Урок развития речи в 5-м классе
Составила Кирилина Н. И.,
учитель русского языка
МБОУ «СОШ № 59»
г. Барнаула
Барнаул 2014
Технологическая карта урока
Формируемые в процессе работы универсальные учебные действия (УУД):
ЛИЧНОСТНЫЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | КОММУНИКАТИВНЫЕ |
1. Воспитание у учащихся чувства уважения к языковому наследию | 1.Изучение истории этикетных слов в контексте обогащения словарного запаса | 1.Умение формулировать собственное мнение и позицию 2.Смысловое чтение |
2. Оценивание содержания пословиц и поговорок на основе сформированных личностных ценностей. | 2. Умение передавать содержание текста, понимать, оценивать | 2. Планирование (составление плана и последовательности действий) |
| 3. Структурирование знаний, выделение информации; построение логической цепи ответа, умение составлять план высказывания | 3.Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
| 4. Анализ текста | 4. Умение создавать собственный текст, опираясь на образцы |
Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий: |
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; |
- умение определять способы действий в рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логичное рассуждение и делать выводы; |
- владение устной и письменной речью, монологической речью; |
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной речевой ситуацией для выражения своих мыслей; |
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Личностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий: |
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности; |
- развитие эстетического сознания через освоение культурного наследия |
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
Тип урока: «Урок развития речи»
Тема урока: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»
Цели урока:
1. Актуализация полученных коммуникативных умений и навыков
2. Формирование новых понятий и способов действия, связанных с темой
занятия.
3. Развитие умения строить тексты определённой функциональной
направленности.
4. Развитие умения анализировать ход и результы коллективной
мыследеятельности.
5. Развитие умения продуктивно выслушивать другие мнения.
6. Формирование ценностно-эмоционального отношения учащихся к
коллективной мыследеятельности.
7. Формирование умения работать в паре, воспитание культуры общения,
самостоятельности, активности.
8. Формирование универсальных учебных действий
Педагогическая технология: имитационное моделирование + проектная деятельность
Этапы | Компоненты УД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
I. Актуализация опорных знаний и способов действий | 1. Мотивация и целеполагание
2. Планирование деятельности | 1. Слушают, отвечают, для чего нужно уметь общаться. Читают пословицы в парах, объясняют их смысл. 2. С помощью карточек выбирают лишнее слово и объясняют свой выбор. | 1. Мотивирует ребят к изучению темы через вопросы и обращение к кладези народной мудрости – пословицам. Предлагает учащимся прочитать их в парах, постараться понять смысл и определить, какие правила речевого поведения в них сокрыты. 2. Предлагает ребятам ответить на вопрос: «Каково отношение к слову в наше время?» и при помощи карточек выбрать «четвёртое лишнее» и объяснить свой выбор. | 1. Сердечное слово до сердца доходит. (Хорошие, добрые слова воспринимаются быстрее и охотнее) 2. Малое слово большую обиду творит. (Всего лишь одно маленькое обидное слово способно ранить, обидеть)
3. Язык и хлебом кормит, и дело портит. (Язык, слово как помогают человеку, так и вредят ему, так как обладают огромной силой)
4. Слово народы поднимает. (Правильное, вовремя сказанное слово способно на великие дела) Найди «четвёртое лишнее»: а) «железно» б) пожалуйста в) «будь спок» г) «клёво»
|
Этапы | Компоненты УД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
II. Формирование новых понятий, способов деятельности | Реализация плана | 2. Работают в парах, продумывая проблемные вопросы, содержащиеся в теме. 3.Предлагают на обсуждение проблемные вопросы, разработанные в парах. 4. На основе отобранных вопросов формулируют цель занятия. 5. Планируют дальнейшую деятельность (с помощью координации учителя). 6. Вспоминают модель речевой ситуации. 7. Формулируют понятие этикета | 1. Учитель соглашается с тем, что слово «пожалуйста» лишнее в ряду слов, засоряющих нашу речь 2. Предлагает учащимся в парах подумать, содержит ли тема проблемные вопросы и какие 3. Выслушивает предложения ребят, обдуманные в парах. 4. Организует работу по формулированию цели занятия на основе проблемных вопросов, предложенных учащимися
5. Организует планирование деятельности на основе сформулированной цели. 6. Напоминает модель речевой ситуации (см. приложение № 1) 7. Помогает учащимся сформулировать понятие этикета, над которым ребята работали дома. (слайды) (Приложение № 2) | Примерный вариант проблемных вопросов по теме урока: знаем ли мы, умеем ли правильно употреблять этикетные слова, что такое этикет, Р. Э? На этом этапе целесообразно использовать парную и коллективную формы организации учебной деятельности. |
Этапы | Компоненты УД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
II. Формирование новых понятий, способов деятельности | Реализация плана | Отвечают, что этикет может выражаться в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные позы человека: (ребята демонстрируют) Вспоминают наиболее употребительные этикетные слова Ребята рассказывают, какие этикетные слова они употребляют дома, в школе 11.Учащиеся осознают (в процессе беседы), что наиболее употребительными являются этикетные слова приветствия Слушают стихотворение | 8. Предлагает подумать, в чём ещё может выражаться этикет (кроме вербальных средств) 9. Делает вывод, что самую важную роль в этикетном выражении отношения к людям играет наша речь, речевой этикет (слайды) (Приложение № 3) 10. Предлагает ребятам вспомнить наиболее употребительные этикетные слова. (Приложение № 4) 11. Рассказывает ребятам о наиболее употребительном этикетном слове – приветствии. Читает стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте» (Приложение № 5) | Невербальные средства этикетного общения: - положение лицом к собеседнику при разговоре; - знаки внимания: цветы - мужчины здороваются, сняв перчатки, приветствуют женщину, снимая головной убор |
Этапы | Компоненты УД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
III. Применение знаний, формирование УУД | 1. Реализация плана
2. Контроль и оценивание 3. Рефлексия | 1. Анализируют и заполняют таблицу очень тщательно, т. к. материал таблицы необходим для дальнейшей работы. 2. Выступают с заполненной таблицей. 3. Анализируют и заполняют таблицу соотношения этикетных слов и места их произнесения. 4. Выступают с анализом таблицы. (физминутка) 5. Разбиваются на четыре группы, лидеры получают пакет документации для создания проекта | 1. Координирует анализ и заполнение ребятами таблицы соотношения речевой ситуации и формы приветствия. 2. Проверка заполнения таблицы. 3. Предлагает ребятам далее заполнить таблицу соотношения этикетных слов и места их произнесения. 4. Проверка заполнения таблицы. 5. Координирует организацию работы в группах. С помощью словесных формул этикета мы выражаем отношение при встрече и расставании, когда кого-либо благодарим или приносим извинения. Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь строится по-разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким способом, какие между общающимися отношения. Р.Э. требует, чтобы речевое поведение людей не противоречило ролевым ожиданиям субъекта и адресата. Если такие ожидания не оправдываются, то возникает ролевой конфликт. | а) Ребята получают таблицы (см. приложение № 6) б) На этапе групповой работы учащиеся получают комплекты ролей, образцы речевых ситуаций (см. приложение № 7). |
Этапы | Компоненты УД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
III. Применение знаний, формирование УУД | 1. Реализация плана
2. Контроль и оценивание 3. Рефлексия | 3. Создают групповые проекты визуализации предложенных речевых ситуаций. 4. Представление проектов речевых ситуаций. (см. приложение № 2) .
5. Выступают эксперты по продукту, по ролевому взаимодействию, критики. 6. Продолжают работу в группах с помощью сигнальных карточек. 7. Ребята оценивают степень комфортности работы в группе и на уроке с помощью цветных рожиц 8. Учащиеся поясняют результаты своей работы на уроках, планируя дальнейшую деятельность. | 3. Координирует работу групп. 4. Предлагает группам выступить с презентацией проектов. 5.Координирует выступления экспертов по продукту, по ролевому взаимодействию, критиков. 6. Предлагает ребятам продолжить работу с речевыми ситуациями «Просьба», «Отказ», «Утешение» (см. приложение №8) 7. Предлагает оценить индивидуально степень комфортности работы в группе и на уроке в целом. 8.Формулирует вывод (Приложение № 9), предлагает группам работу над проектом «История речевого этикета» | Критериями оценки продукта являются: - соблюдение всех этапов создания устной речи - оригинальность и новизна представленного продукта - использование этикетных слов в зависимости от ситуации - артистизм визуализаторов. На столах у каждой группы комплекты речевых ситуаций, рабата с которыми ведётся при помощи сигнальных карт. Выступление с готовым проектом планируется на следующем цикле уроков по развитию речи |
Приложение № 5
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
Приложение № 8(2)
У: Все группы справились с проигрыванием речевых ситуаций, используя этикетные слова и выражения. В жизни мы часто встречаемся с разными ситуациями, когда нужно уметь попросить, отказать, утешить.
У каждой группы на столе три речевых ситуации.
«Просьба»(№1) Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь просить. Для этого существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения.
У: Какие волшебные слова для просьбы вы знаете (отвечают)
- А теперь приготовьте карточки, можно один комплект на
группу.
- Смотрим первую ситуацию, читаем вслух, выбираем
ответ, поднимаем карточку, обосновываем выбор группы.
- Смотрим вторую ситуацию, читаем, выбираем ответ.
(5 мин)
Речевая ситуация «Отказ» (№ 2)
У: Какие вы знаете слова и выражения для вежливого отказа
(отвечают)
- читаем условие ситуации вслух, выбираем ответ, обосновываем выбор;
(4 мин)
Речевая ситуация «Утешение» (№ 3)
У: Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с
разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно
успокоить, можно помочь, можно поддержать.
- Какие волшебные слова утешения вы знаете?
- Для каждой группы подобрана индивидуальная Р. С.
- Именно учитывая Р. С., вы должны выбрать слова утешения.
- Представляем ситуацию, выступаем. (6 мин)
Приложение № 9
У: Хочется закончить нашу групповую работу прекрасными
словами:
На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово – что воды дать напиться.
ВЫВОД: Наша работа на уроке показала, что вы знаете этикетные слова, умеете их употреблять в зависимости от Р. С. и не потому, что это было необходимо на уроке, а потому, что культура общения сопровождает Вас с самого раннего возраста. За это вы должны быть благодарны своим родителям и первому учителю (кому)
И на будущее вы должны знать, что наша речь не просто подчиняется законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, наша речь должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причём то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, поза
(подробнее с невербальными средствами общения мы познакомимся на риторике в 8 классе).
Произносите чаще волшебные, добрые слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы сами будете радостнее жить.(3 мин)
Я думаю, нам, как носителям культуры русского языка, хотелось бы больше узнать о речевом этикете: его истории, возникновении и развитии, поэтому я предлагаю групповую работу над проектом «История речевого этикета» (группы получают задание, начинают работу, следуя этапам проекта).
Домашнее задание: работа над проектом
Приложение № 1
что
КОМУ
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ГДЕ
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ
КОГДА
Приложение № 4
Этикетные слова –
слова приветствия,
прощания, просьбы,
благодарности
Приложение № 3
Приложение № 3
Приложение № 2
Приложение № 2
Этикетные слова (приветствие) | Речевая ситуация (как часто, когда, кому) |
| Наиболее употребительное |
| Дружеское, с указанием на время встречи |
| Дружеское, фамильярное |
| Дружеское, чаще между мужчинами (мальчиками) |
Этикетные слова (приветствие) | Речевая ситуация (как часто, когда, кому) |
| Наиболее употребительное |
| Дружеское, с указанием на время встречи |
| Дружеское, фамильярное |
| Дружеское, чаще между мужчинами (мальчиками) |
Этикетные слова (приветствие) | Речевая ситуация (как часто, когда, кому) |
| Наиболее употребительное |
| Дружеское, с указанием на время встречи |
| Дружеское, фамильярное |
| Дружеское, чаще между мужчинами (мальчиками) |
Этикетные слова (приветствие) | Речевая ситуация (как часто, когда, кому) |
| Наиболее употребительное |
| Дружеское, с указанием на время встречи |
| Дружеское, фамильярное |
| Дружеское, чаще между мужчинами (мальчиками) |
Этикетные слова (приветствие) | Речевая ситуация (как часто, когда, кому) |
| Наиболее употребительное |
| Дружеское, с указанием на время встречи |
| Дружеское, фамильярное |
| Дружеское, чаще между мужчинами (мальчиками) |
Этикетные слова (приветствие) | Речевая ситуация (как часто, когда, кому) |
| Наиболее употребительное |
| Дружеское, с указанием на время встречи |
| Дружеское, фамильярное |
| Дружеское, чаще между мужчинами (мальчиками) |
Приложение № 6
Этикетные выражения | Речевые ситуации |
| Перед обедом, завтраком, ужином |
| После бани |
| Перед сном |
| Перед отъездом на дальнее расстояние |
| Встречая гостей |
| Как только проснулись |
Этикетные выражения | Речевые ситуации |
| Перед обедом, завтраком, ужином |
| После бани |
| Перед сном |
| Перед отъездом на дальнее расстояние |
| Встречая гостей |
| Как только проснулись |
Этикетные выражения | Речевые ситуации |
| Перед обедом, завтраком, ужином |
| После бани |
| Перед сном |
| Перед отъездом на дальнее расстояние |
| Встречая гостей |
| Как только проснулись |
Этикетные выражения | Речевые ситуации |
| Перед обедом, завтраком, ужином |
| После бани |
| Перед сном |
| Перед отъездом на дальнее расстояние |
| Встречая гостей |
| Как только проснулись |
Этикетные выражения | Речевые ситуации |
| Перед обедом, завтраком, ужином |
| После бани |
| Перед сном |
| Перед отъездом на дальнее расстояние |
| Встречая гостей |
| Как только проснулись |
Этикетные выражения | Речевые ситуации |
| Перед обедом, завтраком, ужином |
| После бани |
| Перед сном |
| Перед отъездом на дальнее расстояние |
| Встречая гостей |
| Как только проснулись |
Приложение № 6
Приложение № 7
Речевая ситуация для первой группы
Утром ты встречаешься с учителем возле кабинета, а вечером – на улице или в магазине. Как ты поприветствуешь учителя первый раз, а как второй?
Речевая ситуация для второй группы
На улице тебе нужно спросить у незнакомого человека, как пройти или проехать к кинотеатру «Мир».
Речевая ситуация для третьей группы
Ты уже не раз опаздывал на уроки, поэтому классный руководитель пригласил тебя на беседу. Твои словесные действия.
Речевая ситуация для четвёртой группы
Родственники, приехавшие издалека, погостив у вас неделю, сегодня уезжают. Твои слова на прощание.
Комплект ролей
1. Лидер – назначает учитель;
2. Актёры
3. Чтец
4. Эксперт по ролевому взаимодействию
5. Эксперт по продукту
6. Критик (чёрный, белый)
Распределение ролей – 1 минута
Создание продукта – 3 минуты
Презентация – 1-2 минуты
Выступление экспертов – 15 секунд
Выступление критика – 20 секунд
Приложение № 8(1)
№ 1 Работа с РЕЧЕВЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Просьба
Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения:
пожалуйста
- прошу Вас
- будьте добры
- будь другом
- если Вам не трудно
- не могли бы Вы
1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выполнить по-разному.
Выбери наиболее подходящую вежливую форму для объявления в школьной столовой.
а) Убирайте за собой посуду!
б) У нас посуду убирают сами!
в) Не забыл ли ты убрать за собой посуду?
2. Выберите наиболее вежливое выражение просьбы.
а) Уступите, пожалуйста, место моей бабушке.
б) Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке?
в) Уступите бабушке место, не видите, ей тяжело стоять!
№ 2 Работа с РЕЧЕВЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Отказ
Слова и выражения для вежливого отказа:
- остался бы, не могу
- извините, но я это сделать не в силах
- с радостью бы пришёл, но не могу
1. Ты, конечно, помнишь сказку «Садко». Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда. Какой вариант отказа ты выберешь?
а) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
б) О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием
остался, но не могу!
в) Благодарю тебя, Великий Царь, за прекрасные
подарки! Но я не могу их принять и остаться у
тебя, так как дома меня ждут друзья и невеста.
№ 3 Работа с РЕЧЕВЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Утешение
Для этой речевой ситуации существует слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить, можно помочь, поддержать.
- не беспокойся, не тревожься, не огорчайся, успокойся
Задание:
- представьте себе, что вам нужно успокоить товарища, который
получил плохую оценку и очень расстроился (первой группе)
- утешь своих родителей, которые переживают, увидев твои оценки
в дневнике (второй группе)
- успокой подругу (друга), которая потеряла тетрадь по русскому языку
с важной домашней работой (третьей группе)
- успокой бабушку, которой предстоит лечь в больницу на сложную
операцию (четвёртой группе)
Используйте для этого пословицы: горе не беда – с кем не была; нет худа
без добра; одна беда – не беда; эта беда – не беда,
только бы больше не была.
1