Урок реализации полного цикла проектной деятельности по теме "Графика. Алфавит" 5 класс
Урок реализации полного цикла проектной деятельности по теме "Графика. Алфавит" 5 класс
Данный проект реализуется на уроке русского языка в 5 классе по программе М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, издательство «Просвещение», Москва, 2011. Программа допущена Министерством образования и науки РФ. С использованием учебника - Русский язык авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибабы; Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Учебник допущен Министерством образования и науки РФ. Раздел «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи». Предметная тема – «Графика. Алфавит». В опережающем домашнем задании пятиклассники собирают разнообразную информацию о буквах русского алфавита (изображение, история возникновения, загадки о буквах, литературные имена на буквы алфавита). Информация необходима для создания проектного продукта урока – рукописного альбома об истории русских букв «Волшебный букварь». Альбом пятиклассники создают на уроке (1 час) и затем дарят первоклассникам во время внеклассного мероприятия «Как хорошо уметь читать» (в рамках работы кружка – 1 час). Урок разделён на этапы, соответствующие этапам проектной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок реализации полного цикла проектной деятельности по теме "Графика. Алфавит" 5 класс»
Муниципальное образовательное учреждение Красноборская средняя общеобразовательная школа Шатковского муниципального района Нижегородской области
Урок реализации полного цикла проектной деятельности
по теме «Графика. Алфавит»
Выполнила: Назарова С.А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2015 год
Предметное содержание проекта, УМК: данный проект реализуется на уроке русского языка в 5 классе по программе М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, издательство «Просвещение», Москва, 2011. Программа допущена Министерством образования и науки РФ. С использованием учебника - Русский язык авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибабы; Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Учебник допущен Министерством образования и науки РФ. Раздел «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи». Предметная тема – «Графика. Алфавит». В опережающем домашнем задании пятиклассники собирают разнообразную информацию о буквах русского алфавита (изображение, история возникновения, загадки о буквах, литературные имена на буквы алфавита). Информация необходима для создания проектного продукта урока – рукописного альбома об истории русских букв «Волшебный букварь». Альбом пятиклассники создают на уроке (1 час) и затем дарят первоклассникам во время внеклассного мероприятия «Как хорошо уметь читать» (в рамках работы кружка – 1 час). Урок разделён на этапы, соответствующие этапам проектной деятельности.
Актуальность проекта: актуальность данной разработки заключается в том, что обучающиеся при переходе из начальной школы в основную не знают правильного произношения букв, не владеют навыками правильного письма. Это незнание не может не отражаться на общей орфографической грамотности и степени усвоения учебного материала в средней школе, поэтому именно в 5 классе необходимо предпринимать попытки ликвидации обозначенных проблем. Реализация данного проекта помогает школьникам в освоении раздела «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи»
Цели и задачи проекта: обучение учащихся основам проектной деятельности через изучение истории русского алфавита, создание проектного продукта
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
определяют различия в произношении звуков и написании букв;
знают правила произношения звуков, написания букв;
понимают значение алфавита в жизни общества;
располагают слова (предметы) в алфавитном порядке.
Метапредметные результаты:
осуществляют полный цикл проектной деятельности, осваивают основы проектной деятельности;
оформляют страницы рукописного альбома для учащихся 1 класса.
Личностные результаты:
оценивают значение полученных знаний и умений для окружающих людей.
Описание проектного продукта: для класса проектный продукт – это рукописный альбом, для каждого отдельно взятого учащегося – одна – две оформленные по шаблону страницы.
Тема урока: Графика. Алфавит.
Если хочешь познать истину, начни с азбуки. (Русская пословица)
Деятельностное содержание урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика по достижению метапредметной цели
Приёмы (элементы конструктора)
Средства обучения
Организационная форма
Результат
этапа
Подготовительный
Организует выполнение и обсуждение актуальных для учащихся вопросов по истории создания букв
Анализируют предложенную (подготовленную) информацию по истории возникновения русских букв. Формулируют и фиксируют известную и неизвестную, но важную для себя информацию.
Участвуют в интерактивном обсуждении собранной информации
Информационные и иллюстративные материалы
Карточки с оформленными разделами будущей страницы,
флипчарт, магниты
Группы по 5 человек
Анализ важной известной и неизвестной информации по истории возникновения букв русского алфавита
Проектировочный
Помогает при необходимости сформулировать проблему с помощью методологических подсказок - «скрытых вопросов»
Организует обсуждение в группах, при необходимости задаёт вопросы, необходимые для формулирования цели
Формулируют цель проекта - создание рукописного альбома об истории русских букв «Волшебный букварь». Фиксация цели.
Прием «Технология постановки SMART- целей»
Сформулированная цель проекта
Предлагает разработать алгоритм действий при оформлении страниц альбома
Консультирует группы по планированию
Аргументируют свой алгоритм деятельности (практическая работа) по достижению цели
Задания практической работы
Сформированный план по разработке проекта и выполнению практической работы
Реализация
Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой групп
Оформляют страницы альбома
Альбомные листы (33 шт.), краски, кисточки, цветные карандаши, фломастеры, детские книги из серии «Алфавит в загадках» и другие подобного типа
Проектный продукт – рукописный альбом об истории русских букв «Волшебный букварь» в виде отдельных оформленных страниц
Участвует в обсуждении, консультирует по вопросам оказания помощи при разработке страницы альбома
Представляют оформленные результаты исследований. Презентуют созданные страницы
Оценка и рефлексия
Определяет критерии оценки деятельности
Оценивают результаты выступающих из других групп (по критериям оценки)
Задание «Экспертная карта»
Класс
Оценка уровня реализации проектов
Конструктор урока - проекта по теме «Графика. Алфавит»
Задание «Проанализируйте ситуацию»
Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока с целью выяснения того, что они знают, думают или чувствуют по обсуждаемой теме.
Задание:
- проанализировать предложенную информацию, разделив её содержимое на составляющие:
З- что мы знаем
Х - что мы хотим узнать
- на листочках- стикерах белого цвета записать, что известно об истории русских букв.
- на листочках- стикерах красного цвета записать вопросы, возникшие при изучении и анализе информационных блоков, которые их заинтересовали, и ответ на которые они хотели бы получить на уроках русского языка.
В ходе интерактивного обсуждения в группах вопросы группируются по содержанию. На доске/флипчарте можно прикрепить круг с надписью «АЛФАВИТ» и предложить в верхней части крепить стикеры белого цвета с известной информацией, а в нижней части стикеры красного цвета с информацией, которая была неизвестна до урока. Получается «солнышко знаний».
Учитель в конце подводит итоги и комментирует результат.
Информационные блоки:
Блок № 1
В дореволюционной азбуке буква «Д» называлась «добро». Флаг, соответствующий этой букве, в своде сигналов военного – морского флота имеет значение «да, согласен, разрешаю». Именно это стало причиной возникновения выражения «дать добро». Производное от него выражение «Таможня даёт добро» впервые появилось в фильме «Белое солнце пустыни».
Блок № 2
На автомобильных номерных знаках в России используются только те буквы, которые присутствуют и в кириллице, и в латинице. Таких букв только 12 - А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х (буква «У» принята условно соответствующей букве Y).
Блок № 3
В данный момент в мире используется 65 разновидностей алфавита. Самый большой из всех это кхмерский алфавит – 72 буквы, самый маленький это алфавит Папуа-Новой Гвинеи – 11 букв.Алфавит придумали финикийцы, а греки ввели в алфавит гласные буквы. Последнее редактирование алфавита было в IV веке нашей эры, когда римляне разделили заглавные и строчные буквы.Самой древней буквой считается буква «О», по данным археологов она существовала еще 3000 лет назад в финикийском алфавите и с тех пор ничуть не изменилась.А самая распространённая буква в мире – это буква «А». В мире не существует языка, в котором отсутствует эта буква. Интересный факт, что в убыхском алфавите буква «А» является единственной гласной.Русский язык не любит слов, начинающихся с буквы «А», большинство слов на «А» пришли к нам из других языков.Еще в русском языке мало слов с буквой «Ф». Например, произведение А.С. Пушкина «Полтава», состоящее из 30 000 букв, содержит только три буквы «Ф».
Блок № 4
Необходимость наличия твердого знака в русском алфавите сейчас не оспаривается никем. Ведь он выполняет вполне определенные функции, например, отделяет согласную приставки от гласной корня в таких словах, как «съезд» и «съесть». А до реформы 1917-1918 гг. он назывался «ер» и писался в конце слов после твердой согласной, не имея особой смысловой нагрузки. Однако при этом он занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России ежегодно более 400000 рублей. Блок № 5
С X века, когда Кирилл и Мефодий создали алфавит, он претерпел очень много изменений. Одни буквы исчезли, другие появились взамен них. Давайте разберемся – какие и почему. В 1708—1711 гг. Пётр I предпринял реформу русской письменности. Он устранил надстрочные знаки и упразднил несколько букв. Узаконил другое начертание оставшихся букв (приближенное к латинским шрифтам того времени). Так в обиход вошел гражданский шрифт. Этим шрифтом с минимальными изменениями начертаний мы пользуемся и поныне. За три века русский алфавит претерпел еще несколько реформ. Количество букв в основном уменьшалось, хотя были и исключения: в азбуку были внесены буквы «э» и «й» и буква «ё», появление которой связывают с именами Н. Карамзина и княгини Е. Р. Дашковой. Последние крупные изменения были сделаны в 1917-1918 гг. Тогда и появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.
Задание «Корректор»
Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний на начальной стадии урока, чтобы выяснить, что они знают, думают или чувствуют по обсуждаемой теме.
Задание:распределить предложенные слова в алфавитном порядке.
Цель: предоставить учащимся методологическую подсказку при формулировании цели
Правильно сформулированная цель должна быть:
Specific - конкретная
Measurable - измеримая
Achievable - достижимая
Relevant – согласованная с задачами
Time-Bound - определенная во времени.
Задание:сформулировать цель проекта, используя требования к цели.
Практическая работа «Графика. Алфавит»
Цель: определить алгоритм действий при оформлении страниц рукописного альбома.
Задание:
1.Самостоятельно сформулировать цель практической работы и обсудить в группе. Начать оформление страниц по выработанным правилам оформления альбома.
2. На основании информации опережающего домашнего задания и презентации к уроку устно обсудить в группах и ответить на поставленные в слайдах презентации вопросы.
3. Распределить роли и продемонстрировать результаты работы учителю и всему классу, полно ответить на вопросы других групп.
Задание «Экспертная карта»
Цель: сформировать компетентность в оценке проектного продукта
Задание: Оценить представляемый результат работы группы, используя экспертную карту
Экспертная карта
Проектный продукт
Требование
Балл
Соответствие заявленным целям
1. Проектный продукт не соответствует требованиям качества (соответствие заявленным целям, эстетика, удобство использования)
0
2.Проектный продукт соответствует заявленным целям
1/1/1
Использование информации опережающего домашнего задания
1. Отсутствие домашней подготовки
0
2. Использование подготовленной дома информации
2
Практическая значимость продукта
1.Проектный продукт имеет практическую значимость
1
2. Проектный продукт имеет практическую значимость, может быть использован неоднократно
2
3. Проектный продукт имеет высокую практическую значимость, может быть использован неоднократно, в разных сферах применения
3
Характеристика выступления
Требование
Балл
1.Постоянное обращение к помощи группы при демонстрации оформленной страницы
1
2.Авторы свободно демонстрируют оформленную страницу, изредка обращаясь к помощи группы
2/2
Речь
1. Последовательность и логичность нарушаются
0
2.Изложение последовательно и логично
1/1/1
3.Отсутствие в речи слов, затрудняющих восприятие, дикция.