Просмотр содержимого документа
««Глагол. Морфологические признаки» по технологии развития критического мышления»
Открытый урок русского языка в 6 классе
по теме: «Глагол. Морфологические признаки» по технологии развития критического мышления
Цель урока:
- актуализация уже имеющихся знаний учащихся о морфологических признаках глагола.
Задачи:
- активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации;
- развивать умения учащихся – самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, работать в парах, самостоятельно сравнивать, анализировать, систематизировать материал;
- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная
Доброе утро ребята. Меня зовут Наталья Сергеевна. От вашего учителя, я знаю, что вы любознательные, внимательные, приходите в школу с желанием узнать новое. А встреча с такими учениками – радость для учителя.
Работать мы с вами на уроке будем на рабочих листах. Они перед вами. Запишите в них сегодняшнее число.
А теперь посмотрите на слайд. Здесь зашифрована пословица. Кто уже сумел её прочитать?
Верно! УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.
Запишем эту пословицу в рабочие листы, она будет девизом нашего урока.
1.Стадия вызова
Создание проблемной ситуации и определение темы урока
УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.
А учимся мы – беседуя!
Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Правильно. Люди разговаривают. Запишите слово разговаривать, подберите к нему синонимы.
- Какие слова записаны у тебя …..? (Хорошо, молодцы!!!)
А знаете самый древний синоним к слову разговаривать?
В древнерусском языке было слово глаголить. И это слово связано с темой нашего урока. Догадались почему???
Тема нашего урока: Глагол. Морфологические признаки глагола. Запишите тему в рабочий лист.
Целеполагание
О чем мы сегодня будем говорить?
Правильно, мы будем систематизировать знания о морфологических признаках глагола, и применять их на практике.
А для чего нам нужны сведения о глаголе? (Чтобы мы могли грамотно передавать в речи динамику событий, ведь глаголы помогают «оживить» нашу речь)
Прием «ЗХУ»
Сейчас мы с вами поработаем в парах. На ваших партах лежат листы с тексом. Читая текст помечайте известную информацию ! знаком, а то, что вам непонятно ? знаком.
!!! Спросить по 2 человека от каждого ряда.
Вика, какая информация тебе известна?
А какую информацию ты бы хотела узнать?
Стадия осмысления
Прием «Редактирование»
В тексте, с которым вы работали, прозвучало, что глагол делает нашу речь выразительной, экспрессивной, яркой. А послушайте следующие предложения.
1. Многие животные в пустыне бросаются (ВПАДАЮТ) в спячку.
2. На каждого члена кружка «Юный техник» падает (ПРИХОДИТСЯ) по пять – шесть моделей.
- Почему данные предложения вызывают смех?
- Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?
Я предлагаю вам побыть редакторами и в рабочих листах отредактировать предложения.
Итак, какой можно сделать вывод? Что глаголы служат для точности и выразительности речи, только в том случае, если глаголы уместно употреблены.
Это особенно заметно, когда мы работаем с фразеологизмами.
- А что такое фразеологизмы?
Прием «Найди пару» (работаем в рабочих листах)
В ваших рабочих листах (задание «№3) в 1 столбике записаны словосочетания, прочитайте их……
Соотнесите фразеологизм из 1 столбика с его значением из 2 второго столбика.
знать на зубок – выучить,
ловить каждое слово – слушать,
раскинуть умом – подумать
зарубить себе на носу – запомнить
вбить в голову – усвоить,
грызть гранит науки – учиться
- Нужны ли нам эти фразеологизмы на сегодняшнем уроке?
Динамическая пауза
А теперь проверим вашу внимательность и знания о глаголе.
Прием «Верные - неверные утверждения»
Сейчас я буду читать утверждения. И если оно верное – вы делаете хлопок.
- Глагол обозначает действие и состояние предмета (верное)
- Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? чей? (неверное)
- Глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, условное и повелительное (верное)
- Глагол изменяется по временам (верное)
- Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (верное)
- У глагола 3 спряжения (неверное)
- Неопределенная форма глагола называется инфинитивом (верное)
- Глагол учиться относится к совершенному виду (неверное)
- У глагола говорю невозможно определить род (верное)
- Перед глаголом никогда не бывает предлогов. (верное)
Все-таки глагол необыкновенная часть речи, правда, ребята? Ведь обозначая действия, он может передавать информацию о его начале, (запеть) конце действия (допеть), продолжительности (читать), а может обозначать действие, которое совершается с перерывом (поддакивать).
В русском языке очень много глаголов, с помощью которых ярко и красочно передаются явления природы: гром гремит, грохочет, луна светит, сияет, снег летит, кружится.
В рабочих листах, задание №4. Перед вами таблица, которая поможет нам вспомнить такие морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, род, лицо. Определите у данных в таблице глагол эти морфологические признаки.
Пока весь класс работает с этим заданием, я попрошу Вику у доски выполнить индивидуальное задание.
Что необычного в оформлении этой таблицы. Как вы думаете, почему здесь изображены собака и кошка, которые сердятся друг на друга и вместе не уживаются.
- Может, кто-то скажет мне почему?
Правильно. Если у глагола есть лицо - значит у него нет рода.
Глагол
вид
спряжение
наклонение
род
л
ицо
греми
светило бы
летит
Проверить ребят!!!!!
Проверить индивидуальное задание!!!
Ребята морфологические признаки помогают доказать принадлежность слова к определенной части речи.
Мы сегодня говорили с вами о выразительных свойствах глагола, послушайте уже знакомые вам строчки из стихотворения А.С.Пушкина.
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
Ребята, а в прямом или в переносном значении использованы глаголы в этом четверостишье?
- А каким, словом их можно назвать?
Конечно, олицетворения.
Итак, опираясь на схему, которую сделала для нас Вика, мы определим морфологические признаки глагола - плачет.
Поможет вам в этом, карта - схема в ваших рабочих листах.
Стадия рефлексии
А теперь давайте подведем итоги нашего урока, прошу вас закончить предложения.
Прием «Закончите предложения»
Я вспомнил, что…
Я понял…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
Домашнее задание
Урок мы начали с замечательной пословицы «Учиться - всегда пригодится». Подберите дома 3-5 пословиц об учении.
Я благодарю вас за урок. Было очень приятно с вами работать.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}