- формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов -ЕК- и -ИК-;
. 3) воспитывающая: воспитывать культуру речи; поддерживать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «Русский язык. 6 класс: В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013»,
Этап урока и его цель | Результат | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный момент Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Умение сконцентрировать внимание | Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. - Открываем тетради, отступаем две строчки от домашней работы, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа». | Учащиеся настраиваются на работу, внимательно слушают и выполняют задания учителя |
Актуализация знаний Цель: установление преемственных связей прежних и новых знаний в новой ситуации. | Умение вспомнить изученный ранее материал и отвечать на вопросы Умение работать в парах | Записать номер утверждения, если вы с ним согласны Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные изменяются по родам Все имена существительные изменяются по падежам и числам К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. НЕ с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж (Правильные ответы: 2, 5, 7, 9, 10) Творческий диктант. Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик) Солдат, служащий в ракетных войсках (ракетчик) Ученик, прогуливающий урок (прогульщик) Человек, занимающийся переводами (переводчик) Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике (разведчик) | Записывают номера ответов в тетрадь, затем обмениваются тетрадями, один или несколько отвечают, остальные проверяют и ставят оценку Самопроверка ответов |
Введение нового знания Цель: организация совместного открытия нового знания (просмотр отрывка из мультфильма) | Умение публичного выступления, формулирование ответа на вопрос | А вот суффиксы ЧИК-ЩИК- изменяющиеся суффиксы, т. е. они зависят от предыдущей согласной. Как вы думаете, есть ли в русском языке еще изменяющиеся суффиксы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма « В стране невыученных уроков» и ответить на вопрос: «Почему мальчика не хотели впускать в сказочную страну?» (http://www.youtube.com/watch?v=NvCq55d2mw4) | Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма и готовят ответ на вопрос. |
Восприятие нового знания Цель: организация формулировки нового правила | Умение отвечать на поставленные учителем вопросы, выделять главное, делать выводы | - А как вы поняли, отчего зависит, какой суффикс нужно написать –ЕК- или -ИК-? - Попробуйте сформулировать правило. - Как вы понимаете значение слова «беглый»? На доске заранее приготовлена запись. - Посмотрите на доску. Найдите беглую гласную в словах: пень – пня, день – дня; огонь – огня - В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают. -Какую функцию еще могут выполнять эти 2 гласные? | Ребята формулируют правило написания суффиксов –ЕК- и –ИК- (Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает. Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И). |
Первичное закрепление Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | Умение воспроизводить учебный материал | Задание 1: отработка алгоритма рассуждения на примере слов ключик и замочек Задание 2: работа с учебником (чтение и повторение правила). | Учащиеся составляют алгоритм написания суффиксов и читают правило в учебнике |
Тренинг Цель: организация первичного закрепления материала | Умение применять на практике новые теоретические знания Умение отвечать на вопросы Умение классифицировать материал Умение сконцентрировать внимание | Задание 1: Упр. 299 По цепочке к доске приглашаются учащиеся. Они проговаривая правило вслух, объясняют написание слов (работа на доске и в тетрадях) Задание 2: Фотодиктант
Задание 3: Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных. Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудовищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. | Учащиеся по цепочке выходят к доске. Они проговаривают правило вслух, объясняют написание слов и графически выделяют суффиксы (работа на доске и в тетрадях) Записывают слова, распределяя их по столбикам (1- ек, 2- ик) Учащиеся списывают предложенный текст, вставляя пропущенные буквы, а затем сверяют его с эталоном. |
Разбор домашнего задания Цель: организация самостоятельного выполнения домашнего задания | Умение слушать, задавать вопросы на понимание | Комментирует домашнее задание Выучить правила на с. 156 Упр. 300 или 301 (на выбор) Составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы - ЕК – ИК- в именах существительных» | Слушают, задают вопросы на понимание |
Рефлексия: Цель: организация понимания ценности выполненной деятельности | Умение делать вывод, оценивать свою работу | | Оценивают свою работу на уроке |