Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. Постановка проблемы, определение темы
Выполнение упражнений
Упражнение 1. (У каждого находится листок с упражнением.) Определите, правильно ли указан способ образования следующих слов. Если правильно, то вы ставите «+», если не правильно, то «-».
Самопроверка (раздать листок с правильно выполненным упражнением). Сравните с вашей работой.
Хорош – о – хороший (суффиксальный);
после – военный – военный (префиксальный);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере- но – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (словосложение);
лед – о – кол – лед, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (абревиация);
Беседа
Где вы допустили ошибки?
Почему вы решили, что это неправильный способ образования слова?
Кто назовет тему занятия?
3.Изучение нового материала.
1. Поиск решения проблемы.
Беседа .
Для чего нам необходимо изучать способы словообразования? (Для обогащения словарного состава русского языка.)
Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1- образование новых слов, 2-заимствование из другого языка.)
Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
Какие слова называются производными? (Образованные слова.)
2.Практическая работа. Выполнение упражнений.
Упражнение 1. (Слова записаны на доске)
Кирпичный – кирпич
настольный –стоп
перепечатать – печатать
землемер – земля, мерить.
Задание: из данных слов назовите производные слова.
Выделите основу в каждом производном слове. Какая основа у данных слов? (Производная основа.)
Что входит в производную основу? (В производную основу входят корень и словообразующие аффиксы.)
Выделите их в данных словах. Назовите слова, от которых образовались производные слова. Какая основа у данных слов? (Производящая основа.)
Выделите основу. Что входит в производящую основу? (Только один корень или корень + аффиксы.)
Выделите их в данных словах. Какой бывает производящая основа? (Непроизводной – только корень, производной – корень + аффиксы.)
Назовите слова, у которых непроизводная основа.
Упражнение 2. (Записано на доске.)
Задание: спишите и укажите, какая производящая основа.
Законный – закон (непроизводная основа)
беспорядок – порядок (непроизводная основа)
загрузить – грузить (производная основа)
бумажник – бумага (непроизводная основа)
лечиться – лечить (производная основа)
пылесос – пыль, сосать (непроизводная и производная основы)
Работа по учебнику. Задание: прочитать материал учебника Сабитовой З.К., с.57-58 (З.К. Сабитова. Ф.Х.Жубуева. Русский язык. 10 класс. – Алматы: Мектеп, 2010) и составьте таблицу «Способы словообразования», презентация материала через 5 минут в течение 3 минут.
- Сколько способов словообразования существует в современном русском языке? (Два способа – морфологические и неморфологические способы.)
Морфологические способы
Неморфологические способы
Суффиксальный (новые слова образуются путем присоединения к производящей основе суффиксов): стол – яр – стол
Префиксальный
Префиксально-суффиксальный
Постфиксальный
Безаффиксный
Сложение
а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией
7. Аббревиация
Закрепление материала.
Практическая работа. Выполнение упражнений.
Задание 1. Из приведенных рядов однокоренных слов выберите производящие для производных слов.
Задание 5. Придумайте предложение со словом речонка, которое соответствовало бы схеме: [], () и ().
Задание 6. Приведите свои примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на аффиксы в этих словах.
Задание 7. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: долгоиграющая, быстроходность.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Домашнее задание. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность. Подготовиться к контрольной работе по теме «Словообразование».