kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол как часть речи (повторение изученного материала)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели - повторить и углубить знания о глаголе, его морфологических признаках, синтаксической роли в предложении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи (повторение изученного материала)»

Учитель: Безденежных Тамара Михайловна

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема урока: Глагол как часть речи (повторение изученного в начальной школе)

Тип урока: комбинированный

Цель: повторить и углубить знания о глаголе, его морфологических признаках, синтаксической роли в предложении

Задачи:

Познавательные:

- систематизировать и обобщить знания о глаголе (на основе изученного в начальной школе);

- сформировать навыки правильного написания глаголов;

- сформировать умения использовать в речи глаголы-синонимы для устранения неоправданного повтора слов.

Развивающие:

- развивать навыки анализа слова с точки зрения его морфологических признаков;

- развивать навыки анализа предложения, выявления функции глагола в предложении.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность и трудолюбие;

- воспитывать любовь к родной природе.

Методы: практический (разнообразные упражнения), наглядный (компьютерный), словесный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Опережающее задание: подготовить стихотворные тексты на тему «Весна в нашем лесу», презентация «Богатство глаголов в его лексических возможностях»

Ресурсы:

презентация по теме: «Глагол»; таблица «Морфологические признаки глагола»; карточки с заданиями, тест.






Ход урока.

1.Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворную работу на уроке русского языка(звуки весенней природы).

- Какие звуки мы слышим, что происходит в природе?

- Журчит ручей, поют птицы, природа пробуждается от сна.

- В какое время года это происходит?

- Весной.

- Какие ещё действия происходят весной? (слайд №1)

- Птицы прилетают, дети строят скворечники, бегут ручьи, дети пускают кораблики, дети белят деревья и т.д.

- Ребята, как называется часть речи, которая обозначает все действия?

- Глагол.

- Правильно. Глагол – это весенняя часть речи, она заставит действовать нас всех.

- Сегодняшний урок мы посвятим глаголу. Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Глагол как часть речи»

2.Целеполагание. Мотивация.

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

У каждого из вас есть лист «Цель (чего я хочу добиться на уроке?)», отметьте галочкой в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке. (Приложение 1)

3. Слайд №2

Учитель: Что вы вспомнили о глаголе?

Ученик: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет.

4. Слайд № 3

Глагол изменяется по временам.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

А. Плещеев

Учитель: Давайте найдем глаголы и определим их время. (Мы должны посмотреть, когда происходит действие:

в момент речи – настоящее время, до момента речи – прошедшее, после момента речи – будущее.)


Учитель: Выделите окончания глаголов, от чего зависит написание гласной в окончании глагола? (повторяем спряжения глаголов)

5. Презентация «Глагол – одна из самых богатых частей речи»


Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.

6. Задания по группам(у каждого на парте определитель группы)

1 группа

Глаголы-синонимы

2 группа

Глаголы-антонимы

3 группа

Глаголы в прямом и переносном значении

7.Слайд № 4 Как изменяются глаголы?

Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

(заполнение таблицы)


8.Физкультминутка.

Слайд №

(- А теперь под звуки природы немножко отдохнем.)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.


9. Синтаксическая функция.Слайды № 5, 6

Сугроб оседает, и через валежник на солнце глядит удивленный подснежник.

Слайд №7 Вывод: синтаксическая функция глаголов – в предложении является сказуемым, вместе с подлежащим образует грамматическую основу.

10. Тест(пары сменного состава)

(Приложение 4)

11. Домашнее задание.

- Прочитать правило в параграфе 107, выполнить упр. 610;

- Найти и выписать глаголы, которые обозначают действия весны в стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…», определить у них время.

- Написать небольшое сочинение на тему «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились сегодня на уроке.


12. РефлексИя.

Возьмите, пожалуйста, листочки «Цели». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня? Или же вы узнали меньше, чем хотели. А может больше.

(несколько учащихся зачитывают свои результаты)

13. Итоги урока


Учитель: Что вы вспомнили о глаголе?


Ученики: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет.


Ученики: Узнали о синтаксической роли глагола.


Учитель: Какова роль глаголов в нашей речи?


Ученики: Они являются основой текста-повествования.


Учитель: Каковы его морфологические признаки?


Ученики: Глагол изменяется по временам, имеет категорию числа, рода или лица, а также глаголы бывают 1 или 2 спряжения.



14. А теперь оценим свою работу на уроке (оценки за урок).



































Приложение 1

Цель (чего я хочу добиться на уроке)


Запланировал(а)

Цель: повторить и углубить знания о глаголе.

Добился(ась)


Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.



Узнать, какие действия, может обозначать глагол.



Узнать, каким членом предложения может быть глагол.



Пополнить свой словарный запас.



Повторить орфограммы глаголов (НЕ с глаголами, -ТСЯ или –ТЬСЯ, окончания –ЕШЬ -- -ИШЬ, безударные личные окончания глаголов)



Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.



Вспомнить, что такое синонимы, антонимы.



Повторить, как изменяются глаголы.



Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.



Вспомнить на какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола (инфинитив)



Повторить глаголы 1 и 2 спряжения.















Приложение 2

Группа № 1


Задание: вставьте глаголы, подберите к ним синонимы. Что такое синонимы? Какой глагол считаете наиболее подходящим из каждого ряда синонимов?


Весна.


_____________ весна. Ярко __________ солнце. Кругом _____________ веселые ручейки.




_____________ на реке лед. На деревьях ________________ пахучие почки. Скоро




_______________ перелетные птицы.


Группа № 2


Задание: подберите антонимы к глаголам. Что такое антонимы? Что получилось?


Ушла весна. Солнце охлаждает. Природа умирает. В лесу на проталинке


отцвел подснежник. Птицы улетели. Дети загрустили и ушли домой спать.



Группа № 3


Задание: найти глаголы, которые употребляются в переносном смысле. Для чего их использовал автор?


Ф. И. Тютчев. "Весенние воды "

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -


Бегут и будят сонный брег,


Бегут, и блещут, и гласят...



Они гласят во все концы:


"Весна идет, весна идет,


Мы молодой весны гонцы,


Она нас выслала вперед!



Весна идет, весна идет,


И тихих, теплых майских дней


Румяный, светлый хоровод


Толпится весело за ней!.."



(1829-30 гг.)









Приложение 3

Как изменяются глаголы?

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам;

В прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.

ЛЮБУЕМСЯ (……………………………. время) ВЕСЕННИМ ЛЕСОМ


единственное число

множественное число

1 лицо (я)

любуюсь

(мы)

2 лицо (ты)


(вы)

3 лицо(он,

она,

оно)


(они)


ПОЗАБОТИМСЯ (………………………………время) О ПРИРОДЕ


единственное число

множественное число

1 лицо (я)


(мы)

2 лицо (ты)


(вы) позаботитесь

3 лицо (он,

она,

оно)


позаботится

(они)



ЖДАЛИ (……………………………… время) ВЕСНУ


единственное число

множественное число

ж. р. (она)

ждала


ждали

м. р. (он)


ср. р. (оно)













Приложение 4

Тест «Глагол как часть речи.


1.Выберите верный вариант определения глагола как части речи.

1) Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2) Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что?

3) Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? чей?

4) Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Как изменяются глаголы?

1) по временам и числам

2) по видам

3) по падежам

4) по лицам и падежам

3. В каком времени глаголы изменяются по лицам и числам?

1) в прошедшем и настоящем

2) в настоящем и будущем

3) в будущем и прошедшем

4) не изменяются

4. В каком времени глаголы изменяются по родам и числам?

1) в прошедшем

2) в настоящем

3) в будущем

4) не изменяются

5. От чего зависит написание -ТСЯ --- -ТЬСЯ в глаголах?

1) от времени глагола

2) от вида глагола

3) от вопроса, на который отвечает глагол

4) от лица глагола

6. В каком ряду в обоих глаголах пишется Ь?

1) любуеш…ся, улыбает…ся

2) общает…ся, восхищат…ся

3) старат…ся, наблюдаеш…

4) удивляет…ся, разговариваеш…


7. Укажите ошибку в образовании формы глагола.

1) Природа пробуждается.

2) Наблюдаешь за живыми существами весной.

3) Не берегёшь природу?

4) Посадим деревья.

8. Укажите предложение в котором глагол(ы) с НЕ пишется(утся) раздельно.

Не( )беречь поросли – не( )видать деревьев.

Не( )навидеть врага.

Мне не( )здоровится.



Ответы

1

4

2

1

3

2

4

1

5

3

6

3

7

3

8

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Глагол как часть речи (повторение изученного материала)

Автор: Безденежных Тамара Михайловна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока по русскому языку: "Глагол как часть речи. Значение приставок. Изменение глаголов по временам". "
    ["seo_title"] => string(120) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-glaghol-kak-chast-riechi-znachieniie-pristavok-izmienieniie-ghlagholov-po-vriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "159527"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421918955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проект учебного занятия: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(54) "proiekt-uchiebnogho-zaniatiia-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "223632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437986387"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Наречие как часть речи Разработка урока "
    ["seo_title"] => string(44) "nariechiie-kak-chast-riechi-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "151708"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420733570"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Тема: Обобщение и систематизация изученного о глаголе .11класс "
    ["seo_title"] => string(75) "tiema-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-o-ghlagholie-11klass"
    ["file_id"] => string(6) "196345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428048009"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства