kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование логических универсальных действий у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Именения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в квалифицированных кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющие логически мыслить. Школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, интеллектуально развитого. Интеллект ребенка сейчас определяется высоким уровнем логического мышления. Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В своей работе я подобрала методики обучения, способствующие развитию логического мышления у школьников 3 класса на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование логических универсальных действий у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

им. Козьмы Минина»


Факультет психологии и педагогики


Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования


Направление подготовки "Психолого-педагогическое образование"

Магистерская программа: "Психолого-педагогическое обеспечение развивающих программ начального образования"








Конспект урока русского языка

в 3 «Г» классе МБОУ Школы № 115 корпус 2 г. Н. Новгород

студентки группы МНОЗ-14

Ф. И. О. Баландиной Ю.Б.

Дата проведения урока: 26 ноября 2015г.












Нижний Новгород

2015г

1. Характеристика класса:

Практику я прохожу в 3 «Г» классе. Класс постоянно занимается в кабинете № 6. На втором этаже. В классе 20 учащихся. Из них 11 мальчиков и 9 девочек. Возрастной состав класса – 9-10 лет. Состав класса в своем большинстве не меняется с 1 класса. В классе сложились дружественные отношения между девочками и мальчиками. Школьники умеют распределять между собой работу, задания. Хорошо работают в группах.

Классный руководитель с 1 сентября 2015 года поменялся, т.к. предыдущий учитель переехал в другой район города и перешел работать в другую школу.

Физическое состояние детей. Группа здоровья:

- основная – 10 человек;

- подготовительная – 10 человек.

Учебный класс оборудован партами, стульями, магнитной доской, интерактивной доской, проектором, куллером с питьевой водой. У учителя есть компьютер, принтер и копировальный аппарат, постоянный выход в интернет. В классе стоят ящички, по количеству учащихся, для хранения папок для изобразительного искусства, технологии, физкультурной формы. В ящиках школьники оставляют свои поделки, рисунки, стаканы для питья. Класс чистый, светлый, теплый, уютный, много цветов.

Согласно расписания, у школьников по 5 уроков, кроме среды, в среду – 4 урока. Класс занимается по УМК «Школа России». Урок русского языка в 3 классе, согласно учебного плана – 5 раз в неделю, в год 170 часов. Суббота и воскресенье – выходные дни. Уроки начинаются с 8-15, заканчиваются в среду в 12-05, остальные дни – в 13-05. Большинство школьников остается в группу продленного дня. В группе продленного дня ученики посещают различные кружки:

  1. Баскетбол;

  2. Подвижные игры;

  3. Умники и умницы;

  4. Светофорчик;

  5. И др.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся: низкий, т.к. ученики плохо пишут, правила учить не хотят, из всего класса навыками грамотного списывания обладают 5 учеников. Большая часть учеников при написании контрольных, словарных диктантов, списываний с учебника, карточек игнорируют и не выполняют грамматическую часть задания. Изложения и сочинения школьники только начали учиться писать во второй четверти третьего класса. Многие читают по слогам, не соблюдая знаков препинания, поэтому не всегда понимают смысл прочитанного. Школьникам очень тяжело дается разделение текста на части. Несколько человек из класса не могут сформулировать предложение из написанных через запятую 5-8 слов. Домашнее задание выполняют не все ученики. У школьников нет мотивации к освоению русского языка. Вопрос обучаемости и успеваемости школьников неоднократно поднимался на родительском собрании, но у родителей один ответ, что им некогда с детьми заниматься, читать книги, учить стихи, таблицу умножения, выполнять домашние задание.

  1. УМК.

Класс занимаемся по УМК Школа России. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. - 159с.: ил. – (Школа России).

Фрагмент календарно-тематического планирования:


п/п


урока в теме

Тема урока

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (29 ч.)

52

1

В каких значимых частях слова есть орфограммы? Упр. 192 - 195

53

2

Правописание слов с безударными гласными в корне Упр. 196 - 200

54

3

Правописание слов с безударными гласными в корне Упр. 201 - 204

55

4

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Словарный диктант. Упр. 205 - 207

56

5

Контрольный диктант

57

6

Анализ контрольного диктанта. Правописание слов с глухими и звонки-ми согласными в корне. Упр. 208 - 211

58

7

Проверка слов с парными согласными в корне. Упр. 212 - 215

59

8

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне Упр. 216 -222

60

9

Р.р. Обучающее изложение

61-63

10-12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Упр. 223 - 232

64-65

13-14

Правописание слов с удвоенными согласными Упр. 233 - 237

66

15

Р. р. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» Упр. 238

67

16

Контрольный диктант по теме: «Правописание корней слов»

68-71

17-20

Правописание суффиксов и приставок Упр. 239 - 256

72-73

21-22

Правописание приставок и предлогов Упр. 257 - 263

74

23

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком Упр. 264 - 267

75

24

Разделительные твёрдый и мягкий знаки Упр. 268 - 270

76

25

Контрольное списывание. Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. Упр. 271 – 274

77

26

Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками

Словарный диктант. Упр. 275 - 279

78

27

Р.р. Обучающее изложение Упр. 278

79

28

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

80

29

Проект «Составляем орфографический словарь»

3.Тема урока, цели, задачи

Тема урока: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Цели урока: развивать умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Совершенствовать умения подбирать проверочные слова.

  2. Учить сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

  3. Закреплять умение работать с орфограммами изученных видов.

  4. Учить рассуждать и делать выводы.

Развивающие:

1.Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии).

2.Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).

3.Развивать письменную зоркость.

4.Развивать связную устную и письменную речь.

5. Развивать способность делать выводы на основе наблюдений и закономерностей.

6. Формировать у школьников учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи.

Воспитывающие:

1.Воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

2.Формировать стремление к получению знаний.

3.Развивать умение работать в коллективе.

4. Воспитывать способность к самооценке.

5. Способствовать воспитанию активности, самостоятельности, продолжить формирование коммуникативных навыков.

  1. Оборудование

  1. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. - 159с.: ил. – (Школа России).

  2. Аудиоприложение на электронном носителе 1 часть.

  3. Компьютер.

  4. Проектор.

  5. Презентация.

  6. Карточки для самостоятельной работы.

  1. Этапы урока и хронометраж:

п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Организационный момент

30 секунд

2.

Проверка домашнего задания.

4 минуты 30 сек

3.

Актуализация знаний.

10 минут

4.

Самоопределение к деятельности. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 минуты

5.

Работа по теме урока

12 минут

6.

Физкультминутка

1 минуты

7.

Закрепление изученного материала

6 минут

8.

Информация о домашнем задании

2 минуты

9.

Рефлексия

4 минуты

10.

Подведение итогов урока

2 минуты


7.Содержание урока:

п/п

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Дидактический анализ

Методический анализ

Психологический анализ (формируемые УУД)

1.

Организационный момент

Добрый день. Сейчас у нас урок русского языка, надеюсь, все готовы к уроку. Прошу присаживайтесь и начинаем работать.

Организационный момент.

Личностные – проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

2.

Проверка домашнего задания.

Открываем тетради с выполненным домашним заданием. Александр, какое домашнее задание нужно было выполнить к сегодняшнему уроку? (упр 218 с. 115). Спасибо.

Ольга, начинай читать слова с объяснением написания орфограмм.

Спасибо. Миш, продолжай.

Спасибо.

Ром, расскажи правило, каким ты пользовался при выполнении упражнения.

Спасибо.

Принцип систематичности и последовательности, доступности, наглядности.

Устный опрос.

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, рефлексия

3.

Актуализация знаний.

Ребят, записываем в рабочих тетрадях сегодняшнее число. На следующей строке, пишем с заглавной буквы Классная работа. Ниже записываем слово вариант. Кто сидит за Мариной, Ромой, Викой ставят цифру 1, те кто сидит за Олей, Наташей и Светой ставят 2 вариант и списывают эти слова с доски.

Наглядности. Сознательности и активности.

Работа с классом. Практичность, наглядность.

Регулятивные:

– принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

- осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.


1. Индивидуальная работа.

Спишите слова с доски по вариантам:

1 вариант – березка, узкий, братишка, пушистый, осенний.

2 вариант – подосиновик, переезд, дружный, деревенский, лисичка.

Разберите их по составу.

Наглядности. Сознательности и активности.

Работа с классом. Самостоятельная работа, практичность, наглядность.

Регулятивные:

– принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

- осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.


Молодцы, справились с заданием.

Создание положительной мотивации.

Спишите, вставьте пропущенные буквы (слова написаны на интерактивной доске): зу..ки, ги..кий, погру..ка, ска..ка, сколь..кий, у..кий, кату..ка, лё..кий, утю.., мя..кий, кры..ка, кни..ка, яго..ка, жи..кий, варе..ка, ча..ка.

Наглядности. Сознательности и активности.

Самостоятельная работа, практичность, наглядность.

Регулятивные:

– принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

- осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.


Кто справился с заданием, дайте знать. Молодцы, продолжаем работать.

Создание положительной мотивации.

4.

Самоопределение к деятельности. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.

А тетрадка? – Нет тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Ждем снежинок, и салазок,

И побольше чудных сказок.

Создание положительной мотивации.

Работа с классом. Словесный. Проблемное изложение.


Сформулируйте тему урока.

Правильно. «Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне слова».

Определение темы урока. Сознательности и активности.

Работа с классом. Словесный. Проблемное изложение.

Регулятивные – целеполагание, коммуникативные – умение выражать свои мысли.

5.

Работа по теме урока.

Открываем учебники с. 115 упр 220. Александр прочитай задание.

Спасибо.

Сознательности и активности. Доступности. Наглядности, систематичности и последовательности.

Словесный, наглядный.

Работа над заданием, анализ.

Кто составил первое предложение? Николай, читай. Спасибо. Из какой сказки данное предложение? (Золушка). Молодец, присаживайся, записываем первое предложение.

Словесный, наглядный.

Работа над заданием, анализ.

Сергей, прочитай второе предложение, как ты его сформулировал?

Спасибо. Из какого произведения данное предложение? (Басня Крылова – Лебедь, рак и щука). Молодец, присаживайся, записываем второе предложение.

Словесный, наглядный.

Работа над заданием, анализ.

Аня, прочитай третье предложение, как ты его сформулировала?

Спасибо. Из какого произведения данное предложение? (Совесть). Молодец, присаживайся, записываем третье предложение.

Словесный, наглядный.

Работа над заданием, анализ.

Дима, прочитай последнее предложение, как ты его сформулировал?

Спасибо. Из какого произведения данное предложение? (Чук и Гек). Молодец, присаживайся, записываем второе предложение.


Словесный, наглядный.

Работа над заданием, анализ.

Рома, какое из этих предложений является сложным? (Второе). Правильно, обоснуй свой ответ.

Прочности, сознательности и активности.


Работа над заданием, анализ.

Берем в руки карандаши и подчеркиваем в словах изученные орфограммы.

Меняемся тетрадями и друг у друга проверяем выполненное задание.

Прочности, сознательности и активности.

Самостоятельная работа, взаимопроверка

Коммуникативные: Принимают участие в индивидуальной работе.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи.

6.

Физкультминутка

Руки в стороны и вверх,

И потянемся теперь.

(Потягивания – руки вверх)

Чтобы спинка не болела,

Мы наклоны будем делать.

(Наклоны вперед и назад)

Физическая пауза, снятие усталости.

7.

Закрепление изученного материала

Упражнение 222 стр 116

Сознательности и активности. Доступности. Наглядности, систематичности и последовательности.

Работа с классом. Словесный.

Коммуникативные: Принимают участие в индивидуальной работе, умение выражать свои мысли.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи.

Рассмотрите рисунок.

Текст какого типа можно составить по нему?

О чем будет этот текст? Какова его тема?

Составьте текст и озаглавьте его.

Кто готов рассказать свою историю?

Слушаем Дашу. Спасибо.

8.

Информация о домашнем задании

Открываем дневники, записываем домашнее задание № 222 стр. 116 написать свой рассказ по картине.

Сознательности и активности.

Словесный, наглядный.

Регулятивные

- принимают и сохраняют учебную задачу.


9.

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

- Мне было интересно…

Связь обучения с жизнью, прочность.

Обратная связь.

Обобщение, учатся доказательно формулировать свое мнение.

10.

Подведение итогов урока

Наиболее активным ребятам я поставила оценки: Марине, Александру, Даше, Вике – 5, Ольге и Николаю – 4.

Урок окончен, всем спасибо за работу. Тетради сдаем на проверку.


Создание положительной мотивации.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку

- делают выводы.


8.Самоанализ, выводы по уроку

Этот урок посвящен упражнению в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Во время урока учитель постоянно работал с классом, вел диалог, задавал общие и наводящие вопросы, знакомил школьников с новой информацией.

При чистописании использовалась фронтальная работа, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала, осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровой ситуации физминутки способствовала разнообразию урока, развитию объёма внимания, активизации учащихся, снятию утомляемости.

Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности. В основном за счет этого поддерживалась дисциплина на уроке.

На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики). Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, отвечали на вопросы, писали.

Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке. Дети работали в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя»).

Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная задачи решались в единстве с образовательной.

Обучающий эффект урока был достигнут через решение поставленных обучающих задач в начале урока. На уроке школьники:

  1. Совершенствовали умения подбирать проверочные слова.

  2. Учились сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

  3. Закреплять умение работать с орфограммами изученных видов.

  4. Учились рассуждать и делать выводы.

  5. Развивали мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, аналогии).

  6. Развивали психические процессы (внимание, восприятие, память).

  7. Развивали письменную зоркость.

  8. Развивали связную устную и письменную речь.

  9. Развивали способность делать выводы на основе наблюдений и закономерностей.

10.Воспитывался учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

11.Формировалось стремление к получению знаний.

12.Развивалось умение работать в коллективе.

13. Воспитывалась способность к самооценке.

За урок учителю удалось реализовать все поставленные в начале урока обучающие задачи.

Урок прошел очень быстро, увлеченно, на одном дыхании. Учитель вовлекал в работу всех школьников, старался выслушать мнение каждого и потом давал свое обобщающее мнение (вывод). Ребята быстро и легко усвоили новый материал, разобрали и выполнили задания, задаваемые учителем.




  1. Приложение

  1. Ксерокопии страниц учебника.

  2. Ксерокопии страниц рабочей тетради.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Баландина Юлия Борисовна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-tvorchieskikh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "148291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419626219"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Доклад "
    ["seo_title"] => string(6) "doklad"
    ["file_id"] => string(6) "103597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593811"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Формирование УДД. Презентация."
    ["seo_title"] => string(33) "formirovaniie-udd-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "308446"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458581583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства