kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Глагол. Морфологические признаки» по технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
««Глагол. Морфологические признаки» по технологии развития критического мышления»

Открытый урок русского языка в 6 классе

по теме: «Глагол. Морфологические признаки» 
по технологии развития критического мышления

Цель урока:

- актуализация уже имеющихся знаний учащихся о морфологических признаках глагола.

Задачи:

- активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации;

- развивать умения учащихся – самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, работать в парах, самостоятельно сравнивать, анализировать, систематизировать материал;

- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Приёмы: «Верные – неверные утверждения», «ЗХУ», «Кластер», «Редактирование», «Найди пару», «Закончи предложения».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рабочие листы, смайлики, маркеры, раздаточный материал.














Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Доброе утро ребята. Меня зовут Наталья Сергеевна. От вашего учителя, я знаю, что вы любознательные, внимательные, приходите в школу с желанием узнать новое. А встреча с такими учениками – радость для учителя.

Работать мы с вами на уроке будем на рабочих листах. Они перед вами. Запишите в них сегодняшнее число.

А теперь посмотрите на слайд. Здесь зашифрована пословица. Кто уже сумел её прочитать?

Верно! УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.

Запишем эту пословицу в рабочие листы, она будет девизом нашего урока.

1.Стадия вызова

Создание проблемной ситуации и определение темы урока

УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.

А учимся мы – беседуя!

Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Правильно. Люди разговаривают. Запишите слово разговаривать, подберите к нему синонимы.

(беседовать, общаться, говорить, болтать, рассказывать, толковать)

- Какие слова записаны у тебя …..? (Хорошо, молодцы!!!)

А знаете самый древний синоним к слову разговаривать?

В древнерусском языке было слово глаголить. И это слово связано с темой нашего урока. Догадались почему???

Тема нашего урока: Глагол. Морфологические признаки глагола. Запишите тему в рабочий лист.

Целеполагание

О чем мы сегодня будем говорить?

Правильно, мы будем систематизировать знания о морфологических признаках глагола, и применять их на практике.

А для чего нам нужны сведения о глаголе? (Чтобы мы могли грамотно передавать в речи динамику событий, ведь глаголы помогают «оживить» нашу речь)

Прием «ЗХУ»

Сейчас мы с вами поработаем в парах. На ваших партах лежат листы с тексом. Читая текст помечайте известную информацию ! знаком, а то, что вам непонятно ? знаком.

!!! Спросить по 2 человека от каждого ряда.

Вика, какая информация тебе известна?

А какую информацию ты бы хотела узнать?

Стадия осмысления

Прием «Редактирование»

В тексте, с которым вы работали, прозвучало, что глагол делает нашу речь выразительной, экспрессивной, яркой. А послушайте следующие предложения.

1. Многие животные в пустыне бросаются (ВПАДАЮТ) в спячку.

2. На каждого члена кружка «Юный техник» падает (ПРИХОДИТСЯ) по пять – шесть моделей.

- Почему данные предложения вызывают смех?

- Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?

Я предлагаю вам побыть редакторами и в рабочих листах отредактировать предложения.

Итак, какой можно сделать вывод? Что глаголы служат для точности и выразительности речи, только в том случае, если глаголы уместно употреблены.

Это особенно заметно, когда мы работаем с фразеологизмами.

- А что такое фразеологизмы?

Прием «Найди пару» (работаем в рабочих листах)

В ваших рабочих листах (задание «№3) в 1 столбике записаны словосочетания, прочитайте их……

Соотнесите фразеологизм из 1 столбика с его значением из 2 второго столбика.

знать на зубок – выучить,

ловить каждое слово – слушать,

раскинуть умом – подумать

зарубить себе на носу – запомнить

вбить в голову – усвоить,

грызть гранит науки – учиться

- Нужны ли нам эти фразеологизмы на сегодняшнем уроке?

Динамическая пауза

А теперь проверим вашу внимательность и знания о глаголе.

Прием «Верные - неверные утверждения»

Сейчас я буду читать утверждения. И если оно верное – вы делаете хлопок.

- Глагол обозначает действие и состояние предмета (верное)

- Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? чей? (неверное)

- Глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, условное и повелительное (верное)

- Глагол изменяется по временам (верное)

- Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (верное)

- У глагола 3 спряжения (неверное)

- Неопределенная форма глагола называется инфинитивом (верное)

- Глагол учиться относится к совершенному виду (неверное)

- У глагола говорю невозможно определить род (верное)

- Перед глаголом никогда не бывает предлогов. (верное)

Все-таки глагол необыкновенная часть речи, правда, ребята? Ведь обозначая действия, он может передавать информацию о его начале, (запеть) конце действия (допеть), продолжительности (читать), а может обозначать действие, которое совершается с перерывом (поддакивать).

В русском языке очень много глаголов, с помощью которых ярко и красочно передаются явления природы: гром гремит, грохочет, луна светит, сияет, снег летит, кружится.

В рабочих листах, задание №4. Перед вами таблица, которая поможет нам вспомнить такие морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, род, лицо. Определите у данных в таблице глагол эти морфологические признаки.

Пока весь класс работает с этим заданием, я попрошу Вику у доски выполнить индивидуальное задание.

Что необычного в оформлении этой таблицы. Как вы думаете, почему здесь изображены собака и кошка, которые сердятся друг на друга и вместе не уживаются.

- Может, кто-то скажет мне почему?

Правильно. Если у глагола есть лицо - значит у него нет рода.

Глагол

вид

спряжение

наклонение

род

л

ицо

греми






светило бы






летит






Проверить ребят!!!!!

Проверить индивидуальное задание!!!

Ребята морфологические признаки помогают доказать принадлежность слова к определенной части речи.

Мы сегодня говорили с вами о выразительных свойствах глагола, послушайте уже знакомые вам строчки из стихотворения А.С.Пушкина.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Ребята, а в прямом или в переносном значении использованы глаголы в этом четверостишье?

- А каким, словом их можно назвать?

Конечно, олицетворения.

Итак, опираясь на схему, которую сделала для нас Вика, мы определим морфологические признаки глагола - плачет.

Поможет вам в этом, карта - схема в ваших рабочих листах.

Стадия рефлексии

А теперь давайте подведем итоги нашего урока, прошу вас закончить предложения.

Прием «Закончите предложения»

  1. Я вспомнил, что…

  2. Я понял…

  3. Вызвало затруднение…

  4. Нужно выучить…

Домашнее задание

Урок мы начали с замечательной пословицы «Учиться - всегда пригодится». Подберите дома 3-5 пословиц об учении.

Я благодарю вас за урок. Было очень приятно с вами работать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Глагол. Морфологические признаки» по технологии развития критического мышления

Автор: Борисевич Наталья Сергеевна

Дата: 06.05.2020

Номер свидетельства: 548856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Связь слов в словосочетании "
    ["seo_title"] => string(29) "sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "190865"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427221327"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок русского языка в  7 классе « Причастие как часть речи»  в  условиях реализации  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-prichastiie-kak-chast-riechi-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "168352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423225473"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(50) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniie5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "271111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451379001"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства