Конспект урока по русскому языку "Этикетные слова"
Конспект урока по русскому языку "Этикетные слова"
В настоящее время очень мало внимания на уроках уделяется культурному аспекту, в частности, употреблению в речи этикетных слов. В учебнике русского языка для 5 класса под редакцией М. М. Разумовской на эту тему выделяется всего 1 урок, поэтому учителю нужно постараться за это короткое время показать, как важен речевой этикет в жизни общества. Для этого применены разные формы работы, которые направлены на самостоятельную работу учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Этикетные слова" »
Тема: Этикетные слова (русский язык, 5 класс)
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
Образовательная:
- дать понятие «речевой этикет»;
- познакомить учеников с этикетными словами, с их ролью в жизни общества;
- научить умению употреблять этикетные слова в речи.
Развивающая:
- Развить речь учеников;
- развить умение учеников употреблять соответствующие речевой ситуации слова;
- развить умение анализировать текстовый материал, вычленять главную информацию, пересказать текст; работать с толковым словарем.
Воспитывающая:
- Способствовать формированию доброжелательных отношений к окружающим людям.
Оборудование: Доска, карточки на каждой парте (фото Лихачева Д. С., краткая информация о нем, текст письма), толковые словари, учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е изд. – М: Дрофа, 2007.
Ход урока:
Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними. Мотивация.
- Привет, мелкотня! Падайте на стулья. (Дети очень удивлены такому приветствию).
- А почему вы так странно на меня смотрите?
- Вы удивлены таким обращением? Почему? Как же я должна к вам обратиться?
Ответы учеников.
Учитель вновь приветствует детей, но уже должным образом.
- Ребята, как вы думаете, почему сегодня я так странно начала урок?
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня изучим?
- Какие цели нашего урока?
Дети предлагают свои варианты, затем учитель записывает цели на доске. После этого ученики записывают тему урока в тетрадь.
Этап целеполагания и планирования.
- Ребята, перед вами лежат листочки, где фрагментами представлено письмо Дмитрия Сергеевича Лихачева. Так как это имя мы встречаем впервые, то вам представлена информация о нем и его фото. Какое качество выделяет Лихачев?
«Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у самого себя…
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность…
В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу… Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и …красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть…»
Дети читают текст, затем отвечают на поставленный вопрос.
- А вы считаете себя воспитанными? Почему?
- Хорошо. Вы все сказали правильно: человека можно назвать воспитанным, если он уважает и ценит не только себя, но и окружающих его людей. Мне кажется, воспитанными хотят быть все. И самое простое, с чего можно начать – научиться употреблять в своей речи «слова вежливости». Также их можно назвать «этикетными» словами. Если вы употребляете их в своей речи, это признак вашей воспитанности.
Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.
Изначально определим, какое определение слову «этикет» дается в толковом словаре.
Два подготовленных ученика читают определение, которое написано и на доске.
- Какие этикетные слова вам известны?
Все верные ответы учеников учитель записывает на доске.
- Мы часто употребляем эти слова в речи, но даже не задумываемся над тем, как же возникли эти слова. Попробуем определить значение некоторых слов.
Ребята в группах ищут происхождение слов «спасибо», «пожалуйста», «здравствуй», «благодарю», затем зачитывают их классу.
- Смотрите, какие интересные факты мы сегодня узнали. Если вам интересно узнать происхождение и других этикетных слов, то вы можете дома также обратиться к толковому словарю, а потом поделиться с нами своими открытиями.
- Скажите, а все этикетные слова (которые записаны на доске) можно объединить в какие-либо группы? Попробуйте это сделать.
Ученик определили, что можно выделить следующие группы: слова приветствия, слова прощания, слова просьбы, слова благодарности. Оформление таблицы в тетради, дети дописывают в каждую группу по 2-3 своих примера.
Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.
- Мы узнали, какие слова называют этикетными, на какие группы они делятся, откуда произошли. Теперь будем учиться употреблять их в речи. Обратимся к упражнению 336. Прочитайте список слов. В каких речевых ситуациях они употребляются? Проследите, какие из этих слов и выражений вы никогда не употребляли в своей речи? Как вы думаете, почему?
Убедительно прошу вас. Не сочтите за труд. Будьте любезны. Пожалуйста. Не будете ли так любезны. Будьте добры. Не откажите в любезности. Простите за беспокойство. Если вас не затруднит. Не соблаговолите ли. Не затруднит ли вас. Не трудно ли вам. Сделайте одолжение. Можно мне… Будь другом. Разрешите. Позвольте.
- Какие этикетные слова вы используете в разговоре с товарищами?
Ответы учеников.
Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними(в том числе в нестандартных (творческих) ситуациях)
- Разыграйте сценку в группах на тему « В автобусе», «В очереди в магазине», «На остановке».
Разбор разыгранных ситуаций.
- Разберем еще одну ситуацию. Звонит телефон, вы берете трубку и слышите не то, что ожидали.
- Ой, а куда я попал?
- А куда бы Вы хотели попасть?
- Какой Ваш номер?
- Перезвоните еще раз, Вы неправильно набрали номер.
Попадали ли вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора? Кто не прав? Какие ошибки допущены? Исправьте ситуацию и запишите диалог в тетрадь.
Этап контроля
- Сегодня вы хорошо поработали, подведите итог вашей работе. Какую роль играют в нашей речи этикетные слова? Для чего они нужны? Оформим итог работы письменно:
- Я узнала на уроке…
- Я знаю…
- Мне хочется рассказать о ….
Ответы учеников.
Домашнее задание: проследить, какие этикетные слова используют в речи члены семьи, записать одну речевую ситуацию на выбор.