kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Глагол. Морфологические признаки» по технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по технологии развития критического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Глагол. Морфологические признаки» по технологии развития критического мышления»

Открытый урок русского языка в 6 классе

по теме: «Глагол. Морфологические признаки» 
по технологии развития критического мышления

Цель урока:

- актуализация уже имеющихся знаний учащихся о морфологических признаках глагола.

Задачи:

- активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации;

- развивать умения учащихся – самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, работать в парах, самостоятельно сравнивать, анализировать, систематизировать материал;

- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Приёмы: «Верные – неверные утверждения», «ЗХУ», «Кластер», «Редактирование», «Найди пару», «Закончи предложения».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, рабочие листы, смайлики, маркеры, раздаточный материал.














Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Доброе утро ребята. Меня зовут Наталья Сергеевна. От вашего учителя, я знаю, что вы любознательные, внимательные, приходите в школу с желанием узнать новое. А встреча с такими учениками – радость для учителя.

Работать мы с вами на уроке будем на рабочих листах. Они перед вами. Запишите в них сегодняшнее число.

А теперь посмотрите на слайд. Здесь зашифрована пословица. Кто уже сумел её прочитать?

Верно! УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.

Запишем эту пословицу в рабочие листы, она будет девизом нашего урока.

1.Стадия вызова

Создание проблемной ситуации и определение темы урока

УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.

А учимся мы – беседуя!

Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Правильно. Люди разговаривают. Запишите слово разговаривать, подберите к нему синонимы.

(беседовать, общаться, говорить, болтать, рассказывать, толковать)

- Какие слова записаны у тебя …..? (Хорошо, молодцы!!!)

А знаете самый древний синоним к слову разговаривать?

В древнерусском языке было слово глаголить. И это слово связано с темой нашего урока. Догадались почему???

Тема нашего урока: Глагол. Морфологические признаки глагола. Запишите тему в рабочий лист.

Целеполагание

О чем мы сегодня будем говорить?

Правильно, мы будем систематизировать знания о морфологических признаках глагола, и применять их на практике.

А для чего нам нужны сведения о глаголе? (Чтобы мы могли грамотно передавать в речи динамику событий, ведь глаголы помогают «оживить» нашу речь)

Прием «ЗХУ»

Сейчас мы с вами поработаем в парах. На ваших партах лежат листы с тексом. Читая текст помечайте известную информацию ! знаком, а то, что вам непонятно ? знаком.

!!! Спросить по 2 человека от каждого ряда.

Вика, какая информация тебе известна?

А какую информацию ты бы хотела узнать?

Стадия осмысления

Прием «Редактирование»

В тексте, с которым вы работали, прозвучало, что глагол делает нашу речь выразительной, экспрессивной, яркой. А послушайте следующие предложения.

1. Многие животные в пустыне бросаются (ВПАДАЮТ) в спячку.

2. На каждого члена кружка «Юный техник» падает (ПРИХОДИТСЯ) по пять – шесть моделей.

- Почему данные предложения вызывают смех?

- Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?

Я предлагаю вам побыть редакторами и в рабочих листах отредактировать предложения.

Итак, какой можно сделать вывод? Что глаголы служат для точности и выразительности речи, только в том случае, если глаголы уместно употреблены.

Это особенно заметно, когда мы работаем с фразеологизмами.

- А что такое фразеологизмы?

Прием «Найди пару» (работаем в рабочих листах)

В ваших рабочих листах (задание «№3) в 1 столбике записаны словосочетания, прочитайте их……

Соотнесите фразеологизм из 1 столбика с его значением из 2 второго столбика.

знать на зубок – выучить,

ловить каждое слово – слушать,

раскинуть умом – подумать

зарубить себе на носу – запомнить

вбить в голову – усвоить,

грызть гранит науки – учиться

- Нужны ли нам эти фразеологизмы на сегодняшнем уроке?

Динамическая пауза

А теперь проверим вашу внимательность и знания о глаголе.

Прием «Верные - неверные утверждения»

Сейчас я буду читать утверждения. И если оно верное – вы делаете хлопок.

- Глагол обозначает действие и состояние предмета (верное)

- Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? чей? (неверное)

- Глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, условное и повелительное (верное)

- Глагол изменяется по временам (верное)

- Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (верное)

- У глагола 3 спряжения (неверное)

- Неопределенная форма глагола называется инфинитивом (верное)

- Глагол учиться относится к совершенному виду (неверное)

- У глагола говорю невозможно определить род (верное)

- Перед глаголом никогда не бывает предлогов. (верное)

Все-таки глагол необыкновенная часть речи, правда, ребята? Ведь обозначая действия, он может передавать информацию о его начале, (запеть) конце действия (допеть), продолжительности (читать), а может обозначать действие, которое совершается с перерывом (поддакивать).

В русском языке очень много глаголов, с помощью которых ярко и красочно передаются явления природы: гром гремит, грохочет, луна светит, сияет, снег летит, кружится.

В рабочих листах, задание №4. Перед вами таблица, которая поможет нам вспомнить такие морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, род, лицо. Определите у данных в таблице глагол эти морфологические признаки.

Пока весь класс работает с этим заданием, я попрошу Вику у доски выполнить индивидуальное задание.

Что необычного в оформлении этой таблицы. Как вы думаете, почему здесь изображены собака и кошка, которые сердятся друг на друга и вместе не уживаются.

- Может, кто-то скажет мне почему?

Правильно. Если у глагола есть лицо - значит у него нет рода.

Глагол

вид

спряжение

наклонение

род

л

ицо

греми






светило бы






летит






Проверить ребят!!!!!

Проверить индивидуальное задание!!!

Ребята морфологические признаки помогают доказать принадлежность слова к определенной части речи.

Мы сегодня говорили с вами о выразительных свойствах глагола, послушайте уже знакомые вам строчки из стихотворения А.С.Пушкина.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Ребята, а в прямом или в переносном значении использованы глаголы в этом четверостишье?

- А каким, словом их можно назвать?

Конечно, олицетворения.

Итак, опираясь на схему, которую сделала для нас Вика, мы определим морфологические признаки глагола - плачет.

Поможет вам в этом, карта - схема в ваших рабочих листах.

Стадия рефлексии

А теперь давайте подведем итоги нашего урока, прошу вас закончить предложения.

Прием «Закончите предложения»

  1. Я вспомнил, что…

  2. Я понял…

  3. Вызвало затруднение…

  4. Нужно выучить…

Домашнее задание

Урок мы начали с замечательной пословицы «Учиться - всегда пригодится». Подберите дома 3-5 пословиц об учении.

Я благодарю вас за урок. Было очень приятно с вами работать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Глагол. Морфологические признаки» по технологии развития критического мышления

Автор: Борисевич Наталья Сергеевна

Дата: 06.05.2020

Номер свидетельства: 548856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Связь слов в словосочетании "
    ["seo_title"] => string(29) "sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "190865"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427221327"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок русского языка в  7 классе « Причастие как часть речи»  в  условиях реализации  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-prichastiie-kak-chast-riechi-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "168352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423225473"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(50) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniie5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "271111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451379001"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства