Урок по теме "Графика. Алфавит" проведен с соблюдением ФГОС в 5 классе (базовый уровень) по программе М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Русский язык» 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 г.
Урок направлен на воспроизведение и закрепление сведений об алфавите, изучение такой науки, как графика и на развитие интереса к истории родного языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предмет - русский язык________________________ Класс 5________а_______________Дата 3.12.2015_______________
Базовый учебник - Русский язык, 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2012 год.
Цель урока: воспроизведение и закрепление сведений об алфавите и науке графике. Задачи урока: 1) познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита; 2) отработать правильное произношение названий букв; 3) сформировать четкое понимание различий букв от звуков.
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю алфавита и русской азбуки; уметь отличать звуки и буквы Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию.
Личностные: понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
1.
Организационный момент
Приветствует уч-ся, организует подготовку раб. мест, создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу)
- Доброе утро!
Приветствуют учителя, показывают готовность к уч. деятельности
2.
Актуализация и пробное учебное действие
Предлагаю вам начать с дуэли. Два дуэлянта, выходите к доске. Задание следующее: записать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть все члены предложения, подписать какой частью речи они выражены. И дать характеристику. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.
Птица медленно поднялась и улетела, а снег сыпался и сыпался за окном
Двое работают у доски, остальные пишут в тетради. После «секундант» проверяет работы у доски.
Повест., невоскл., сложн., двусостав., распр.
3.
Выявление места и причины затруднения
На раздатке есть картинка. Как вы думаете что изображено на рисунке? Как вы думаете, к какому времени относятся эти рисунки?
Все считают, что изображена охота? С помощью чего мы сейчас описали то, что изображено?
Если бы мы сейчас отправили эту картинку в письме, адресат бы понял о чем речь?
А как бы мы могли передать информацию и быть уверенными, что нас точно поймут?
Итак попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Охота
Древние
Нет.
Речи, слов, звуков.
Вряд ли
Записать информацию с помощью букв.
Графика. Алфавит.
4.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Формулирование цели вместе с учащимися.
Записать тему урока. Что изучает графика? Графика — это наука о языке, рассматривающая знаки письма, с помощью которых записывается речь.
Grapho (греч.) – “пишу”
Давайте попробуем подобрать однокоренные слова:
орфография, биография, автобиография, география, каллиграфия (искусство писать четким, красивым почерком)
А что такое алфавит?
Где встречается нам алфавит? (в словарях, в классном журнале, в библиотечной картотеке).
(Слайд 1) Алфавит — Порядок букв, принятый в азбуке (Ожегов) Алфавит — установленный порядок букв, используемых в системе письма, характерного для определённого письма (Ефремова) Азбука — совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в определённом порядке; буквенный алфавит.
В чем разница между алфавитом и азбукой?
(Слайд 2) Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
Произнесите-ка мне все буквы алфавита.
Сколько букв? Сколько звуков? Согласных? Гласных?
Записали определение.
Записывают однокоренные слова в тетрадь
Последовательность букв. Облегчает запоминание.
Записать понравившееся определение.
У слова «азбука» есть еще значение «Книга, с помощью которой учат буквы.»
Пара учеников проговаривают буквы алфавита, если ошибаются, пытается другой ученик.
5
Первичное закрепление
Обратимся к истории письменности.
-Дорога к письменности была длинной и трудной.
В те времена, когда еще не было придумано ни одной буквы, люди общались между собой с помощью рисунков. Такое письмо называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы) После эти условные знаки и превратились в буквы!
(Слайд 3) Русская письменность довольно молодая. Есть алфавиты намного старше, чем наш. Это, например, финикийское, греческое, латинское письмо.
-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
(Слайд 4) В IX веке в Византии жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные. По просьбе русского князя, они приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (СЛАЙД №5). (В честь Константина, который впоследствии получил имя Кирилл). Первый русский букварь был издан в 1574 г. первопечатником Иваном Фёдоровым. (Слайд 6). До нашего времени дошёл один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах.
(Слайд 7) Естественно, за свою историю русский алфавит претерпел большие изменения. Раньше были носовые гласные, (которые ушли из алфавита одними из первых), в 18 веке благодаря реформам Петра Великого уходят буквы греческого происхождения и заменяются аналогичными русскими, Буква Я появилась в 1708 г, а Й — в 1735; Буква Ё — 29 ноября 1783, но обязательной она стала только в 1942. Последние изменения случились в 1918 г. Например, убрали букву Ѣ, заменили ее на Е.
(Слайд 8) 24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии).
Смотрят презентацию.
6
Физминутка
Все встают. Учитель называет буквы. На согласные — мальчики встают на цыпочки и тянутся руками к потолку, на гласные — девочки! (Закончить мягким или твердым знаком)
7
Закрепление знаний
1)На раздатке написаны города Иркутской области. Расставьте их в алфавитном порядке.
Записывают прямо в раздатке, потом объясняют выражение.
8
Рефлексия
1. Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? Что показалось интересным, а что вызвало затруднения?
9
Домашнее задание.
(Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з. 288 (обязательно объяснить знаки препинания), 299 (пользуясь орфографическим словарем), § 58,59.
Запись в дневниках
10
Подведение итогов.
Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.
Список используемой литературы:
1. Программа по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку. 2. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2010 год. 3. Толковые словари под ред. Ожегова, Ефремовой. 4. С.Н. Лохов. Графика и письменные системы, 2013 г.
1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(222) "Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит."
["seo_title"] => string(115) "grafikakakrazdielnaukioiazykieoboznachieniiezvukovriechinapismiepiechatnyieirukopisnyiepropisnyieistrochnyiealfavit"
["file_id"] => string(6) "314288"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1459676901"
}
}