- систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе;
- формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, синтаксическую роль в тексте;
- уметь находить и правильно писать орфограммы в глаголах;
- воспитывать культуру письма
.Ребята, наверное каждый из вас любит путешествовать… Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну. Нас ждут трудности, испытания, но я, надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим эту страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели прежде, чем отправиться в путешествие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эпиграф: Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
А.Югов
Ход урока
I. Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний
1.Слово учителя
Ребята, наверное каждый из вас любит путешествовать… Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну. Нас ждут трудности, испытания, но я, надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим эту страну. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели прежде, чем отправиться в путешествие. Давайте определим, о какой стране я говорю. (слайд 1)
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
(страна Глаголия)
Слово учителя (продолжение)
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенная она уже тем,
что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности ( трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и т.д.), различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место ( после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает еще и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.
Приведем два наиболее ярких высказывания известных писателей: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» (А.Югов). «…По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера…» (Ю.Бондарев).
III. Объявление темы и целей урока.
IV. Работа по теме урока.
Чтение учащимися лингвистических сочинений – миниатюр «Что мог
бы о себе рассказать Глагол»
Слово учителя.
Что же такое глагол? (слайд 2)
Устная разминка (ответы на вопросы)
Время глагола, который может выражаться простой и сложной формой (будущее)
Глагол лихорадит. В чем его грамматическая особенность (безличный)
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)
Изменение имен по падежам (склонение)
Глагол, который не сочетается с В.п. без предлога (непереходный)
Продолжим наше путешествие по стране Глаголии. (на доске надпись:)
«Станция мудрых мыслей»
6. Работа с текстом
«Как сберечь в памяти прошлое? Как разжечь костер воспоминаний? С помощью чего его поддерживать? Как помочь самому себе, какого помощника привлечь?
Дневник. Завести дневник событий. Он будет стеречь ускользающее прошлое, не даст тебе отвлечься и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумеешь в любой момент безбоязненно пересечь океан своих мыслей и чувств».
Текст у каждого ученика на парте. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
Найдите в тексте глаголы в инфинитиве с основой на шипящую (сберечь, разжечь, поддерживать, помочь, привлечь, завести, стеречь, отвлечься, забыть, пересечь)
Вспомните, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую?
У каких глаголов после шипящих, кроме неопределенной формы глагола, пишется ь (сумеешь – 2л.ед. ч.)
Найти в тексте возвратный глагол. В чем его особенности? (отвлечься)
Вспомните, какие глаголы относятся к 1-му и 2-му спряжению
Определите спряжение, лицо, число глагола сумеешь (1спряжение, 2л. Ед.ч.)
Задание1. : Выписать из пословиц все глаголы. Объяснить их правописание с –не. Определить время глагола
Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет. Где не было начала, не будет и конца. Дело делать и за себя не может, а кричит за всех. Лентяю все не можется да нездоровится. Дважды в год лето не бывает. Дело лени не любит. Кто поздно встает, у того хлеба не достает.
9.1. Задание. Заменить выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с не слитно.