Стили речи
Урок развития речи в 5 классе
Цели урока:
углубить представление о стилях речи,
дать понятие о признаках разговорного
художественного, научного стилей речи
Речевая ситуация: Где? С кем? С какой целью?
1. «Курочка Ряба» в научном стиле Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба клетку овальной формы в скорлупе, оболочке из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в I группе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665. И вот Homo sapiens дед попытался разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но не смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но и в этот раз клетка овальной формы в скорлупе, оболочке
не претерпела значительного физического изменения. Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу. По необъяснимой случайности на столе оказалась клетка овальной формы в скорлупе, оболочке
. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Клетка овальной формы в скорлупе, оболочке упала и разбилась. Вследствие этого дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием. Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые клетки овальной формы в скорлупе, оболочке
вперемежку.
2 Жили себе дед да баба, Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил – Не разбил. Баба била-била – Не разбила. Мышка бежала, Хвостиком махнула, Яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, Не золотое – простое».
- О чём говорится в текстах – об одном и том же или о разном?
- Как говорится – одинаково или по-разному?
- Где может быть использовано каждое высказывание?
Прочитайте и сравните тексты
Наши высказывания зависят от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ , то есть от речевой ситуации
С кем говорим?
Где?
С какой целью?
общение
В неофициальной обстановке
Со многими людьми
сообщение
С одним человеком
В официальной обстановке
воздействие
Стили речи
Как вы понимаете выражение ОФИЦИАЛЬНАЯ и НЕОФИЦИАЛЬНАЯ обстановка? Сгруппируйте примеры
официальная обстановка
неофициальная обстановка
На дне рождения у друга
На работе
В школе на уроке
В музее
дома
На прогулке в парке
В магазине
В гостях
На экзамене
В больнице
Как вы понимаете слова ОБЩЕНИЕ, СООБЩЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ?
общение
сообщение
воздействие
Делать замечание нарушителю дисциплины
Делиться впечатлениями
о кинофильме с товарищами
здороваться
Отвечать урок
Делать доклад
Приглашать ребят на экскурсию
Объяснять задачу однокласснику
Обсуждать маршрут похода
Рассказывать сказку
Речь
разговорная
книжная
Используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке
Обращена ко многим людям. Она используется в книгах, газетах, на радио, телевидении, в официальных беседах и выступлениях
Стили
Р.С. С кем ? Где ? Зачем ?
разговорный
книжные
1-1
Н.о.
Цель-общение
Научный
1-много
О.о
Цель-сообщение
Художественный
1—много
О.о
Цель-создать образ,
воздествовать
Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся
ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи (Даль "Поверья, суеверия и предрассудки русского народа”)
Яга (Яга-баба, ягая баба, ягаби-ха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна) — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Ну и ветер свищет, ну и пурга. Загрустила что- то баба Яга. Затушила свечку, забралась на печку, помело под ухо и сопит старуха, будто нос у ней не нос, а насос. Утром к ней Кощей Бессмертный приходил, злато, серебро на лавке разложил: - Сыгранём, в картишки или шахматишки? Но Яга Кощея вытолкала в шею: - Ты чего пристал Кощей, как репей? А намедни Змей Горыныч зазывал. Чуть трёхглавый телефон не оборвал. Всё шептал на ушко: -Прилетай, подружка! Еле отбрыкалась, ступа вон сломалась. Неохота к Змею ей, хоть убей! Ей бы к Лешему весёлому сгонять, чай с малиновым вареньем похлебать, А потом, на санки, рощи, да полянки, соснячки, дубравы: - Покатай, кудрявый! Но не скинуть ног с печи, хоть кричи. Ну и ветер свищет, ну и пурга, -Заболела что ли, Баба Яга?
Лес утонул в дремучих сугробах.Вместе со снегом налетели в лес невиданные существа . Странные белые фигуры, неподвижные, незнакомые , расселись по пням и сучкам. У белой реки грустит о братце невеселая Аленушка.Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке.А там и вовсе непонятный зверек.Но сделай шаг в сторону, и обернется зверек сучком, запорошенным снегом.
Подведение итогов урока. - Что нового узнали? -Все ли было понятно? -Какие трудности испытали? -Какой этап( вид работы)урока особенно запомнился? - Ваши пожелания.
Домашнее задание: 1.Осмыслить и запомнить схему о стилях речи, 2.подобрать тексты на одну тему в разных стилях , доказать их стилевую принадлежность.