kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Главные и второстепенные члены предложения. Повторение изученного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения; выработка практического умения находить в предложениях главные и второстепенные члены. Развивать память, логическое мышление, внимание и воображение. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Работа по развитию речи: контруирование предложений, составленеие связного высказывания на грамматическую тему, расширение словарного запаса учащихся.

Повторение: строение и грамматическое значение простого предложения.

Оборудование: учебники, тетради, карточки (схемы), демонстрационная таблица членов предложения, картина с изображением осени, карточки с деформированным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Главные и второстепенные члены предложения. Повторение изученного. »

Открытый урок по русскому языку в 8 класс А (VII вид)

Учитель: Тюрина Е.Е.

Главные и второстепенные члены предложения. Повторение изученного.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения; выработка практического умения находить в предложениях главные и второстепенные члены. Развивать память, логическое мышление, внимание и воображение. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Работа по развитию речи: контруирование предложений, составленеие связного высказывания на грамматическую тему, расширение словарного запаса учащихся.

Повторение: строение и грамматическое значение простого предложения.

Оборудование: учебники, тетради, карточки (схемы), демонстрационная таблица членов предложения, картина с изображением осени, карточки с деформированным текстом.

Ход урока.

I.Психологическая организация класса.

Приветствие.

- Здравствуйте, дети! Садитесь!

-0 Ребята, мы с вами долгое время гостили в удивительной стране короля Синтаксиса, где живут главные и второстепенные члены предложения. Что же мы о них узнали!? Давайте сегодня проведем итог нашего путешествия по этой грамматической стране, а за одно и проверим насколько хорошо мы теперь знаем члены предложения.

II. –Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, тему нашего урока (Главные и второстепенные члены предложения. Повторение изученного)

- Ребята, домашним заданием на сегодня у вас было – составить грамматические сказки о главных членах предложения, т.е. подскажите, о каких именно главных членов идет речь? (о подлежащих и сказуемых)

- Я вижу вы подготовились. И сейчас свою грамм. сказку нам расскажет (Яблокова Н. – подлежащем)

- Хорошая сказка, молодец!

- Но мы должны прослушать грамм. сказку и о другом главном члене предлож. Кто желает поведать нам сказочную историю о сказуемом? (слушаем ученика)

- Молодец! Хорошо вы справились с этим нелегким заданием. Ребята, все грамм. сказки мы сегодня прослушать не сможем, но я их обязательно прочитаю, когда соберу ваши тетради.

- У меня к вам вопрос: «Без каких членов просто не может и не будет существовать предложение?» (Без главных членов) Как же подчеркивается главный слен предложения – подлежащее? (Одной чертой) Кто затрудняется, посмотрите в карточки-схемы, которые лежат у вас на столах. А главный член предложения- сказуемое? (Двумя чертами) – Молодцы!

- Ребята, а кроме главных чл., какие ещё члены предложения вы знаете? (Второстепенные)

III. – А теперь внимание. Послушайте небольшое стихотворение, в котором притаилась загадка о второстепенном члене предложения.

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся дополнения.

- Молодцы! А на ваших карточках-схемах есть подсказка о дополнении, как оно подчёркивается? (Черточками)

- Для вас я приготовила интересное задание, которое называется «Лесенка». Оно располагается на доске, посмотрите. Даю вам установку. Вы должны добраться до верхней «ступеньки лесенки», подбирая нужные по смыслу слова. Повторять слова, названные предыдущим, строго запрещается.

(Объясняю и подсказываю) Начальная буква обозначает падеж, вы должны подобрать дополнение в этом падеже без предлога (пример – гордиться Т-успехами). Предлог после слова указывает на то, чтобы к нему подобрали дополнение в нужном падеже с данным предлогом (пример – неутолимый в труде)

Лесенка.

/Преодолеть В(трудности, неудачи и др)

/Охота на (слонов, волков, людей и др.)

/Покорение Р (Вершины, горы и др(

/Борьба за (мир, правду, и др.)

/Заниматься Т(спортом, делам, танцами и др.)

- Каждый, кто первый называет правильно, идет и записывает свой ответ, остальные продолжают подбирать подходящее дополнение. И высказывают свои предположения мне.

- Молодцы, достигли вершины!

- Задача усложняется, нужно составить предложения с одним из получившихся сс. (Удачное Я хочу заниматься спортом.)

- Запишем это предложение, обязательно подчеркнём главные члены, а только потом зададим вопрос к второст. от главного (от составного глагольного сказуемого) и правильно подчеркнем, ведь перед нами, какой второст. член предлож. Обратимся к схеме. (Дополнение)

- Мы хорошо с вами знаем и сейчас в этом ещё раз убелись, что дополнение отвечает на вопросы каких падежей? (косвенных)

IV. – А теперь, ребята, давайте попробуем выполнить следующие задание – конкурс, который называется «Распространи предложение».

- Итак, посмотрите, пожалуйста, внимательно на картину.

- Какое время года на ней изображено? (Осень)

- Как вы это определили? (Приметы осени)

- Давайте составим простое предложение по этой картине, где будут только главные члены.

(наступила осень, пришла осень)

- Как же мы называем такое предложение, где нет второстепенных членов? (нераспространенное)

- А что же нужно сделать, чтобы наше предложение получилось распространенным? (Добавить второстепенные члены предложения)

- Молодцы! Ваша задача, добавляя каждый раз всего по одному второстепенному члену к предложению (Наступила осень), не растерять ни одного предыдущего слова. Тот, кто последним произнесет вст предложение и добавит свое слово, тот и побеждает. Итак, начнем.

Наступила осень. (Наступила золотая осень. Наступила долгожданная золотая осень. В нашем городе наступила долгожданная осень и т.д.)

- Молодцы! (назвать победителя)

- Ребята, мне очень понравилось предложение «Наступила золотая осень». Давайте его запишем на доске и в тетрадях. (вызывается ученик к доске)

- Выделить главные члены и подчеркнуть второстепенный член в этом предложении. Как ты догадалась, что это определение? (Задаем вопрос от подлежащего осень (какая?) золотая)

Итак, признак предмета или явления

Обозначает определение

Чей и какой? – ответы просты,

Лишь не хватает какой черты?

(Волнистой чертой)

V. Воспитательный момент урока

- Ребята, сейчас уже, как вы знаете, наступила поздняя осень, с деревьев опали листья, ветки обнажились, стали сухими, корявыми, просто некрасивыми. Как вы считаете, теперь нужно и можно ломать, гнуть, срезать ветки с деревьев. (нет)

- Конечно, нет! Ведь деревья продолжают жить и без листьев, а придет весна, и оденутся они в прекрасный зеленый наряд.

VI. Упражнения психотренинга.

а) – Ребята, а сейчас я хочу предложить вам прослушать тишину поздней осени. Сесть нужно по удобнее, расслабиться и прислушаться к тому, что происходит на улице. (слушаем тишину)

- Что же вы услышали? (Шум ветра, шорох веток, голоса людей, шум машин, крики детей и т.д.)

- Молодец! Вы очень внимательны и наблюдательны. Умеете слушать тишину.

б) – А сейчас, ребята, вы закроете глаза, и пока я буду вам читать стихотворение об осени, вы попробуете представить, какие картины нарисовал в своем стихотворении поэт.

- Закрыли глаза, вздохнули воздух, выдохнули, расслабились, слушаем и представляем.

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуется, там, на дне долин,

Кисти ярко-красных вянущих рябин.

- Откройте глаза. Что вы представили? (Осень, бедный сад и т.д.) Не смотря на то, что осень грустная, пасмурная, а краски яркие. Давайте докажем, что у осени в этом стихотворении яркие краски. (На доске можно поместить слова-подсказки: пожелтелые листья; ярко-красные кисти вянущих рябин) Какой второстепенный член предложения придает стихотворению яркую окраску? (Определение)

- Посмотрите в схему, как подчеркивается определение? (Волнистой чертой)

- Молодцы!

VII Ребята, а о каком второстепенном члене предложения мы ещё с вами сегодня не говорили? Послушайте стихотворение – подсказку.

На вопросы где? когда?

Как? Откуда и куда?

Вам дадут ответ всегда (Обстоятельства)

- Молодцы! Обратимся к карточке, как подчеркиваются обстоятельства? (пунктиром)

- Ребята, поиграем в игру «собери предложение». У вас на столах лежат конверты с карточками, на них записаны слова, если соберешь их правильно, то получишь предложение.

- Итак, начали собирать. (Эти предложения уже записаны с обратной стороны доски, и открывать их нужно только тогда, когда дети сами выполнят задание)

- Какие предложения получились у вас? (Вызывается ученик, первый поднявший руку на своем варианте, и читает предложение)

I В. Осенью грибники отправляются в лес.

II в. На улице резко усилился ветер.

- Назовите подлежащее и сказуемое в предложении I В.

(Грибники отправляются)

в предложении II В. (ветер усилился).

- Посмотрите внимательно на эти предложения и скажите, какие второстепенные члены вы видите? (обстоятельства) Докажите, в этом вам поможет ваша карточка-подсказка №2.

- Мы знаем, что есть разные виды обстоятельств, мы легко определим нужный вид по вопросам.

Итак, в предложении первого варианта, какие виды обстоятельств? (Отправляются (когда?) осенью, обстоятельство времени; отправляются (куда?) в лес, обстоятельство места. А в предложении второго варианта какие виды обстоятельств? (усилился (где?) на улице – обстоятельство места; училился (как?) резко – обстоятельство образа действия)

- Молодцы! А ещё какие виды обстоятельств есть в русском языке, о которых мы сегодня не говорили. Смотрите в схему-подсказку №2. (Цели, степени, условия, уступки, причины)

VIII Работа с книгой.

- Ребята, а сейчас обратимся к нашему учебнику и вспомним упражнение №174.

- Открыли учебники на стр.81, упр.174. Это упражнение мы выполним следующим образом. Послушайте задание. Вам нужно вписать предложение, подчеркнуть главные члены, найти обстоятельства условия, причины, цели, времени.

I ряд работает с предложением под номером 5

II ряд работает с предложением подд номером 6

III ряд работает с предложением под номером 7.

После выполнения – опрос. Назвать главные члены, правильно задать вопрос к обстоятельству и определить вид. Чем они выражены?

- А теперь списать предложение под номером 3. Подчеркнуть все члены предложения. (Устно охарактеризовать)

- Молодцы!

IX. Итог урока.

- Вот и пришла пора покинуть удивительную страну Синтаксис и проститься на время с главными и второстепенными членами предложения. В эту грамматическую страну мы ещё не раз вернемся.

- Назовите мне главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)

- А какие мы знаем второстепенные члены? (Дополнение, определение и обстоятельство)

- А для чего нужны второстепенные члены предложения? (они поясняют главные члены; делают предложения распространенными, более красивыми, яркими, знакомыми и интересными)

- Молодцы! Сегодня все работали хорошо но активнее и правильнее отвечали (Учитель перечисляет фамилии учеников).

- Ребята, откроем дневники и запишем домашнее задание.

Дома вы должны попробовать составить грамматические сказки о второстепенных членах предложения.

Итак. I ряд – составляет грамматическую сказку о дополнеии

II ряд – о определении

III ряд – об обстоятельстве.

- Ребята, спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Главные и второстепенные члены предложения. Повторение изученного.

Автор: Тюрина Елена Евгеньевна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения (с использованием современных технологий) в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(155) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "179070"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424943199"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Открытый урок  Главные и второстепенные члены предложения 6 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyiurokglavnyieivtorostiepiennyiechlienypriedlozhieniia6klass"
    ["file_id"] => string(6) "280134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453319061"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Тема урока "Второстепенный член предложения - дополнение" "
    ["seo_title"] => string(64) "tiema-uroka-vtorostiepiennyi-chlien-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "120268"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413657621"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Тему урока: Второстепенный член предложения - Дополнение "
    ["seo_title"] => string(64) "tiemu-uroka-vtorostiepiennyi-chlien-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "120475"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413726121"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-glavnyie-i-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445956108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства