Тема урока: «Я пишу тебе письмо»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познакомить с разновидностями и признаками письма, правилами их создания, уточнить структуру написания.
2.Содействовать формированию умений учащихся писать содержательные письма и интересные послания с учетом их цели и адресата.
3.Развивать коммуникативные способности учащихся
4.Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.
«Нельзя писать в пустоту. Работая,
надо представлять того человека,
которому ты пишешь все лучшее,
что накопилось у тебя на душе и на сердце.
Тогда придут сильные и свежие слова»
К.Паустовский
ХОД УРОКА:
1.Выставка писем. Тема урока.
- Здравствуйте, ребята.
- Рассмотрите экспонаты, представленные на доске. Назовите их одним словом. (Это конверты)
- А что находится в конвертах? (Письма)
- Конечно, письма. Обратите внимание, какие они разные. Расскажите, какие бывают письма (письмо с фронта, письмо в будущее, благодарственное письмо, личное и т.д.)
- Молодцы, посмотрите, здесь и письмо в будущее, письмо ветерану (к 70-летию Победы); благодарственное письмо; поздравительное письмо (на открытке)
- Чем могут различаться письма? (формой, содержанием, целью написания письма, адресатом)
- Да, да! Верно! И вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока (письма).
- А я сформулировала ее так: (слайд) «Я пишу тебе письмо». Запишите ее в рабочий лист.
- Давайте познакомимся с высказыванием известного русского писателя Константина Паустовского. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАН ЭПИГРАФ)Что он говорит о письмах.
- Как вы понимаете смысл его слов?
- Давайте вернёмся к нашим экспонатам и прочитаем одно из писем: (открываю конверт, читаю на фоне музыки)
2.Письмо в стихах (из конверта).
- Мама, я пишу к тебе с любовью,
И вдали скучаю по тебе,
Как живешь, родная, как твое здоровье?
Напиши в письме подробно о себе.
Я звоню, и о твоем житье все знаю,
Но с письмом ты передашь тепло души,
Письма все храню в далеком крае,
Для меня их нет дороже, напиши!
Очень-очень по тебе скучаю,
И всех благ тебе желаю от души,
Мама, я тебя целую, обнимаю,
Низко кланяюсь тебе и жду, пиши!
- Кому адресовано это письмо? (маме)
- Понравилось ли вам оно? (Да) Его автор – Сергей Кашлев- нежно обращается к матери, говорит о том, что скучает.
- А вы пишите письма? Какие?
Чем данное письмо отличается от привычного вам электронного ? (Полные предложения, передает чувства)
Действительно, письмо может быть написано в стихах и в прозе.
3.Элекстронное письмо на слайде.
на слайде: Привет, мам! У меня все нормально. Как ты? Пиши!
-Итак, у меня в руках письмо. От виртуального оно отличается тем, что написано на бумаге. Его можно потрогать, почувствовать запах, такое письмо передает тепло заботливых рук.
- Ребята! Представьте, что вы лишены возможности написать электронное письмо. На помощь вам придёт бумажное. Знаете ли вы правила написания такого письма?
4.Цель урока
- Скажите, чему вам нужно научиться на уроке? (Писать письма)
- Какие же вы молодцы! Вы верно сформулировали цель урока! Сегодня мы научимся писать письма.
5.Структура письма.
- Обратите внимание на слайд. С чего начинает автор С. Кашлев свое письмо?
- С чего традиционно начинаются письма? (Приветствие, обращение)
на слайде письмо С. Кашлева
- Приведите пример того, какими словами можно начать письмо к маме, другу, учителю.
(на доске (слайде) появляются примеры)
- Мы начали работать над структурой письма, выяснили первый ее компонент- приветствие.
- Сейчас, работая в парах, вам необходимо установить последовательность остальных компонентов. На партах части структуры письма, которые нужно наклеить на основу (дети выполняют работу в парах)
- Проверьте правильность выполненной работы по образцу на слайде.
- У кого все правильно, поднимите руки.
Структура написания письма:
- Приветствие и/или обращение – имя того, кому предназначено письмо, этикетные слова (здравствуйте…).
- Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
- Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Подпись. Дата.
- Итак, алгоритм письма мы составили. Но, можно ли быть уверенным, что письмо, написанное по алгоритму, будет удачным? (Да- нет)
- Хорошо, ваши ответы я принимаю, сейчас попробуем разобраться…
6.Видео «Простоквашино». Адресат. Адресант.
Помните, в мультфильме «Трое из Простоквашино» герои тоже пишут письмо. Это мой любимый мультфильм! Посмотрите его фрагмент и определите, сохранена ли структура письма? Внимание на экран!
(Просмотр видеофрагмента)
- Соответствует ли письмо структуре?
- Удачно ли оно?
- Так в чем же ошибка написания?
- Почему оно вызвало такую реакцию у родителей Дяди Федора?
- Конечно, вы правы! Автор у письма должен быть один, иначе происходит путаница.
- Скажите, как называют человека, который пишет письмо? АДРЕСАНТ. Уважаемый эксперт, пользуясь словарем, помогите нам ответить на наш вопрос! (Эксперт зачитывает словарную статью)
- Запишите это слово, будьте внимательны. С каким словом оно схоже по звучанию? (адресат - адресант)
- Дайте ему определение. (Тот, кому направляют письмо-АДРЕСАТ) Запишите его. Это слова- ПАРОНИМЫ
-В ваших рабочих карточках предлагаются предложения, куда нужно подставить эти слова.
1).Письмо было отправлено _________ два дня назад.
2).Адресат ____________________________________.
- Итак, мы уже знаем алгоритм написания письма, знаем, что адресант должен быть один, может быть, пора приступить к самому главному?
7.Красный конверт. Неправильное письмо.
-Снова обратимся к нашей выставке. Откроем один из конвертов… К примеру, красный…Позвольте, я зачитаю…
СЛАЙД
«А сегодня я ходил гулять! Мамочка, я за тобой скучаю! На улице мы играли в снежки, катались на санках. Обязательно напиши мне ответ. Я очень жду. У меня все хорошо, получаю «четверки», «пятерки». Я хочу, чтобы ты поскорее вернулась. Пока. Было так весело! Как прошел твой день? Как у тебя дела?»
- Удачное ли это письмо?
- Почему?
- Какие ошибки допустил адресант? (нарушена структура, допущены орфографические и пунктуационные ошибки, текст письма не имеет выразительных оборотов речи)
- Видимо, это еще один неудачный опыт Дяди Федора. Перед нами масса ошибок и мы будем их исправлять.
- Итак, красный конверт обозначил проблему. Ее нужно решать. Но как? Возможно, ответ нам подскажет желтый конверт. (Открываю)
8.Жёлтый конверт (работа в группах)
- Нам предстоит отредактировать это письмо. Но работать мы будем в группах. ДЕЛЕНИЕ детей на ГРУППЫ 1,2,3
- Каждой группе предстоит работа над текстом. Познакомьтесь с текстами в ваших желтых конвертах и определите, какое задание будет выполнять ваша группа.
- А пока идет работа в группах, Маша (любой ребёнок) выполнит индивидуальное задание: напишет поучительное письмо Дяде Федору. Вот тебе необходимые реквизиты.
- У Пети(любой ребёнок) другое задание – он подпишет конверт для этого письма. Вот конверт.
- Эксперты готовятся оценить работу в группах по алгоритму, проверив результаты работы по образцу.
АЛГОРИТМ ОЦЕНИВАНИЯ.
Задание было таково ….
Группа № __ справилась с заданием.
В работе допущено … ошибок.
Работа выполнена …. (отлично, хорошо, удовлетворительно)
- Представители групп, скажите, в чем состоит ваша задача при работе над текстом.
(Ответы представителей в группах:
1 гр. Мы получили текст письма с нарушенным алгоритмом. Наша задача – восстановить последовательность текста письма в соответствии со структурой.
«У меня все хорошо, в школе получаю четверки, пятерки. Я хочу, чтобы ты поскорее вернулась. Обязательно напиши мне ответ. Я очень жду. У нас снежная, морозная погода. Как прошел твой день? Как у тебя дела? Сегодня я ходил гулять! На улице мы здорово играли в снежки, катались на санках. Пока. Твой сын. Было так весело! Мамочка, любимая, я по тебе скучаю.
2 гр. Мы получили текст с орфографическими и пунктуационными ошибками, необходимо их исправить. Мы будем пользоваться орфографическим словарем.
«Здравствуй, моя милая мамочка!
Как прошел твой день? Как у тебя дела?
У меня все хорошо, в школе получаю четверки, пятерки. У нас снежная, морозная погода. Сегодня я ходил гулять! На улице мы здорово играли в снежки, катались на санках. Было так весело!
Мамочка, любимая, я о тебе очень скучаю! Я хочу, чтобы ты поскорее вернулась. Обязательно напиши мне ответ. Я очень жду.
Пока. Твой сын»
3 гр. Перед нами неэмоциональный текст, который не имеет выразительных оборотов речи. Нам предстоит наполнить письмо средствами выразительности, пользуясь словарями эпитетов, фразеологизмов.)
«Здравствуй, ____________мамочка!
Как прошел твой день? Как у тебя дела?
У меня все хорошо, в школе получаю четверки, пятерки. У нас ___________________ погода. Сегодня я ходил гулять! На улице мы ___________играли в снежки, катались на санках. Было так весело!
Мамочка, _____________, я по тебе ________скучаю! Я хочу, чтобы ты поскорее вернулась. Обязательно напиши мне ответ. Я очень жду.
Пока. Твой сын».
Слова для справок: моя милая, снежная, морозная, здорово, любимая, очень.
Эксперты по алгоритму отчитались о проделанной работе).
- Уважаемый эксперт, зачитайте, пожалуйста, письмо, которое получилось по итогам работы трех групп.
(Эксперт зачитывает)
- Мы решили проблему?
- Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока?
- Мы ее достигли?
- О чем вы должны помнить при написании письма?
(соблюдение структуры, написание одним адресантом, включение выразительных речевых оборотов, соблюдение правил правописания)
9.Итог урока.
Собираем конверт для Дяди Фёдора
-Чтобы дядя Федор больше не огорчал своих родителей, Маша написала ему письмо. Маша, прочитай его.
(Маша читает письмо:
«Дорогой дядя Федор! Ученики 6 класса средней школы №1 города Железноводска хотят помочь тебе научиться писать письма, как мы сегодня сделали это на уроке. Для этого отправляем образец письма, составленный нами и структуру, которую нужно соблюдать. Желаем тебе удачи! Ученики 6 класса МБОУ ООШ №1 г.Железноводска
12 апреля 2016.»)
- Что еще можно положить в конверт? (структуру письма, разные интересные вещи: календарик, линейку, наклейки и др…)
- Мы отправляем это письмо. И, возможно, Дядя Федор, как и вы сегодня, научится писать красивые, проникновенные письма своим близким.
10.О письмах писателей.
- Так эмоционально, содержательно, впечатляюще писали русские мастера слова – русские классики литературы – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Их письма, письма Ю. Гагарина, Д. Лихачева, М. Горького и многих других авторов, стали достоянием русской и мировой литературы. Может быть, кто-то из вас, начав писать письма сегодня, станет великим матером слова завтра…
11.Видео (ответ от мамы Дяди Фёдора)
ТУК-ТУК
- Нам уже пришел ответ! Смотрим на экран!.
- Молодцы, ребята! Сегодня и я довольна вашей работой! Мы заканчиваем урок на этой позитивной ноте.
12. P. S.
(Третий Зелёный конверт)
Ах, да! У вас на столах еще остались зеленые конверты! Откройте их! (пауза… открывают, звучит музыка, слайд)
Видео (о маме)
- Что же там? Вы получили письма от ваших мам? Не может быть!
- Кто хочет зачитать понравившиеся строки?
- Что вы ощущаете? Сюрприз получился?
Вы должны знать, что оставлять письмо без ответа – признак дурного тона. А значит, это письмо оставить без ответа никак нельзя. Написать ответное письмо – ваше домашнее задание. Напомните, что говорил К.Паустовский о письмах?
«Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова»
- Удачи вам, ребята.
- А теперь нам пора прощаться! До новых встреч!