kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фразеология. Фразеологические единицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Фразеология. Фразеологические единицы» построен в соответствии с требованиями ФГОС. Цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На уроке я использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 10 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фразеология. Фразеологические единицы.»


Конспект урока по русскому языку

Дата урока: 26.09. 17

урока: 9

Тема урока: Фразеология. Фразеологические единицы.

Вид урока: обобщение, систематизация сведений о фразеологии.

Цели урока:

  1. образовательная – обобщить знания о фразеологии как разделе лингвистики, продолжить формирование умения употреблять фразеологические единицы уместно речевой ситуации, подготовка к ЕГЭ;

  2. развивающая – способствовать развитию грамотной речи путем устных ответов на задания, способствовать углублению знаний по русскому языку, способствовать обогащению словарного запаса;

  3. воспитательная – воспитывать интерес к изучению русского языка через подачу интересного языкового материала, воспитывать уважение к классному коллективу через организацию слушания устного ответа одноклассников по теме и оценку работы одноклассников у доски.

Форма проведения: практическое занятие.

Учебно-наглядные пособия и ТСО: учебник русского языка для 10—11 классов под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А., раздаточный материал, сборник тренировочных вариантов для подготовки к ЕГЭ под редакцией Сениной Н.А., Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008. медиапроектор, компьютер.

Междисциплинарные связи: русский язык, литература, история, искусство.

Ход урока:

  1. 1. Организационная часть (5 мин).

Формулирование темы урока и целей.

Учитель: Ребята, я хочу начать урок высказыванием академика Виктора Владимировича Виноградова: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений». А теперь давайте сформулируем тему нашего урока. Я думаю, у вас это успешно получится.

Учащиеся: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.

Учитель: Правильно, также мы с вами будем продолжать готовиться к ЕГЭ.

Словарный диктант. 

Объясните графически написание орфограмм, встретившихся в словах.

Ни шатко, ни валко. Не чуя ног под собой. Час от часу не легче. Во что бы то ни стало. Не тут-то было. Как бы то ни было. Ничего не попишешь. Нежданно-негаданно. Невзирая на лица. Ни кола ни двора.

Самопроверка.

В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания?

Ученики: Фразеологизмы.

  1. 2. Основная часть.

  2. Актуализация опорных знаний (2 мин).

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

Учащиеся под руководством учителя формулируют определение: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения.

Учитель: Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология. Что же такое фразеология?

Учащиеся под руководством учителя формулируют определение: Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Знакомство с информацией учебника по данной теме (3 мин).

  1. Давайте познакомимся с происхождением ряда фразеологизмов (7 мин).

  2. Учащиеся работают с таблицей (выведена на экран), поясняют значение некоторых фразеологизмов под руководством учителя, используя фразеологический словарь.

    Группы фразеологизмов

    Примеры

    1

    Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

    На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

    2

    Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

    Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

    3

    Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

    Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

    4

    Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

    Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.

    5

    Фразеологизмы библейского происхождения.

    Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

    6

    Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

    Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

    7

    Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

    Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.

    8

    Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

    Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

Учитель: Ребята, расскажите о происхождении фразеологизмов нить Ариадны, ящик Пандоры.

Выступление учащихся с сообщениями, подготовленными заранее под руководством учителя.

Учитель: Ребята, распределите фразеологизмы по группам и запишите в тетрадь (3 мин + 2 мин на ответы на вопросы).

Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла

Военное дело

Медицина

Искусство



Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).

Учитель: Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?

Ученики: Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика».

Учитель: Правильно, а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия. Что такое синонимы и антонимы?

Ученики: Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения. Антонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.

Учитель: Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам) 5 мин.

Вариант 1

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило

Вариант 2

Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встать не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в дуге

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода

Учитель: Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Работа по карточкам (3 мин).

1)Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль) 

Учитель: Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы продолжим свою тестовую работу, в которой будут использованы задания ЕГЭ. Работа проводится по вариантам (5 мин).

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г)  Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения

Вариант 2.

  1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г)  Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить        _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в)        Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г)        Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

( Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

  1. Подведение итогов урока (4 мин).

Учитель: Ребята, давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах? Что  необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов? С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе? Какова их роль в речи?

Обращаясь вновь к высказыванию В.В.Виноградова «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?

Рефлексия. Давайте вернемся к целям нашего сегодняшнего урока, которые мы ставили перед собой. Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение? Выразите свое отношение к уроку, использую фразеологизмы.

Информация о домашнем задании. Написать сочинение, используя фразеологизмы, на тему «Моя осень».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Фразеология. Фразеологические единицы.

Автор: Сергань Дарья Олеговна

Дата: 03.12.2017

Номер свидетельства: 441877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Презентация открытого урока по русскому языку по теме "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление." "
    ["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-frazieologhiia-frazieologhichieskiie-iedinitsy-i-ikh-upotrieblieniie"
    ["file_id"] => string(6) "232619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442866132"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Исследовательская работа МАН   "ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ ПЕРЕВОДА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ПРОИЗВЕДЕНИИ LILY HIDE “DREAM LAND” "
    ["seo_title"] => string(132) "issliedovatiel-skaia-rabota-man-osobiennosti-sposobov-pierievoda-frazieologichieskikh-iedinits-v-proizviedienii-lily-hide-dream-land"
    ["file_id"] => string(6) "210626"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431460188"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Открытый урок "Фразеологические сочетания" "
    ["seo_title"] => string(48) "otkrytyi-urok-frazieologhichieskiie-sochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "175916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424340186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства