kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Этикетные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время очень мало внимания на уроках уделяется культурному аспекту, в частности, употреблению в речи этикетных слов. В учебнике русского языка для 5 класса под редакцией М. М. Разумовской на эту тему выделяется всего 1 урок, поэтому учителю нужно постараться за это короткое время показать, как важен речевой этикет в жизни общества. Для этого применены разные формы работы, которые направлены на самостоятельную работу учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Этикетные слова" »

Тема: Этикетные слова (русский язык, 5 класс)

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Образовательная:

- дать понятие «речевой этикет»;

- познакомить учеников с этикетными словами, с их ролью в жизни общества;

- научить умению употреблять этикетные слова в речи.

Развивающая:

- Развить речь учеников;

- развить умение учеников употреблять соответствующие речевой ситуации слова;

- развить умение анализировать текстовый материал, вычленять главную информацию, пересказать текст; работать с толковым словарем.

Воспитывающая:

- Способствовать формированию доброжелательных отношений к окружающим людям.

Оборудование: Доска, карточки на каждой парте (фото Лихачева Д. С., краткая информация о нем, текст письма), толковые словари, учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд. – М: Дрофа, 2007.

Ход урока:

Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними. Мотивация.

- Привет, мелкотня! Падайте на стулья. (Дети очень удивлены такому приветствию).

- А почему вы так странно на меня смотрите?

- Вы удивлены таким обращением? Почему? Как же я должна к вам обратиться?

Ответы учеников.

Учитель вновь приветствует детей, но уже должным образом.

- Ребята, как вы думаете, почему сегодня я так странно начала урок?

- Как вы думаете, какую тему мы сегодня изучим?

- Какие цели нашего урока?

Дети предлагают свои варианты, затем учитель записывает цели на доске. После этого ученики записывают тему урока в тетрадь.

Этап целеполагания и планирования.

- Ребята, перед вами лежат листочки, где фрагментами представлено письмо Дмитрия Сергеевича Лихачева. Так как это имя мы встречаем впервые, то вам представлена информация о нем и его фото. Какое качество выделяет Лихачев?

«Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя…

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность…

В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу… Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и …красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть…»

Дети читают текст, затем отвечают на поставленный вопрос.

- А вы считаете себя воспитанными? Почему?

- Хорошо. Вы все сказали правильно: человека можно назвать воспитанным, если он уважает и ценит не только себя, но и окружающих его людей. Мне кажется, воспитанными хотят быть все. И самое простое, с чего можно начать – научиться употреблять в своей речи «слова вежливости». Также их можно назвать «этикетными» словами. Если вы употребляете их в своей речи, это признак вашей воспитанности.

Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

Изначально определим, какое определение слову «этикет» дается в толковом словаре.

Два подготовленных ученика читают определение, которое написано и на доске.

- Какие этикетные слова вам известны?

Все верные ответы учеников учитель записывает на доске.

- Мы часто употребляем эти слова в речи, но даже не задумываемся над тем, как же возникли эти слова. Попробуем определить значение некоторых слов.

Ребята в группах ищут происхождение слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуй», «благодарю», затем зачитывают их классу.

- Смотрите, какие интересные факты мы сегодня узнали. Если вам интересно узнать происхождение и других этикетных слов, то вы можете дома также обратиться к толковому словарю, а потом поделиться с нами своими открытиями.

- Скажите, а все этикетные слова (которые записаны на доске) можно объединить в какие-либо группы? Попробуйте это сделать.

Ученик определили, что можно выделить следующие группы: слова приветствия, слова прощания, слова просьбы, слова благодарности. Оформление таблицы в тетради, дети дописывают в каждую группу по 2-3 своих примера.

Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

- Мы узнали, какие слова называют этикетными, на какие группы они делятся, откуда произошли. Теперь будем учиться употреблять их в речи. Обратимся к упражнению 336. Прочитайте список слов. В каких речевых ситуациях они употребляются? Проследите, какие из этих слов и выражений вы никогда не употребляли в своей речи? Как вы думаете, почему?

Убедительно прошу вас. Не сочтите за труд. Будьте любезны. Пожалуйста. Не будете ли так любезны. Будьте добры. Не откажите в любезности. Простите за беспокойство. Если вас не затруднит. Не соблаговолите ли. Не затруднит ли вас. Не трудно ли вам. Сделайте одолжение. Можно мне… Будь другом. Разрешите. Позвольте.

- Какие этикетные слова вы используете в разговоре с товарищами?

Ответы учеников.

Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними (в том числе в нестандартных (творческих) ситуациях)

- Разыграйте сценку в группах на тему « В автобусе», «В очереди в магазине», «На остановке».

Разбор разыгранных ситуаций.

- Разберем еще одну ситуацию. Звонит телефон, вы берете трубку и слышите не то, что ожидали.

- Ой, а куда я попал?

- А куда бы Вы хотели попасть?

- Какой Ваш номер?

- Перезвоните еще раз, Вы неправильно набрали номер.


Попадали ли вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора? Кто не прав? Какие ошибки допущены? Исправьте ситуацию и запишите диалог в тетрадь.

Этап контроля

- Сегодня вы хорошо поработали, подведите итог вашей работе. Какую роль играют в нашей речи этикетные слова? Для чего они нужны? Оформим итог работы письменно:

- Я узнала на уроке…

- Я знаю…

- Мне хочется рассказать о ….

Ответы учеников.

Домашнее задание: проследить, какие этикетные слова используют в речи члены семьи, записать одну речевую ситуацию на выбор.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Этикетные слова"

Автор: Тютина Ольга Александровна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План - конспект урока по русскому языку "Этикетные слова""
    ["seo_title"] => string(57) "plan_konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_etikietnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "460720"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520192636"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка на тему "Я пишу письмо" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-ia-pishu-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "116366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412434894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему *Речевой этикет и общение* "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-riechievoi-etikiet-i-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "156822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421494097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства