Урок развития речи в 5 классе. Тема. Речевой этикет. «У меня зазвонил телефон».
Урок развития речи в 5 классе. Тема. Речевой этикет. «У меня зазвонил телефон».
Цели: познакомить учащихся с правилами общения по телефону, с формулами речевого этикета, используемыми в данной ситуации.
Оборудование: телефоны различных лет.
Ход урока.
1). Краткое вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим постигать тайны общения. Человек живёт среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону. Пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение.
А как называется разговор двух и более лиц?
- Диалог.
-Молодцы, ребята!
Вы верно ответили на этот вопрос и также верно, умело должны вести диалоги. Ведь у общения есть свои правила. Но всегда ли они выполняются?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 классе. Тема. Речевой этикет. «У меня зазвонил телефон». »
Урок развития речи в 5 классе.
Тема. Речевой этикет. «У меня зазвонил телефон».
Цели: познакомить учащихся с правилами общения по телефону, с формулами речевого этикета, используемыми в данной ситуации.
Оборудование: телефоны различных лет.
Ход урока.
1). Краткое вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим постигать тайны общения. Человек живёт среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону. Пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение.
А как называется разговор двух и более лиц?
- Диалог.
-Молодцы, ребята!
Вы верно ответили на этот вопрос и также верно, умело должны вести диалоги. Ведь у общения есть свои правила. Но всегда ли они выполняются?
2).Чтение отрывка « …у меня зазвонил телефон…»
3). Беседа по вопросам:
- Ребята, как вы думаете, почему не состоялся этот разговор? Докажите, пожалуйста, свою точку зрения (не были соблюдены правила речевого общения или речевого этикета).
- А каково же значение этого слова, где мы можем посмотреть?
- В толковом словаре.
Учащиеся зачитывают лексическое значение слова.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску и вы увидите не только значение слова. Но и правильное его написание.
Этикет - это установленный порядок поведения, форм обхождения.
- Да, общение по телефону – это тоже искусство, которому надо учиться.
4). Объявление темы урока и цели.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах телефонного общения.
Запишите, пожалуйста, тему урока «У меня зазвонил телефон».
Прослушайте 1-й куплет стихотворения К.И.Чуковского «Телефон».
Вы услышали диалог. Сколько лиц участвует в разговоре?
- Правильно. Молодцы!
А сейчас проведём небольшой опрос.
1. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто имеет телефон.
2.Часто ли вы пользуетесь им?
3.В каких ситуациях вы звоните по телефону?
Учитель:
Телефоны активно вошли в нашу жизнь, заняли большое место в общении людей. Но все ли умеют использовать это удобное средство? Знаем ли мы, как вести беседу по телефону? Этому мы и будем учиться сегодня.
Сейчас рассмотрим три главные ситуации:
1. Вы собираетесь позвонить
2. Вы позвонили.
3. Вам позвонили.
Поговорим о том, как вы будете действовать в этих ситуациях, какие правила и формулы телефонного этикета станете использовать.
Ситуация первая.
Вы собираетесь позвонить.
Правило №1.
Если можно обойтись без звонка, то звонить не следует.
Решение речевых задач, в ходе которых закрепляется правило №1.
- Соблюдается ли это правило героями рассказа Носова «Телефон»?
Инсценировка рассказа.
Вывод:
Этот разговор был пустым времяпрепровождением. Никогда не следует звонить друг другу без цели.
- Но вот вы решились позвонить, считая, что разговор не терпит отлагательств.
Правило №2.
Продумай тон и содержание разговора.
Ситуация вторая.
Вы позвонили.
Правило №3.
Разговаривай кратко, вежливо и только по делу.
- А что значит вежливо?
Это значит:
1. Надо поздороваться.
2. Обратиться к человеку по имени.
3.Представиться самому.
- Ещё одно правило, я думаю, вы назовёте сами.
А сейчас посмотрим немые сценки.
1. Девочка висит на телефоне.
2. Девочка сидит на телефоне.
- Что вы увидели?
- что значит выражение:
«висеть на телефоне», « сесть на телефон»?
- Так о каком же правиле надо помнить?
Правило №4. Нельзя без нужды, часто и подолгу разговаривать по телефону.
Итак, правила мы запомнили. Но надо знать ещё и формулы речевого этикета, т.е.вежливые слова.
Давайте повторим их.
1. Формулы приветствия.
Здравствуйте.
Добрый вечер.
Привет.
2. Формулы прощания.
До свидания!
Прощай!
До встречи!
Пока!
3. Ответ снявшего трубку.
Алло!
Я слушаю.
Я у телефона.
Важно знать не только правила и формулы телефонного этикета, но и уметь правильно использовать их.
Практическое занятие.
Решение ситуативных задач (1,2,3).
Ситуация №3.
Вывод:
Ребята, наш урок подходит к концу. Телефонных разговоров множество. И едва ли все их можно предугадать, от всех ошибок предостеречь. Помните, пожалуйста, главное - беседа по телефону должна быть вежливой и доброжелательной, содержательной и краткой.
Рефлексия. Заинтересовала ли вас тема урока?
Приобрели ли вы новые знания?
Помогут ли они вам в дальнейшем?
Д.З.: Выписать из текстов художественной литературы диалоги с вежливыми словами.