kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формулы речевого этикета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи, сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации.
   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формулы речевого этикета»

Конспект открытого урока по русскому языку « Формулы речевого этикета « учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 483 Выборгского района Санкт-Петербурга



КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОМУ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ ШКОЛА 483 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНК-ПЕТЕРБУРГА ДЕНИСЕНКО ЛЮДМИЛЫ АНДРЕЕВНЫ


Дата проведения урока- 15 января

Тема «Формулы речевого этикета»

Тип урока — усвоение новых знаний

Цели

образовательные

ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи, сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации.

Воспитательная

сформировать осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Формы организации учебной деятельности фронтальная, коллективная, индивидуальная


Методическое оснащение интерактивный метод обучения, метод анализа-синтеза, репродуктивный метод, метод проблемного обучения, техническое оснащение.

Методическое обеспечение урока — презентация урока.

ТЕХНОЛОГИЯ технология обратной связи с элементами гуманитарной

Возрастная категория учащихся — 5 класс.



ХОД

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Речевой этикет включает правила речевого общения между людьми. Этикет- совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Правила речевого поведения помогают поддерживать доброжелательные контакты в человеческом обществе . Обучение речевому этикету — это обучение мотивированному выбору языковых средств общения в соответствии с речевой ситуацией.

  • БЕСЕДА С КЛАССОМ

Вопрос классу

- Подумайте, от чего зависит ваше высказывание. Что необходимо учитывать, когда вы начнете разговор

(ответ учащегося)

- Какие обычно употребляются слова в ответ на приглашение, пожелание, приветствие

(ответ учащегося и показ слайда 2)

СПАСИБО СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЕ.БЛАГОДАРЮ ВАС.ОТ ВСЕЙ ДУШИ БЛАГОДАРЮ.Я ВАМ ПРИЗНАТЕЛЕН.КА Я ТЕБЕ БЛАГОДАРЕН. РАЗРЕШИТЕ ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА... ЭТО ОЧЕНЬ МИЛО С ВАШЕЙ СТОРОНЫ.ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ , КА Я ВАМ БЛАГОДАРЕН.

- Как можно ответить на ЭТИ формы выражения благодарности

( ответ и показ слайда 3)Б В ответ на незначительную услугу

Конспект открытого урока по русскому языку « Формулы речевого этикета « учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 483 Выборгского района Санкт-Петербурга


  • ПОЖАЛУЙСТА. НЕ ЗА ЧТО. НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ.НЕ СТОИТ.НЕ НУЖНО БЛАГОДАРИТЬ.НУ ЧТО ВЫ, КАКИЕ МЕЛОЧИ.ПУСТЯКИ

(слайд 4)

Если услуга взаимная

МНЕ БЫЛО ОЧЕНЬ ПРИЯТНО ПОМОЧЬ ТЕБЕ. МНЕ БЫЛО НЕТРУДНО ЭТО СДЕЛАТЬ.В непринужденной речи- НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ. НЕ СТОИТ.

Таким образом, в ответ на добрые дела , чувства, слова вежливый человек должен ответить словами благодарности.

Наиболее употребительное слово- спасибо.Кто знает , откуда возникло это слово ( сращение устойчивого словосочетания СПАСИ, БОГ, постепенно утратившего свое первоначальное значение).

( слайд 5)

СПАСИБО ЗА ВСЕ.СПАСИБО ЗА ХЛЕБ-СОЛЬ. И НА ТОМ СПАСИБО.БЛАГОДАРЮ ВАС. БЛАГОДАРЮ ХЛЕБ -СОЛЬ.


Вопрос классу

КАКИЕ из записанных слов уместны в разговорной речи , какие в официальной обстановке.


ИГРОВОЙ МОМЕНТ « Научимся вежливо благодарить друг друг»

  • З А ПРИГЛАШЕНИЕ В ГОСТИ

  • ЗА ПРИНЕСЕННУЮ КНИГУ

  • ЗА ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ

Вопрос классу

ЕСЛИ вы случайно кого-то огорчили или были невежливы, какие слова вы при этом скажите

(ответ и показ слайда 6)

ПРОСТИТЕ. ИЗВИНИТЕ.ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ.ПРОСТИТЕ ЗА БЕСТАКТНОСТЬ. ПРОСТИТЕ З БЕСПОКОЙСТВО. ВИНОВАТ.ПРОШУ ИЗВИНИТЬ МЕНЯ. НЕ СЕРДИТЕСЬ НА МЕНЯ.ПРОСТИТЕ,Я ПРИЧИНИЛ ВАМ СТОЛЬКО ХЛОПОТ. ПРИМИТЕ МОИ ИЗВИНЕНИЯ.


(Слово ПРОСТИТЕ является нейтральным.Оно употребляется при обращении к человеку с извинениями за совершенный проступок, за беспокойство.

При извинении за незначительный проступок используется слово ИЗВИНИТЕ ( принимаю вину на себя ). Но от того, с какой интонацией вы произнесете это слово, во многом зависит , возникнет ли после этого конфликт или нет. Очень важно произнести это слово так, чтобы тот, у кого вы просите прощения, понял, что вы искренне раскаиваетесь.


ИГРОВОЙ МОМЕНТ «Произнесите ИЗВИНИТЕ с различными оттенками

  • с чувством сожаления по поводу случившегося

  • с интонацией одолжения

  • … раздражения



Вопрос классу

Какие «вежливые « слова обычно употребляют, чтобы показать, что мы не сердимся, что мы прощаем обиду

( ответ и показ слайда 7)

Конспект открытого урока по русскому языку « Формулы речевого этикета « учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 483 Выборгского района Санкт-Петербурга


Чаще всего мы объясняем, за что просим прощения

(показ слайда 8 )

ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ОТОРВАЛ ВАС ОТ ДЕЛА. БОЮСЬ, ЧТО Я УТОМИЛ ВАС РАЗГОВОРОМ, ПРОСТИТЕ.


ИГРОВОЙ МОМЕНТ « ПОПРОСИТЕ ИЗВИНЕНИЯ»

  • Вы нечаянно толкнули девочку .Как вы поступите

  • Вы забыли дома книгу, которую обещали товарищу

  • В трамвае вы неожиданно наступили на ногу соседу


  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Объясните смысл пословицы




БИБЛИОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ


Литература

1.Любичева Е.В., Болдырева Л. И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников.-СПб. «Паритет», 2005.

  • Соколова В.В. Культура речи и культура общения.- М.,1995.

  • В.Н.Пажин Как себя вести.-Лениздат.1996




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Формулы речевого этикета

Автор: Денисенко Людмила Андреевна

Дата: 19.09.2017

Номер свидетельства: 428766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока по русскому языку " Формы обращения и речевой этикет" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-formy-obrashchieniia-i-riechievoi-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "106448"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403015770"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему *Речевой этикет и общение* "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-riechievoi-etikiet-i-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "156822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421494097"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Консультация для родителей "Речевой этикет дошкольников""
    ["seo_title"] => string(57) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevoi_etiket_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "645459"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1707647983"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Речевой этикет"
    ["seo_title"] => string(18) "riechievoi-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "253009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447505373"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок развития речи в 5 классе. Тема. Речевой этикет. «У меня  зазвонил телефон». "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-razvitiia-riechi-v-5-klassie-tiema-riechievoi-etikiet-u-mienia-zazvonil-tieliefon"
    ["file_id"] => string(6) "236353"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444045533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства