Опережающее задание: подготовить стихотворные тексты на тему «Весна в нашем лесу», презентация «Богатство глаголов в его лексических возможностях»
Ресурсы:
презентация по теме: «Глагол»; таблица «Морфологические признаки глагола»; карточки с заданиями, тест.
Ход урока.
1.Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворную работу на уроке русского языка(звуки весенней природы).
- Какие звуки мы слышим, что происходит в природе?
- Журчит ручей, поют птицы, природа пробуждается от сна.
- В какое время года это происходит?
- Весной.
- Какие ещё действия происходят весной? (слайд №1)
- Птицы прилетают, дети строят скворечники, бегут ручьи, дети пускают кораблики, дети белят деревья и т.д.
- Ребята, как называется часть речи, которая обозначает все действия?
- Глагол.
- Правильно. Глагол – это весенняя часть речи, она заставит действовать нас всех.
- Сегодняшний урок мы посвятим глаголу. Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Глагол как часть речи»
2.Целеполагание. Мотивация.
- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть лист «Цель (чего я хочу добиться на уроке?)», отметьте галочкой в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке. (Приложение 1)
3. Слайд №2
Учитель: Что вы вспомнили о глаголе?
Ученик: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет.
4. Слайд № 3
Глагол изменяется по временам.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
А. Плещеев
Учитель: Давайте найдем глаголы и определим их время. (Мы должны посмотреть, когда происходит действие:
в момент речи – настоящее время, до момента речи – прошедшее, после момента речи – будущее.)
Учитель: Выделите окончания глаголов, от чего зависит написание гласной в окончании глагола? (повторяем спряжения глаголов)
5. Презентация «Глагол – одна из самых богатых частей речи»
Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.
6. Задания по группам(у каждого на парте определитель группы)
1 группа
Глаголы-синонимы
2 группа
Глаголы-антонимы
3 группа
Глаголы в прямом и переносном значении
7.Слайд № 4 Как изменяются глаголы?
Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
(заполнение таблицы)
8.Физкультминутка.
Слайд №
(- А теперь под звуки природы немножко отдохнем.)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
9. Синтаксическая функция.Слайды № 5, 6
Сугроб оседает, и через валежник на солнце глядит удивленный подснежник.
Слайд №7 Вывод: синтаксическая функция глаголов – в предложении является сказуемым, вместе с подлежащим образует грамматическую основу.
10. Тест(пары сменного состава)
(Приложение 4)
11. Домашнее задание.
- Прочитать правило в параграфе 107, выполнить упр. 610;
- Найти и выписать глаголы, которые обозначают действия весны в стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…», определить у них время.
- Написать небольшое сочинение на тему «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились сегодня на уроке.
12. РефлексИя.
Возьмите, пожалуйста, листочки «Цели». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня? Или же вы узнали меньше, чем хотели. А может больше.
(несколько учащихся зачитывают свои результаты)
13. Итоги урока
Учитель: Что вы вспомнили о глаголе?
Ученики: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет.
Ученики: Узнали о синтаксической роли глагола.
Учитель: Какова роль глаголов в нашей речи?
Ученики: Они являются основой текста-повествования.
Учитель: Каковы его морфологические признаки?
Ученики: Глагол изменяется по временам, имеет категорию числа, рода или лица, а также глаголы бывают 1 или 2 спряжения.
14. А теперь оценим свою работу на уроке (оценки за урок).
Приложение 1
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Запланировал(а)
Цель: повторить и углубить знания о глаголе.
Добился(ась)
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.
Узнать, какие действия, может обозначать глагол.
Узнать, каким членом предложения может быть глагол.
Пополнить свой словарный запас.
Повторить орфограммы глаголов (НЕ с глаголами, -ТСЯ или –ТЬСЯ, окончания –ЕШЬ -- -ИШЬ, безударные личные окончания глаголов)
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.
Вспомнить, что такое синонимы, антонимы.
Повторить, как изменяются глаголы.
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.
Вспомнить на какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола (инфинитив)
Повторить глаголы 1 и 2 спряжения.
Приложение 2
Группа № 1
Задание: вставьте глаголы, подберите к ним синонимы. Что такое синонимы? Какой глагол считаете наиболее подходящим из каждого ряда синонимов?
Весна.
_____________ весна. Ярко __________ солнце. Кругом _____________ веселые ручейки.
_____________ на реке лед. На деревьях ________________ пахучие почки. Скоро
_______________ перелетные птицы.
Группа № 2
Задание: подберите антонимы к глаголам. Что такое антонимы? Что получилось?
Ушла весна. Солнце охлаждает. Природа умирает. В лесу на проталинке
отцвел подснежник. Птицы улетели. Дети загрустили и ушли домой спать.
Группа № 3
Задание: найти глаголы, которые употребляются в переносном смысле. Для чего их использовал автор?
Ф. И. Тютчев. "Весенние воды "
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."
(1829-30 гг.)
Приложение 3
Как изменяются глаголы?
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам;
В прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
ЛЮБУЕМСЯ (……………………………. время) ВЕСЕННИМ ЛЕСОМ
единственное число
множественное число
1 лицо (я)
любуюсь
(мы)
2 лицо (ты)
(вы)
3 лицо(он,
она,
оно)
(они)
ПОЗАБОТИМСЯ (………………………………время) О ПРИРОДЕ
единственное число
множественное число
1 лицо (я)
(мы)
2 лицо (ты)
(вы) позаботитесь
3 лицо (он,
она,
оно)
позаботится
(они)
ЖДАЛИ (……………………………… время) ВЕСНУ
единственное число
множественное число
ж. р. (она)
ждала
ждали
м. р. (он)
ср. р. (оно)
Приложение 4
Тест «Глагол как часть речи.
1.Выберите верный вариант определения глагола как части речи.
1) Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2) Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что?
3) Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? чей?
4) Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2. Как изменяются глаголы?
1) по временам и числам
2) по видам
3) по падежам
4) по лицам и падежам
3. В каком времени глаголы изменяются по лицам и числам?
1) в прошедшем и настоящем
2) в настоящем и будущем
3) в будущем и прошедшем
4) не изменяются
4. В каком времени глаголы изменяются по родам и числам?
1) в прошедшем
2) в настоящем
3) в будущем
4) не изменяются
5. От чего зависит написание -ТСЯ --- -ТЬСЯ в глаголах?
1) от времени глагола
2) от вида глагола
3) от вопроса, на который отвечает глагол
4) от лица глагола
6. В каком ряду в обоих глаголах пишется Ь?
1) любуеш…ся, улыбает…ся
2) общает…ся, восхищат…ся
3) старат…ся, наблюдаеш…
4) удивляет…ся, разговариваеш…
7. Укажите ошибку в образовании формы глагола.
1) Природа пробуждается.
2) Наблюдаешь за живыми существами весной.
3) Не берегёшь природу?
4) Посадим деревья.
8. Укажите предложение в котором глагол(ы) с НЕ пишется(утся) раздельно.