kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Добрым людям на загляденье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок развития речи (подготовка к описанию предмета) был проведен после знакомства с традициями народных промыслов в России, имеющих многовековую историю и неразрывно связанных с историей и культурой страны. Дети  уже знают, что что в народном декоративном искусстве раскрывается душа народа, огромный мир красоты и мудрости.

    Данный урок является продолжением работы по теме и особо мы обратились к  удивительному хохломскому искусству. Дети приготовили к уроку собственные рисунки  хохломских изделий - выставкую

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Добрым людям на загляденье"»

Урок русского языка в 5 классе


«Добрым людям на загляденье…» ( описание предмета)

Цели урока:

Образовательные:

1. Учиться художественному видению окружающего мира;

2. Расширять кругозор учащихся;

3. Развивать устную и письменную речь;

4.Учиться создать тексты определенного типа речи.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире;

2.Учиться чувствовать красоту слова.


Учитель

После небольшого вступительного слова вопрос классу: какой может быть основная мысль нашего урока? Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!


-Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

Разное рассказывают старики. Говорят, будто поселился давным- давно за Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как- то к его порогу Жар- птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица- жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота?

А вот еще легенда. Говорят. В давние времена жил в Москве талантливый иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили да селились рядом. Слава о мастере дошла до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром. Когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо – художника. А самого художника как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у худжника была необычной – она была из солнечных лучей.

- А как же на самом деле?

Рассказ ученика об истории Хохломы:

Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16 века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В 17 веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице – Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьей не занимались бы каким – либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделяли между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, составляя свой цех. Свой куст. У каждой такой группы деревень был центр – крупное село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать продукцию. Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку смиской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках еще в 10-13 веках. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

Требовалась эта посуда в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в 16 веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.

Заметим, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда – то, вероятно, возникла мысль покрывать посуду олифой. Возможно, живописное искусство Хохломы возникло в связи с техникой писания икон.

Учитель: почему деревянные изделия называются хохломскими?

Ученик:

- Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи.Но зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему.

Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук – бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут ее в большое торговое село Хохломы семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар . птицами чашки да лождки по всей земле.

Кричат зазывалы на ярмарке:

- Кому посуда для кашки – окрошки? Чудо – блюда да чашки – ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама золотая Хохлома!

Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово Хохлома! В нем и смех, и восхищенное – ах!, и восторженное ох! слышатся!

Учитель: расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по- своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. Правду говорят, что хохлома как и другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поет ее по- своему. И хочется на только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому- то совершенно особому поэтическому образу России.

- Что писали художники на изделиях?

- Как называется узор из цветов, трав и ягод?

- Какой из них самый любимый?

- Каким цветом пишется травка?

- Как называются самые затейливые узоры?

- Пожелание добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Какие значения имеют цвета красный, золотистый, черный?

- Что означает слово хохлома?

- Как называется такое явление в русском языке?

- Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях( 1вариант – «изделия народных мастеров», 2 вариант – «народный промысел», 3 вариант – «село Хохлома». У вас должен получиться маленький рассказ.

- Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о хохломе?

- Что характерно для описания?

- В каком стиле вы будете писать свою работу?

- Чем отличается стиль художественной литературы от научного?

Так как мы даем художественное описание, поработаем над языком сочинения, подберем эпитеты, метафоры, сравнения.

Травка: колышется, стелется, кудрится, переплетается, тянется; золотая, зеленая, изумрудная, легкая.

Завиток: завивается, озорничает, играет; игривый, длинный, затейливый, бегущий.

Листок: прячется, дышит, радуется, выглядывает, трепещет; золотистые, изящные, черно- зубчатые.

Стебель: подглядывает, волнуется, колышется; тонкий, гибкий.

Ягодки: манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках; красные, пурпурные, пунцовые, гранатовые.

Мастер: волшебник, художник, создатель; рисует, творит, создает, расписывает.

- Каким может быть план рассказа о хохломе?

1. История Хохломы. Перо Жар- птицы. Удивительное слово Хохлома.

2. Добрым людям на загляденье. (Изделия хохломских художников. Любимые узоры. Описание предмета.)

3. «Ты, как душа у народа, красива» (Мое отношения к изделиям народного промысла.)

- Какова главная мысль нашего сочинения- описания?

Работа над сочинением ( заканчивают дома)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Добрым людям на загляденье"

Автор: Логинова Людмила Аркадьевна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Сценарий общешкольного мероприятия "Добрым людям на загляденье" "
    ["seo_title"] => string(78) "stsienarii-obshchieshkol-nogho-mieropriiatiia-dobrym-liudiam-na-zaghliadien-ie"
    ["file_id"] => string(6) "154610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421169874"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Добрым людям на загляденье "
    ["seo_title"] => string(32) "dobrym-liudiam-na-zaghliadien-ie"
    ["file_id"] => string(6) "192955"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427546806"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Добрым людям на загляденье""
    ["seo_title"] => string(28) "dobrymliudiamnazaghliadienie"
    ["file_id"] => string(6) "285258"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454132994"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье""
    ["seo_title"] => string(53) "vneklassnoe_meropriiatie_dobrym_liudiam_na_zagliadene"
    ["file_id"] => string(6) "611346"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1658905504"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Что такое хорошо и что такое плохо?""
    ["seo_title"] => string(39) "chto_takoe_khorosho_i_chto_takoe_plokho"
    ["file_id"] => string(6) "497266"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1548517304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства