доклад "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке"
Доклад "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке"
Разработка содержит методические приёмы, которые сберегают здоровье учащихся на уроке. А также специально подобраны тексты, воспитывающие бережное отношение к здоровью человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«доклад "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке"»
Доклад председателя м/о учителей гуманитарного циклаВ.М.Лукьяненко по теме
«Создание здоровьесберегающих условий на уроке»
Учитель может сделать для здоровья школьников
гораздо больше, чем врач.
Н.К.Смирнов
Обучение становится всё более интенсивным, повышаются требования не только к организации образовательного процесса, но и к содержанию образования, к его объёму, к уровню умственной работоспособности школьников .Увеличиваются умственные нагрузки, снижаются двигательные возможности, усиливаются стрессовые ситуации.
В ОУ должны быть созданы условия, способствующие созданию здоровьесберегающей образовательной среды.
Задача педагога- обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, содействовать формированию умений по соблюдению здорового образа жизни.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
- частую смену позы
- потягивание
- встряхивание руками
- закрывание глаз
- подпирание головы
- остановившийся взгляд
- ненужное перекладывание предметов
- разговор с соседом
- увеличение количества ошибок в ответах
- невосприятие вопроса
- задержка с ответом
- частые поглядывание на часы в ожидании конца урока.
Для предупреждения переутомления школьников учителю следует применять здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те педагогические технологии, которыеy направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология – это:
- условия обучения ребёнка в школе ( отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми особенностями, гигиеническими требованиями)
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка
- необходимый двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, личностного, интеллектуального и физического здоровья всех субъектов образования.
В эту систему входят:
- использование данных о состоянии здоровья учащихся
- учёт особенностей возрастного развития школьников
- создание благоприятного эмоционально- психологического климата
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся.
Перед учителем , который начинает работу в русле здоровьесберегающей педагогики, стоят следующие задачи:
- включение в цели урока элементов оздоровительной направленности
- обеспечение интереса к своему предмету и уроку
- учёт индивидуальных особенностей учащихся
- планирование обоснованных переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими
- приоритет методов самопознания и развития
- реализация на практике индивидуально- личностного подхода к оценке знаний, умение показать успешность ученика
- максимально возможное использование активных методов обучения с минимизацией рутинных видов деятельности
- использование приёмов мотивации
- обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся
Педагогу в организации и проведении уроков необходимо учитывать :
- обстановку и гигиенические условия в классе ( температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, устранение раздражителей)
- число видов учебной деятельности ( норма- 4-7 видов за урок)
- среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма-7-10 минут. Норма видов преподавания- не менее трёх.
- чередование видов преподавания. Норма- не позже чем через 10-15 минут.
- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. ( метод свободного выбора, активные методы обучения, методы, направленные на самопознание и развитие( интеллекта, эмоций, воображения, самооценки и взаимооценки)
- место и длительность применения ТСО
- позы учащихся, чередование поз
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке, их место, содержание и продолжительность. Норма- на 15-20 минутах урока, по 1 минуте для 3-х лёгких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке и использование учителем методов повышения этой мотивации
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения
- психологический климат на уроке
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов.
Результатом создания учителем здоровьесберегающих условий на уроке станет следующее:
- ученик должен на уроке ощущать себя счастливым
- каждый урок должен оставлять в душе школьника только положительные эмоции
- ученики должны испытывать чувство комфорта, защищённости и интереса к изучаемому.
Здоровьесбережение зависит от объёма и уровня сложности домашнего задания. Нужно соизмерять объём и сложность с возможностями ученика, ребёнок пусть сам выбирает себе объём задания по силам.