Учитель: Сегодня у нас гости. Мы сказали им: «Здравствуйте!» Это значит, мы пожелали им здоровья, успехов, добра. Наши гости, ребята, тоже желают вам добра, ведь они понимают, что добро – это чудо, которое всем дарит прекрасное настроение.
-А какое настроение у вас? (учащиеся показывают символы )
-Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.
Учитель:Каждое слово – это живое существо, со своим цветом, звуком, запахом, силой. Природа дарит нам много чудес, которые доставляют нам истинные удовольствия: снег, солнце, весна. А грамотно писать, много знать, новое для себя открывать – разве это не чудо? Конечно, чудо! Так пусть сегодняшний урок принесет вам чудо открытий.
II. Актуализация знаний.
1. Орфографическая разминка.
а) Записать в тетрадь словосочетания, объяснить их написание. Определите род существительных.
Солнечный луч, ранняя весна, белая сирень, весёлый скворец, звёздное небо.
Прилагательное ранняя разобрать по составу.
- Определите количество букв и звуков в слове сирень. Назовите гласные звуки, согласные звуки.
б) Запись предложения под диктовку с комментированием:
По долине бежит весёлый, говорливый ручеёк.
-Подчеркните в предложении грамматическую основу.
-Определите части речи.
- Обозначьте падеж существительных.
-Обозначьте время глаголов.
2. Повторение о глаголе.
-Угадайте часть речи.
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет или поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам… (глагол).
- Назовите глаголы из данного текста.
III. Самоопределение к деятельности.
1. Давайте вспомним, что вы знаете уже о глаголе из прошлых уроков?
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения является глагол?
- Как изменяется глагол? (по временам, а по родам в прошедшем времени).
- С какими частями речи связаны глаголы?
2. Работа по разрешению учебной задачи.
-Выпишите основы из следующих предложений:
Ставит дождь на окнах точки.
А по крыше без конца
Барабанят молоточки,
Лужи зябнут у крыльца.
-Определите число имен существительных.
-Что обозначают существительные в единственном числе?
-Что обозначают существительные во множественном числе?
Что вы можете сказать о числе, в котором употреблены глаголы?
-Итак, какова же тема сегодняшнего урока?
(Изменение глаголов по числам)
-Какие вопросы перед собой поставим? Чему будем учиться?
Будем учиться определять ...
Будем учиться изменять ... и находить ...
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1) – Посмотрите на картинки и составьте простые нераспространённые предложения. (Гуси летят. Дельфины плавают. Олени пьют.)
2) – Измените предложения, чтобы в них действовал один предмет и запишите их.
– Что пришлось изменить в предложениях? (Существительные)
– Что произошло с глаголами? (Они тоже стали единственного числа.)
-Что изменилось в словах? (окончание).Выделите окончания у глаголов.
-Какой вывод сделаем? (при изменении числа меняется окончание).
Правильно, глаголы летит, плывёт, пьёт - обозначают действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает? - ед.ч.
Глаголы летят, плывут, пьют - обозначают действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? - мн.ч. (Схема)
-Давайте сравним наши выводы с выводами учебника. Чтение вывода. Стр.77.
V.Первичное закрепление .
1. Работа в паре.
-Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами.
Ребятам выдаются карточки с текстом.
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчал.
Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пел птицы, и он вместе с ними пел.
Зачитывается новый текст по одному предложению.
Учитель постепенно открывает каждое предложение.
-Что сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего мы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это текст научный или художественный? Определите тип текста. Обоснуйте свой вывод.
Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы, самые внимательные!
2. Проблемная ситуация:
- Определите число у глаголов начинать, завершать.
( Мы не можем определить число глаголов. Глаголы начинать, завершать отвечают на вопрос что делать? Это - глаголы неопределённой формы.) Сделайте вывод. Вывод. Глаголы бывают единственного и множественного числа. У глаголов неопределенной формы число определить нельзя.
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Прочитайте текст, определите его тему.
Весеннее солнце греет землю. Тают снега. Звенит весёлая капель. Быстро бегут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе воробьи.
- О каких признаках весны говорится в тексте?
- Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять? (ответы детей)
Выписать глаголы, определить их число.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Тест.
— А теперь посмотрим, все ли из вас успешно усвоили новый материал, в этом нам поможет тест (выдается каждому ученику по вариантам)
Ф.И._____________________________________
1 вариант 1. Подчеркни среди слов глаголы: Сияет, смешной, светят, дружба.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч. Дружит, берут, спешит, убирали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч. Сияет, пишут, посмотрели.
Ф.И.___________________________________
2 вариант 1. Подчеркни среди слов глаголы: Смотрит, сильный, служба, готовят.
2. Подчеркни глаголы в форме ед.ч. Бежит, возьмут, летит, рисовали.
3. Подчеркни глаголы в форме мн.ч. Читает, уберут, рисуют.
Бланк «Оцени себя».
Справляюсь самостоятельно.
Нужна помощь.
Не спраляюсь.
Я умею находить глаголы в предложении.
Я могу без ошибок определить ед.ч. глагола.
Я могу без ошибок определить мн.ч. глагола.
VIII. Выставление оценок за работу на уроке.
IX. Домашнее задание.
- Вы очень интересно сегодня поработали на уроке и пришло время открыть дневники и записать домашнее задание.
1 группа: провести поисковую работу и создать проект «Глагол - необыкновенная часть речи».
2 группа:Мы очень много работаем с тестами. Поэтому вам дома нужно составить тест по теме «Глагол» (5 вопросов)