kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глагол как часть речи. Правописание глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и обобщения знаний. Подготовка к ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глагол как часть речи. Правописание глагола.»

Название предмета: русский язык.

Класс: 10

УМК: «Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-8-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2011г. Базовый уровень обучения.

Тема: Глагол как часть речи. Правописание глаголов.

На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология. Самостоятельные части речи». Данный урок №25.

Цель урока: повторить основные сведения о глаголе как о части речи.

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о правописании  личных окончаний глагола; проверить степень усвоения умения определять спряжения глагола; содействовать подготовке ЕГЭ.

Развивающие: развивать умение употреблять глагол в речи; развивать речь; развивать умение оценивать свою работу.

Воспитывающие: содействовать воспитанию любви к русскому языку; осуществлять межпредметную связь; воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-грамматические категории глагола;

- правописание личных окончаний глагола;

- правописание суффиксов глагола;

- слова исключения.

Учащиеся должны уметь:

- применять правила, которые повторили на уроке, на практике;

-использовать приемы работы по совершенствованию навыков правописания глагола;

- не ошибаться в написании окончаний и суффиксов глаголов.

Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): интерактивная доска, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1.Методическое пособие «Тематическое планирование». Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2012.

2. Д.Н.Ушаков, С.Е Крючков. Орфографический словарь. - М., 2002г.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!.. А.А.Фет.

- Чем интересно нам это стихотворение?

- Какова тема нашего урока? Сформулируйте цель урока.

1. Орфоэпический разминка (у доски 1 ученик) 

Спишите глаголы, поставьте ударение.

Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.

(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)

2. Графический диктант. Определите спряжение глагола.

 Взаимопроверка. Мыть(1), строить(2), гаснуть(1), тянуть(1), кашлять(1), любить(2) сеять(1), давить(2) , грузить(2) , сушит(2). 

 

1спр

2 спр

1

+

 

2

 

+

3

+

 

4

+

 

5

+

 

6

 

+

7

+

 

8

 

+

9

 

+

10

 

+

- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени. (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме).

- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.  (Работа по алгоритму)

Интересные  глаголы  – бежать, хотеть! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам. А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

А ещё есть и особо спрягаемые глаголы:  дать, есть.

Дополните свои знания, прочитав теоретический материал на стр.158, параграф 47.

3. Карточка.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

- В каком наклонении стоит последний глагол?

4. Самостоятельная работа (задание проецируется на экран через проектор).

1. Какой форме глагола соответствует написание -ться?

а) Инфинитиву (неопределенной форме)

б) Форме 3-го лица

2. В каком словосочетании в глагольной форме пишется -тся?

а) Расстат..ся трудно с другом.

б) Со слезами расстаёт..ся с другом.

3. Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с -тся.

а) Кое-где только светят..ся узенькие окна. (Н. Гоголь.)

б) Меж тем Руслан далёко мчит..ся. (А. С. Пушкин.)

в) Желая светлым днём вполне налюбоват..ся, орёл по поднебесию летал... (И. Крылов.)

4. Частица не с глаголами пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?

а) Нет.

б) Да. Это глаголы, включающие приставку недо- со значением неполного, недостаточного действия.

в) Да. Это глаголы, без не не употребляющиеся.

5. Какие глаголы пишутся слитно с не?

а) (Не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть.

б) (Не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать.

6. Какие глаголы пишутся раздельно с не?

1) (Не)доехать, (не)переправляться, (не)решить.

2) (Не)досолить суп, (не)достаёт зарплаты, (не) довыполнить задание.

7. Какая гласная буква пишется в глаголах се..л, ве..л, ре..л?

а) е; б) я.

8. В каком глаголе пишется я?

а) Кле..л автомобиль.

б) Та..л снег.

9. Пишется ли ь в глаголах?

а) Молчиш.., заиграеш.. .

б) Скроеш..ся, проговориш..ся.

10. Укажите глаголы I спряжения.

а) Леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те.

б) Просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..те, ропщ..т.

Взаимопроверка.

5. Физминутка.

6.Закрепление теоретического материала по теме: «Правописание глаголов».

Выполнение упражнений из учебника по группам:

1 группа упр.245, стр.164

2 группа упр.249, 250, стр.166

7. Самостоятельная работа.

Выполнить упр.243, 248, 252.

IV. Рефлексия в конце урока.

1.     Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.     Было ли тебе интересно?

3.     Сумел ли ты получить новые знания?

4.     Был ли ты активен на уроке?

5.     Ты сумел показать свои знания?

6.     С удовольствием ли будешь продолжать работу по данной теме?

7.     Был ли внимателен к тебе учитель?

V.Организация домашнего задания:§ 47-48; упражнение 243, 258.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Глагол как часть речи. Правописание глагола.

Автор: Протасова Наталья Викторовна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Глагол как части речи"
    ["seo_title"] => string(25) "glaghol_kak_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "410150"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492540082"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация урока по теме "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-uroka-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "122197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414166521"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Наречие как часть речи Разработка урока "
    ["seo_title"] => string(44) "nariechiie-kak-chast-riechi-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "151708"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420733570"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения весной. Первоцветы»."
    ["seo_title"] => string(101) "obobshchieniieznaniiobimieniprilaghatielnomkakchastiriechinamatierialierastieniiaviesnoipiervotsviety"
    ["file_id"] => string(6) "314091"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459608691"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Интегрированный урок русского языка с познанием мира : " Обобщение частей речи " и презентация: "В гости к Весне!!!""
    ["seo_title"] => string(125) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-s-poznaniiem-mira-obobshchieniie-chastiei-riechi-i-priezientatsiia-v-ghosti-k-viesnie"
    ["file_id"] => string(6) "306176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458061369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства