kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-»



Технологическая карта урока

Тема: Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-

Цели урока: 1) обучающая: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов;

- формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов -ЕК- и -ИК-;

- формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах -ек, -ик»;

- повторить орфограмму «Правописание суффиксов -чик(-щик)»;

2) развивающая: развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость; развивать речь учащихся.

. 3) воспитывающая: воспитывать культуру речи; поддерживать интерес к урокам русского языка.



Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.


- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли;

- умение сопоставлять и сравнивать, анализировать;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;





- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно работать с текстом;

- умение владеть способом действия при выборе суффиксов -ЕК- и -ИК-;

- умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах -ек, -ик»;

- овладение орфографическими нормами.




Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний



Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Русский язык. 6 класс: В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013»,

Ход урока:


Этап урока и его цель

Результат

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Умение сконцентрировать внимание

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

- Открываем тетради, отступаем две строчки от домашней работы, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».

Учащиеся настраиваются на работу, внимательно слушают и выполняют задания учителя

  1. Актуализация знаний

Цель: установление преемственных связей прежних и новых знаний в новой ситуации.

Умение вспомнить изученный ранее материал и отвечать на вопросы


Умение работать в парах

Записать номер утверждения, если вы с ним согласны

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имена существительные изменяются по родам

  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам

  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

  8. НЕ с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.

  10. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

(Правильные ответы: 2, 5, 7, 9, 10)


Творческий диктант.

  • Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)

  • Солдат, служащий в ракетных войсках (ракетчик)

  • Ученик, прогуливающий урок (прогульщик)

  • Человек, занимающийся переводами (переводчик)

  • Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике (разведчик)


Записывают номера ответов в тетрадь, затем обмениваются тетрадями, один или несколько отвечают, остальные проверяют и ставят оценку  























Самопроверка ответов

  1. Введение нового знания

Цель: организация совместного открытия нового знания (просмотр отрывка из мультфильма)

Умение публичного выступления, формулирование ответа на вопрос

А вот суффиксы ЧИК-ЩИК- изменяющиеся суффиксы, т. е. они зависят от предыдущей согласной. Как вы думаете, есть ли в русском языке еще изменяющиеся суффиксы?

Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма « В стране невыученных уроков» и ответить на вопрос: «Почему мальчика не хотели впускать в сказочную страну?»

(http://www.youtube.com/watch?v=NvCq55d2mw4)


Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма и готовят ответ на вопрос.

  1. Восприятие нового знания

Цель: организация формулировки нового правила

Умение отвечать на поставленные учителем вопросы, выделять главное, делать выводы

- А как вы поняли, отчего зависит, какой суффикс нужно написать –ЕК- или -ИК-?

- Попробуйте сформулировать правило.

- Как вы понимаете значение слова «беглый»?

На доске заранее приготовлена запись.

- Посмотрите на доску. Найдите беглую гласную в словах:  пень – пня, день – дня; огонь – огня

- В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают.

-Какую функцию еще могут выполнять эти 2 гласные?

Ребята формулируют правило написания суффиксов –ЕК- и –ИК- (Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.

Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И).


  1. Первичное закрепление

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

Умение воспроизводить учебный материал

Задание 1: отработка алгоритма рассуждения на примере слов ключик и замочек

Задание 2: работа с учебником (чтение и повторение правила).

Учащиеся составляют алгоритм написания суффиксов и читают правило в учебнике

  1. Тренинг

Цель: организация первичного закрепления материала

Умение применять на практике новые теоретические знания


Умение отвечать на вопросы


Умение классифицировать материал


Умение сконцентрировать внимание

Задание 1:  Упр. 299

По цепочке к доске приглашаются учащиеся. Они проговаривая правило вслух, объясняют написание слов (работа на доске и в тетрадях)







Задание 2:  Фотодиктант



Задание 3:  Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.


Учащиеся по цепочке выходят к доске. Они проговаривают правило вслух, объясняют написание слов и графически выделяют суффиксы (работа на доске и в тетрадях)


Записывают слова, распределяя их по столбикам (1- ек, 2- ик)





Учащиеся списывают предложенный текст, вставляя пропущенные буквы, а затем сверяют его с эталоном.

  1. Разбор домашнего задания

Цель: организация самостоятельного выполнения домашнего задания

Умение слушать, задавать вопросы на понимание

Комментирует домашнее задание

  1. Выучить правила на с. 156

  2. Упр. 300 или 301 (на выбор)

  3. Составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы - ЕК – ИК- в именах существительных»

Слушают, задают вопросы на понимание

  1. Рефлексия:

Цель: организация понимания ценности выполненной деятельности

Умение делать вывод, оценивать свою работу

  • Задает вопросы, объясняет критерии оценивания

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…


Оценивают свою работу на уроке






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-

Автор: Головина Татьяна Александровна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Правописание гласных о - е после шипящих в суффиксах существительных"
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisaniie_ghlasnykh_o_ie_poslie_shipiashchikh_v_suffiksakh_sushchiestvitiel_"
    ["file_id"] => string(6) "415027"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494671519"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока по русскому языку в 6 классе  «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных» "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "144697"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418760579"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК" "
    ["seo_title"] => string(105) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-glasnyie-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh-iek-i-ik"
    ["file_id"] => string(6) "179341"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424975988"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Тест. Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК"
    ["seo_title"] => string(54) "tiestglasnyieieiivsuffiksakhsushchiestvitielnykhiekiik"
    ["file_id"] => string(6) "291452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1455119924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства