kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Групповое занятие по русскому языку "Изложение с использованием выразительных средств языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповое занятие по русскому языку «Изложение с использованием изобразительных средств языка»

разработано в рамках подготовки учащихся к письменному экзамену по предмету.Цели занятия: развивать речь учащихся, совершенствовать умения работать с текстом;определять стиль, тип речи, выделять языковые средства;развивать общеучебные умения и навыки;воспитывать внимательное отношение к языку, интерес к чтению.В ходе работы повторяются основные понятия текста, изобразительные средства языка, анализируются  тексты разной стилевой принадлежности,определяется их стиль и тип речи.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Групповое занятие по русскому языку "Изложение с использованием выразительных средств языка" »

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»

г.Череповца Вологодской области





Групповое занятие

по русскому языку в 8 классе



Тема:


«Изложение

с использованием изобразительных средств языка»











Подготовила: Картавая Галина Дмитриевна,

учитель русского языка и

литературы











Череповец, 2014






Групповое занятие

по русскому языку в 8 классе



«Изложение

с использованием изобразительных средств языка»



Цели:

  • развивать речь учащихся, совершенствовать умения работать с текстом:

  • определять стиль, тип речи, выделять языковые средства;

  • развивать общеучебные умения и навыки;

  • воспитывать внимательное отношение к языку, интерес к чтению.

Задачи для учащихся:

Знать: основные понятия текста;

изобразительные средства языка

Уметь: анализировать текст;

определять стиль и тип речи;

выделять языковые средства


Ход занятия

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Учитель:Не волнуйтесь. Если сказать по секрету, то я тоже волнуюсь. Это нормально: всякий раз, когда мы ждём гостей – мы переживаем, готовимся. И сегодня мы подготовились. Думаю, что наши гости увидят, как вы хорошо умеем работать. Для этого у вас есть всё необходимое на партах и в багаже знаний и умений.

II. Сообщение темы и определение целей занятия. Слайд №1.

  • Работа с эпиграфом.

- Определите, какие вопросы нам необходимо решить сегодня.

Слайд№2. «Знания и умения».

III. Актуализация знаний.

1. Разминка. Упражнение на формирование умений определять тип и стили речи.

1. Прочитайте этот «псевдотекст». Определите границы текстов.

Я пошёл посмотреть на цветы. Цветковые растения, покрытосеменные, относятся к отделу высших растений, имеющих цветок. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Семязачатки (семяпочки) заключены в полость завязи пестика. Цветок является органом размножения покрытосеменных растений. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветов, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. В цветке происходит опыление, оплодотворение, развитие зародыша, образование плода с семенами. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. На оси цветка – цветоложе – располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и плодолистики. У некоторых растений цветоложе участвует в образовании плодов (ежевика, малина, лотос). А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона. На цветоножке – участки побега между кроющим листом и цветком – часто (но не всегда) имеются прицветники.


Ключ.

Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветов, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона. (Е.Носов «Живое пламя»).


Цветковые растения, покрытосеменные, относятся к отделу высших растений, имеющих цветок. Семязачатки (семяпочки) заключены в полость завязи пестика. Цветок является органом размножения покрытосеменных растений. В цветке происходит опыление, оплодотворение, развитие зародыша, образование плода с семенами. На оси цветка – цветоложе – располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и плодолистики. У некоторых растений цветоложе участвует в образовании плодов (ежевика, малина, лотос). На цветоножке – участки побега между кроющим листом и цветком – часто (но не всегда) имеются прицветники (Из учебника биологии).



2. Самостоятельная работа в парах. 1 уч-ся – консультант.

а) Работа с текстами

1. Прочитайте текст.

Вы когда (нибудь) вид..ли город в тумане Это очень кр..сиво! Или ты идёш.. в тумане по дороге где (нибудь) в деревне. И вдруг из тумана выезжа..т лошадь запряжё(н,нн)ая в телегу. Но ты пока видиш.. только одну лошадь а телегу уже потом... и всего видиш.. только часть, это очень интересно. И смешно. Но как кр..сиво! Это потому, что туман всё старается спрятать а показывая вещи и стр..ения, словно бы дразнит..ся, словно бы поиграть решил с нами в прятки. Вот какая уд..вительная вещ.. – туман!

(По Ю.Коринцу)

2. Докажите, что это текст.

3. Определите стиль и тип речи.


2. Прочитайте текст.

Помню что я был бе…конечно счас…лив усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. Счас…лив и просветлён. Книга делала чудо: она разг…варивала со мной разными гол…сами детей и взрослых. Я чу…ствовал, как подо мной п…качивается палуба белоснежного пар…хода, видел всплески огромных рыб в т…жёлых струях реки. Я слышал мета…ический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё(таки)с трубкой в зубах.

Бу…то волшебная власть ун…сила меня в другое пр…странство и время и раскрывались безмерные дали ра…тупались облачные небеса. (По А. Лиханову)


2. Докажите, что это текст.

3. Определите стиль и тип речи.


3. Прочитайте текст.

Глубок..й зимой, часов в десять-оди(н,нн)адцать, на соверше(н,нн)о безобл..чном небе вдруг расцв..ла радуга. Она обоими концами к..салась г..ризонта была (не)обыкновенно ярка и имела в ш..рину градусов сорок пять. Под ней, такой же яркой, изг..балась другая радуга но несколько слабее цветом, а дальше третья четвёртая пятая, и всё бледнее и бледнее – какой (то) сказочный (семи)цветный коридор. Это продолжалось минут пятнадцать. Потом радуги растаяли, наб..жали мгновенно, бог знает откуда, тучи, и повалил сплошной сн..жище.

(По А.Куприну)

2. Докажите, что это текст.

3. Определите стиль и тип речи.

б) Развитие грамматического слуха. Подготовка к экзамену

1 уч-ся из пары читает, 2-й объясняет, все на слух проверяют – взаимопроверка.



IV. Повторение. Расширение знаний.


  • Признаки художественного стиля.

- Перечислите выразительные средства языка.

  • Работа по таблице «Приёмы художественной выразительности»



    эпитеты




    сравнение

    антитеза

    метафора

    Риторический вопрос

    олицетворение

    Риторическое обращение




    инверсия

    гипербола




    ирония


    сарказм




  • Дополните таблицу во время просмотра презентации.

Реализация добровольного д/з – компьютерная презентация.

Практическая работа.

  • Анализ текста с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств.

- Каким языком Константин Паустовский описывает творчество Пришвина?

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Пришвин происходил из старинного русского города Ельца. Из этих же мест вышел и Бунин, точно так же как и Пришвин, умевший наделять природу окраской человеческих дум и настроений.

Чем это объяснить? Очевидно, тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца, - очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом её свойстве, даже в некоторой её суровости, и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее видна прелесть родной земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.

Простота говорит сердцу сильнее и больше, чем ослепительный блеск, - богатство красок, бенгальский огонь закатов, кипение звёздного неба и лакированная растительность тропиков, напоминающая мощные водопады, целые Ниагары листьев и цветов.

Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». Но он ошибался. Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы.

Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».

Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!»

В чём его тайна? В чём секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относят обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, «матери сырой земли», свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

Секрет пришвинского обаяния, его колдовства – как раз в этой его зоркости.

Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.

Всё у Пришвина сверкает поэзией, как трава от росы.

Но этого мало. Язык Пришвина – язык народный. Он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в простоте и мудрости народного характера.

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то. Наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд

( К.Паустовский).

V. Подведение итогов. Карточка самоконтроля.

Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля.

Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звёзды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь – загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростёр свои крылья Лебедь – большое созвездие.

Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи. Вспоминаются пушкинские стихи, гоголевские рассказы, Толстой, Бунин. Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним просёлочным дорогам, наверное, помнит свои впечатления.

А как хорош зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенная русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

Возле деревень и старинных парков видишь раздувшихся краснозобых снегирей, а у самых домов попискивают шустрые смелые синички. Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки. Или в сени домов. Я приручал залетевших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нём обживались.

А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне тёмного елового леса. Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины.

(И.Соколов-Микитов.)



1. В каком из перечисленных предложений содержится главная мысль текста?

1) Как хорош зимний рассвет.

2) Как хороши зимою лесные озерки.

3) Как хорош зимний рассвет.

4) Хороши, чисты русские снежные зимы.


2. Какая характеристика соответствует тексту?

1) художественный текст, повествование

2) художественный текст, описание

3) художественный текст, описание с элементами рассуждения

4) разговорная речь, описание


3. Какие особенности характерны для текста?

1) употребление метафоры

2) употребление эпитетов

3) употребление терминов

4) употребление фразеологизмов


4. Какие изменения произойдут в предложении «В Млечном Пути распростёр свои крылья Лебедь – большое созвездие», если словосочетание «большое созвездие» убрать из предложения?

1) изменится смысл предложения

2) изменится стилистический оттенок предложения

3) изменится пунктуация

4) изменится смысл слов





































VI. Рефлексия

  • Вернёмся к эпиграфу. Вспомним текст «Есть ли у книги будущее?»

  • Как бы вы ответили на этот вопрос?

  • Нужно ли читать?

  • Зачем нужен компьютер? Может ли он заменить книгу?

VII. Д/з. Подготовить тексты для анализа. См. виды заданий для анализа.


1.Напишите, с помощью каких лексических и синтаксических языковых средств создаётся поэтическое настроение текста.

2.Объясните, с помощью каких языковых средств автор добивается эмоциональности и поэтичности описания.

3.Подчеркните сочетания слов, придающих тексту поэтичность, образность.

4.Напишите, какие образные средства языка (тропы) использует автор для описания (передачи)...

5.Перечислите образные языковые средства, которые использованы в данном отрывке.

6.С помощью каких языковых средств автор точно передаёт настроение радости (грусти, печали, восторга)?

7.Выделите эпитеты (метафоры, сравнения, олицетворения).

8.Объясните роль риторических вопросов (риторических восклицаний) в этом тексте.

9.Объясните, какими изобразительными языковыми средствами достигается комический эффект в тексте.




Список использованной литературы:

1.Коринец Ю.И. «Привет от Вернера»- гл. «В тумане»

2.Куприн А.И. Рассказ «Чёрная радуга».

3.НосовЕ.И. «Живое пламя».

4.Паустовский К.Г. «Золотая роза».

5. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5-9 классы.М., «Просвещение»,1991.

6. Соколов-Микитов И.С. «Найдёнов луг»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Картавая Галина Дмитриевна

Дата: 25.07.2014

Номер свидетельства: 110596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование коммуникативной компетенции учащихся  младших классов на уроках английского языка в школе. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163002"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422435742"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства