Данный курс позволяет сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебные совещания, служебный телефонный разговор и приём посетителей с позиции их речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с языковыми особенностями официально - делового стиля речи, учатся вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Программа курса предусматривает преддрофильную подготовку учащихся , классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля. Кроме того, в курс включены инструкции по употреблению средств языка в деловых документах, а также система упражнений, основанная на типичных ошибках в согласовании и словоупотреблении.
Разрабатывая данный курс, мы ставили перед собой конкретную цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Культура делового общения». »
Элективный курс
«Культура делового общения».
Учитель русского языка и литературы
Шустова Наталья Оттовна
Пояснительная записка
В век рыночной экономики значительная часть населения России активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, у которых основная профессия - предпринимательство, которое позволяет развернуть свои деловые качества.
Следует отметить, что у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что значительно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.
Учащиеся практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений. А такие знания остро необходимы начинающему работнику, поскольку, плохо зная особенности этикета, он будет всё время ставить себя и других в трудное положение.
Данный курс позволяет сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебные совещания, служебный телефонный разговор и приём посетителей с позиции их речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с языковыми особенностями официально - делового стиля речи, учатся вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Программа курса предусматривает преддрофильную подготовку учащихся , классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля. Кроме того, в курс включены инструкции по употреблению средств языка в деловых документах, а также система упражнений, основанная на типичных ошибках в согласовании и словоупотреблении.
Разрабатывая данный курс, мы ставили перед собой конкретную цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.
Обучающие.
Познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе.
Воспитывающие,
Дать практические рекомендации учащимся по поведению в конфликтных ситуациях, по установлению и улучшению человеческих отношений.
Развивающие.
Усвоение учащимися навыков устного и письменного этикета.
Научить ребят правильно составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими вести любую из основных форм делового разговора.
Основные особенности программы.
Программа курса разделена на 3 части:
Часть первая - «Культура делового общения»
Часть вторая - «Деловой стиль речи»
Часть третья - «Деловые бумаги».
Первая часть знакомит учащихся с понятиями «Этикет», «Этика», «Служебный этикет», «Служебная этика», с нормами поведения в коллективе. Ребята получают рекомендации по поведению в конфликтной ситуации, идёт отработка навыка этикета (устного и письменного).
Во - второй части идёт знакомство с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Назначение третьей части практическое. Идёт ознакомление учащихся с образцами составления таких документов, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
Сроки реализации программы
Обучение по данному курсу рассчитано на 34 часа.
Режим занятий 1 час в неделю.
Форма обучения
Организация работы в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических - задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование, тестирование и др.
Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки- семинары, уроки-конференции, игры и тесты: «Познай себя». «Какой вы слушатель», «Качества, важные для общения, анализ ситуаций, зачеты и контрольные работы, устные выступления. На занятиях широко используются опорные схемы, творческие опорные конспекты, справочная литература.
Предполагаемые результаты.
В результате изучения курса «Культура делового общения» учащиеся должны научиться:
понимать значимость официально-делового стиля, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями:
знать средства языка официально-делового с его стиля и уметь ими пользоваться; й
уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебная переписка, заявление, резюме, расписка, доверенность, справка, письменные отчёты и др.;
уметь ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «Культура делового общения»;
овладевать нормами делового разговор; и. а также навыками правильного оформления деловых бумаг.
Учебно-тематический план курса
«Культура делового общения»
№ п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Формы контроля
1 .
Этика и этикет.
1
Конспект
2
Искусство вежливости.
1
Конспект
3
Основные правила поведения на улице, в общественном транспорте, за столом.
1
Конспект
4
Знаете ли вы? (из истории русского этикета)
1
Разбор ситуации успеха
5
Мимика, позы, жесты. Тест «Умеете ли вы общаться?»
1
рисунок по теме
6
Служебная этика и служебный этикет, (из истории делового этикета.)
1
Конспект. Разбор ситуации успеха
7
Искусство вежливости.
1
Конспект
8
Если на работе возникает конфликт.
1
Разбор ситуации успеха
9
Этикет деловой речи.
1
Конспект. Разбор ситуации успеха
10
Традиции в составлении официальных писем (письмовники).
1
Урок консультация.
11
Деловые качества (выбор профессии)
1
Урок – лекция, анализ тестов.
12
Типы темпераментов (тест «Умеете ли вы себя контролировать?»)
1
Урок – лекция, деловая игра.
13
Ключи к успеху в жизни и работе (разбор способов выработки иммунитета от эмоциональных травм)
1
Урок – диалог.
14
Заповеди делового человека.
1
Разбор ситуаций и составление конспекта рекомендации.
15
Тест «Рационально ли вы используете своё свободное время?» Возраст успеха.
1
Тестирование, разбор мнений по данному вопросу.
II. Деловой стиль.
1
Языковые средства в официально-деловом стиле речи.
1
Конспект. Тренировочные упражнения.
2
Лексические средства делового стиля речи.
1
Лекция.
3
Фразеология деловой речи.
1
Конспект, работа над тренировочными упражнениями.
4
Морфологические средства языка.
а) трудности в употреблении форм прилагательных;
1
Урок - семинар
б) – трудности в употреблении местоимений;
- трудности в употреблении числительных.
1
Урок - семинар
в) особенности употребления форм глагола. Трудности в употреблении предлогов.
1
Урок - семинар
5
Синтаксические ошибки делового стиля.
а) трудности в согласовании сказуемого с подлежащим;
1
Урок – лекция, упражнения тренинги.
б) трудности в согласовании определений;
1
Урок – лекция, упражнения тренинги.
в) трудности в употреблении дополнений и обстоятельств;
1
Урок-лекция, корректировка текстов.
г) использование конструкций с отглагольными существительными;
1
Урок-лекция, корректировка текстов.
д) употребление личных и безличных конструкций действительных страдательных оборотов;