проверяемой и непроверяемой безударной гласной.
На доске.
У. Как писать слово, если гласная непроверяемая?
Д. Нужно посмотреть в словаре и запомнить.
У. Найдите в карточках словарные слова, вставьте пропущенную букву Проверьте их друг у друга.
- Как же проверить безударные гласные в оставшихся словах?
Д. Изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы гласная была под ударением.
У. Правильно! Сильный всегда помогает слабому. Например, гора, гористый проверяем горы, горный.
Теперь найдите в своих карточках слова с проверяемой безударной гласной и выпишите их в столбик. Напишите рядом проверочные слова. Выполните эту работу самостоятельно, а потом проверьте друг друга.
Дети работают в парах.
IIIДомовенок не выдержал и отдал нам первый комплимент.
На доску прикрепляется карточка или слайд
Карточка
Хорошее начало!
IVФизкультминутка
- Закрепление пройденного материала (продолжение)
-
У. На цветной карточке записано стихотворение. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы
Лесной, речной, гористый,
Морской, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно спиши.
-Какие слова произносим одинаково?
Д. Спеши, спиши.
У. Как пишем эти слова?
Д. В слове спеши пишем букву е, так как проверочное слово спешка. В слове спиши - гласную и, проверяем словом пишет.
-Домовенку очень понравилось, как вы дружно работ и он подарил вам еще один комплимент.
На доску прикрепляется карточка или слайд
Карточка
Я вами горжусь!
-Домовенок решил дать последнее задание, которое называется осенний сад. Но деревья в нашем саду необычные: вместо плодов на нем выросли слова, чтобы собрать урожай нам необходимо вставит пропущенную букву в каждое слово. Оглянитесь, вокруг вас множество букв, найдите ту букву, которую нужно вставить в первое слово, во 2 слово….
Дети «по цепочке» выполняют задание.
VI. Итог урока
У. Домовенок опять улыбается и надеется, что вы не будет больше допускать ошибки. Еще раз повторим, как проверит безударную гласную в корне?
Работа по схеме.
- Домовенку понравилось, как вы работаете, и он приготовил каждому из вас медальки комплименты.
Ребятам вручаются медальки с индивидуальными комплиментами: Чудесно! Браво! Умница! Бесподобно! Отлично! Здорово! Классно!.