kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фонетика. Основные типы звуков в русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

прлвенлалрпеараппппорпопспсопсопсососопспсопсо

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Основные типы звуков в русском языке»

Урок № 17

Тема: 5.2. Модели создания слов. Способы словообразования


Цель: закрепление знаний студентов о способах словообразования.


Задачи.

Образовательная:

  • Выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования.

Развивающая:

  • Развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

  • Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.


Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Актуализация знаний. Постановка проблемы, определение темы

  1. Выполнение упражнений

Упражнение 1. (У каждого находится листок с упражнением.) Определите, правильно ли указан способ образования следующих слов. Если правильно, то вы ставите «+», если не правильно, то «-».

Хорош – о – хороший (безаффиксный);

после – военный – военный (основосложение);

по – темнеть – темнеть (префиксальный);

пере-нос-иц-а-нос (префиксально-суффиксальный);

стучать – ся – стучать (постфиксальный);

диван – кровать – диван, кровать (основосложение);

лед – о кол – лед, колоть (основосложение);

зап – части – запасные части (словосложение);

Самопроверка (раздать листок с правильно выполненным упражнением). Сравните с вашей работой.

Хорош – о – хороший (суффиксальный);

после – военный – военный (префиксальный);

по – темнеть – темнеть (префиксальный);

пере- но – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);

стучать – ся – стучать (постфиксальный);

диван – кровать – диван, кровать (словосложение);

лед – о – кол – лед, колоть (основосложение);

зап – части – запасные части (абревиация);

  1. Беседа

  1. Где вы допустили ошибки?

  2. Почему вы решили, что это неправильный способ образования слова?

  3. Кто назовет тему занятия?

3.Изучение нового материала.

1. Поиск решения проблемы.

Беседа .

  1. Для чего нам необходимо изучать способы словообразования? (Для обогащения словарного состава русского языка.)

  2. Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1- образование новых слов, 2-заимствование из другого языка.)

  3. Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

  4. Какие слова называются производными? (Образованные слова.)

2.Практическая работа. Выполнение упражнений.

Упражнение 1. (Слова записаны на доске)

Кирпичный – кирпич

настольный –стоп

перепечатать – печатать

землемер – земля, мерить.

Задание: из данных слов назовите производные слова.

  1. Выделите основу в каждом производном слове. Какая основа у данных слов? (Производная основа.)

  2. Что входит в производную основу? (В производную основу входят корень и словообразующие аффиксы.)

  3. Выделите их в данных словах. Назовите слова, от которых образовались производные слова. Какая основа у данных слов? (Производящая основа.)

  4. Выделите основу. Что входит в производящую основу? (Только один корень или корень + аффиксы.)

  5. Выделите их в данных словах. Какой бывает производящая основа? (Непроизводной – только корень, производной – корень + аффиксы.)

  6. Назовите слова, у которых непроизводная основа.


Упражнение 2. (Записано на доске.)

Задание: спишите и укажите, какая производящая основа.

Законный – закон (непроизводная основа)

беспорядок – порядок (непроизводная основа)

загрузить – грузить (производная основа)

бумажник – бумага (непроизводная основа)

лечиться – лечить (производная основа)

пылесос – пыль, сосать (непроизводная и производная основы)

  1. Работа по учебнику. Задание: прочитать материал учебника Сабитовой З.К., с.57-58 (З.К. Сабитова. Ф.Х.Жубуева. Русский язык. 10 класс. – Алматы: Мектеп, 2010) и составьте таблицу «Способы словообразования», презентация материала через 5 минут в течение 3 минут.

- Сколько способов словообразования существует в современном русском языке? (Два способа – морфологические и неморфологические способы.)


Морфологические способы

Неморфологические способы

  1. Суффиксальный (новые слова образуются путем присоединения к производящей основе суффиксов): стол – яр – стол

  2. Префиксальный

  3. Префиксально-суффиксальный

  4. Постфиксальный

  5. Безаффиксный

  6. Сложение

а) словосложение

б) основосложение

в) основосложение с одновременной суффиксацией

7. Аббревиация



  1. Закрепление материала.

  1. Практическая работа. Выполнение упражнений.

Задание 1. Из приведенных рядов однокоренных слов выберите производящие для производных слов.

Обогреватель – греть, - загустение, густеть, загустеть, густой, сгустить;

Двойственность – двойственно, двойной, двоякий, двойственный, двоиться.

Задание 2. Определите способы образования сложных слов: долгоиграющий, белоснежный, лесостель, пароходство, чистосердечный, быстрорастворимый, железобетонный, сухофрукты.

Задание 3. Составить словообразовательные цепочки: безлюдно, похолодание, порыбацки.

Задание 4. Объяснить орфограммы в словах.

Ж_лоб, печ_нка, ш_ковый, печ_шь, нож_ом, чуж_го, золоч_ный, ш_рох, реч_нка, сгущ_нка, ноч_вка, капюш_н, ч_рствый, горяч_, пуш_к.

Задание 5. Придумайте предложение со словом речонка, которое соответствовало бы схеме: [], () и ().

Задание 6. Приведите свои примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на аффиксы в этих словах.

Задание 7. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: долгоиграющая, быстроходность.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

  2. Домашнее задание. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность. Подготовиться к контрольной работе по теме «Словообразование».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фонетика. Основные типы звуков в русском языке

Автор: Адырова Светлана Мукашевна

Дата: 05.02.2020

Номер свидетельства: 538476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Тема урока:  "Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический  разбор". "
    ["seo_title"] => string(96) "tiema-uroka-osnovnyie-poniatiia-fonietiki-ghrafiki-orfoepii-zvuki-i-bukvy-fonietichieskii-razbor"
    ["file_id"] => string(6) "101752"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402430985"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietichieskaia-struktura-sovriemiennogho-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158498"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421755367"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Методическая разработка урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-fonietichieskaia-struktura-sovriemiennogho-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158506"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421755827"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО "
    ["seo_title"] => string(67) "aktual-nyie-probliemy-priepodavaniia-russkogo-iazyka-kak-nierodnogo"
    ["file_id"] => string(6) "191988"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427388743"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства