Цель данного урока ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи, сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формулы речевого этикета»
Конспект открытого урока по русскому языку « Формулы речевого этикета « учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 483 Выборгского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОМУ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ ШКОЛА 483 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНК-ПЕТЕРБУРГА ДЕНИСЕНКО ЛЮДМИЛЫ АНДРЕЕВНЫ
Дата проведения урока- 15 января
Тема «Формулы речевого этикета»
Тип урока — усвоение новых знаний
Цели
образовательные
ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи, сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации.
Воспитательная
сформировать осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
Формы организации учебной деятельности фронтальная, коллективная, индивидуальная
Методическое оснащение интерактивный метод обучения, метод анализа-синтеза, репродуктивный метод, метод проблемного обучения, техническое оснащение.
Методическое обеспечение урока — презентация урока.
ТЕХНОЛОГИЯ технология обратной связи с элементами гуманитарной
Возрастная категория учащихся — 5 класс.
ХОД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Речевой этикет включает правила речевого общения между людьми. Этикет- совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Правила речевого поведения помогают поддерживать доброжелательные контакты в человеческом обществе . Обучение речевому этикету — это обучение мотивированному выбору языковых средств общения в соответствии с речевой ситуацией.
БЕСЕДА С КЛАССОМ
Вопрос классу
- Подумайте, от чего зависит ваше высказывание. Что необходимо учитывать, когда вы начнете разговор
(ответ учащегося)
- Какие обычно употребляются слова в ответ на приглашение, пожелание, приветствие
(ответ учащегося и показ слайда 2)
СПАСИБО СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЕ.БЛАГОДАРЮ ВАС.ОТ ВСЕЙ ДУШИ БЛАГОДАРЮ.Я ВАМ ПРИЗНАТЕЛЕН.КА Я ТЕБЕ БЛАГОДАРЕН. РАЗРЕШИТЕ ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА... ЭТО ОЧЕНЬ МИЛО С ВАШЕЙ СТОРОНЫ.ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ , КА Я ВАМ БЛАГОДАРЕН.
- Как можно ответить на ЭТИ формы выражения благодарности
( ответ и показ слайда 3)Б В ответ на незначительную услугу
Конспект открытого урока по русскому языку « Формулы речевого этикета « учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 483 Выборгского района Санкт-Петербурга
ПОЖАЛУЙСТА. НЕ ЗА ЧТО. НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ.НЕ СТОИТ.НЕ НУЖНО БЛАГОДАРИТЬ.НУ ЧТО ВЫ, КАКИЕ МЕЛОЧИ.ПУСТЯКИ
(слайд 4)
Если услуга взаимная
МНЕ БЫЛО ОЧЕНЬ ПРИЯТНО ПОМОЧЬ ТЕБЕ. МНЕ БЫЛО НЕТРУДНО ЭТО СДЕЛАТЬ.В непринужденной речи- НЕ СТОИТ БЛАГОДАРНОСТИ. НЕ СТОИТ.
Таким образом, в ответ на добрые дела , чувства, слова вежливый человек должен ответить словами благодарности.
Наиболее употребительное слово- спасибо.Кто знает , откуда возникло это слово ( сращение устойчивого словосочетания СПАСИ, БОГ, постепенно утратившего свое первоначальное значение).
( слайд 5)
СПАСИБО ЗА ВСЕ.СПАСИБО ЗА ХЛЕБ-СОЛЬ. И НА ТОМ СПАСИБО.БЛАГОДАРЮ ВАС. БЛАГОДАРЮ ХЛЕБ -СОЛЬ.
Вопрос классу
КАКИЕ из записанных слов уместны в разговорной речи , какие в официальной обстановке.
ИГРОВОЙ МОМЕНТ « Научимся вежливо благодарить друг друг»
З А ПРИГЛАШЕНИЕ В ГОСТИ
ЗА ПРИНЕСЕННУЮ КНИГУ
ЗА ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ
Вопрос классу
ЕСЛИ вы случайно кого-то огорчили или были невежливы, какие слова вы при этом скажите
(ответ и показ слайда 6)
ПРОСТИТЕ. ИЗВИНИТЕ.ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ.ПРОСТИТЕ ЗА БЕСТАКТНОСТЬ. ПРОСТИТЕ З БЕСПОКОЙСТВО. ВИНОВАТ.ПРОШУ ИЗВИНИТЬ МЕНЯ. НЕ СЕРДИТЕСЬ НА МЕНЯ.ПРОСТИТЕ,Я ПРИЧИНИЛ ВАМ СТОЛЬКО ХЛОПОТ. ПРИМИТЕ МОИ ИЗВИНЕНИЯ.
(Слово ПРОСТИТЕ является нейтральным.Оно употребляется при обращении к человеку с извинениями за совершенный проступок, за беспокойство.
При извинении за незначительный проступок используется слово ИЗВИНИТЕ ( принимаю вину на себя ). Но от того, с какой интонацией вы произнесете это слово, во многом зависит , возникнет ли после этого конфликт или нет. Очень важно произнести это слово так, чтобы тот, у кого вы просите прощения, понял, что вы искренне раскаиваетесь.
ИГРОВОЙ МОМЕНТ «Произнесите ИЗВИНИТЕ с различными оттенками
с чувством сожаления по поводу случившегося
с интонацией одолжения
… раздражения
Вопрос классу
Какие «вежливые « слова обычно употребляют, чтобы показать, что мы не сердимся, что мы прощаем обиду
( ответ и показ слайда 7)
Конспект открытого урока по русскому языку « Формулы речевого этикета « учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 483 Выборгского района Санкт-Петербурга
Чаще всего мы объясняем, за что просим прощения
(показ слайда 8 )
ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ОТОРВАЛ ВАС ОТ ДЕЛА. БОЮСЬ, ЧТО Я УТОМИЛ ВАС РАЗГОВОРОМ, ПРОСТИТЕ.
ИГРОВОЙ МОМЕНТ « ПОПРОСИТЕ ИЗВИНЕНИЯ»
Вы нечаянно толкнули девочку .Как вы поступите
Вы забыли дома книгу, которую обещали товарищу
В трамвае вы неожиданно наступили на ногу соседу
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Объясните смысл пословицы
БИБЛИОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Литература
1.Любичева Е.В., Болдырева Л. И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников.-СПб. «Паритет», 2005.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения.- М.,1995.