kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Например, при изучении темы «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик» в 5 классе учебная проблема может быть поставлена следующим образом.

На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек».

- Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетради.

- Какие слова вы выписали?

- Пёсик, овражек.

- Обозначьте суффиксы в этих словах. С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек.

- Какой возникает вопрос?

- Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных - ек, -ик».

На этапе поиска решения учебной проблемы возможен диалог.

- Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе.

- Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза)

- Все согласны или есть возражения?

- Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент)

- Ещё какие есть гипотезы?

- Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых - -ек (овражек). (ошибочная гипотеза)

- С этой гипотезой согласны?

- В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного.

- Просклоняйте данные существительные.

И. п. пёсик, овражек

Р. п. пёсика, овражка

Д. п. пёсику, овражку

В. п. пёсика, овражек

Т. п. пёсиком, овражком

П. п. о пёсике, об овражке

- Что вы заметили?

- При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного.

- Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили?

- Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает.

- Сформулируйте правило.

- Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик.

- Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций

Используя технологию проблемного диалога на уроках литературы, необходимо учитывать, что не всякий вопрос является проблемным. Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Будет лучше, если он возникнет постепенно, если учащиеся придут к нему сами. Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии. Чтобы решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен быть ёмким, охватывать не единичный факт, а широкий круг материала.

Создавая проблемную ситуацию, необходимо учитывать период развития школьника. Вопрос должен проецироваться на жизнь учащихся, основываться на событийной, сюжетной основе.

Например, при изучении произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе» формулируются следующие проблемные вопросы:

- Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», нежели находиться дома и общаться со своей семьёй?

- Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?

- Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?

- В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием – «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?

Анализируя рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», следует задать вопрос:

- Почему произведение называется «Кавказский пленник», в то время как Толстой рассказывает нам о двух пленниках?

Технология проблемно-диалогического обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

Для успешного формирования  коммуникативных и познавательных УУД  при работе с текстом  ставлю перед собой следующие задачи:

1) внедрение  на  уроках  русского  языка  форм  и  методов  работы  с текстом,

способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор    тематического    текстового    материала,     разработка     способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
- комплексная работа с текстом;
- лингвостилистический анализ текста;
- сочинение-рассуждение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами.
         В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.  С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося  в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.


Работа с текстом. (Учащимся заранее был выдан текст с заданиями).

Жизнь и творчество Растрелли связаны с Петербургом, Москвой и другими местами России. Родился он в семье итальянского скульптора. Мальчиком был привезен в Россию, и эта страна навсегда стала его второй родиной. Творчество Растрелли сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.

Растрелли строил дворцы (Петродворец, Зимний), парковые павильоны, церкви (Андреевский собор в Киеве), монастырские ансамбли (Смольный монастырь), городские особняки.

Прекрасен бирюзово-белый четырехфасадный массив Зимнего дворца. Тремя энергичными выступами один фасад выходит на площадь, три арки подчеркивают его центр. Другой - двухъярусной колоннадой, вырастающей как бы из земли, уходит в пространство набережной Невы. Поставленные вдоль карниза статуи богинь, нимф и рыцарей завершают вертикали колонн.

Много внимания зодчий уделял интерьерам. Он сам составлял рисунки и декорировку. Элементы декора в руках талантливого мастера сочетаются и комбинируются во множестве вариантов. Как волшебник, он щедро рассыпает по стенам замысловатое обрамление окон, резные раковины, гирлянды, цветы, орнаментальные завитки.

Талант, блестящее мастерство, неуемный темперамент отдал великий зодчий на прославление русской национальной культуры.


(По И. Киартано)

Задания к тексту.

1.Задания по орфографии. В данном тесте много словарных слов.


- Вставьте пропущенные буквы


Арх_т_ктура

архИтЕктура

Б_рокко

бАрокко

Г_рлянда

гИрлянда

Д_кор

дЕкор

Зо_чий

зоДчий

Инт_рьер

интЕрьер

К_рниз

кАрниз

К_лонна

кОлонна

Мас_ив

масСив

Павиль_н

павильОн

Ф_сад

фАсад


Самопроверка (текст с ответами высвечивается на слайдах).

Вспомните лексическое значение выделенных слов (устные ответы учащихся).


2.Самостоятельная работа учащихся по заданиям.

  1. О чём говорится в этом тексте?

- Растрелли – известный художник.

- Растрелли жил и творил у себя на родине.

- Растрелли – великий зодчий, работавший в России.


2.Какую мысль хотел выразить автор?

- Сообщить об архитектуре Петербурга.

Рассказать о талантливом архитекторе, сыгравшем огромную роль в культуре нашей страны.

- Раскрыть секреты мастерства архитекторов 18 века.

3.Работа учащихся с текстом по памятке написания сжатого изложения.

Содержание микротем.

1.Россия стала второй родиной Растрелли.

2.Зодчий возвёл множество великих сооружений.

3.Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца.

4.Внимание архитектора к интерьерам.

5.Блестящий мастер прославил русскую национальную культуру


4.Поработайте с текстом, используя приемы исключения и обобщения.

Возможный вариант сжатого изложения.

Россия стала второй родиной итальянского скульптора Растрелли. Его творчество сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.

Зодчий построил множество замечательных сооружений в разных городах нашей страны.

Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца. Тремя выступами один фасад выходит на площадь, другой уходит в пространство набережной Невы.

Много внимания зодчий уделял интерьерам. Элементы декора в его руках сочетаются и комбинируются во множестве вариантов.

Своё блестящее мастерство отдал великий Растрелли на прославление русской национальной культуры.


На уроках литературы при работе с текстом очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». «Составление синквейна».Например, проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

Систематически на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

Список использованной литературы

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС 70_Gba.zipАнализ урока\анализ урока - ZIP архив, размер исходных файлов 1 681 482 байт

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Автор: Акентьева Елена Ивановна

Дата: 29.11.2015

Номер свидетельства: 259817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "«Средства формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(133) "sriedstva-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uud-uchashchikhsia-5-6-klassov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "117464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412791644"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы»."
    ["seo_title"] => string(129) "sriedstva-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-5-6-klassov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "342232"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472984088"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Доклад на тему:Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_formirovaniie_univiersal_nykh_uchiebnykh_dieistvii_shkol_nikov_n"
    ["file_id"] => string(6) "360629"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1479639803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства