Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье"»
ДОБРЫМ ЛЮДЯМ НА ЗАГЛЯДЕНЬЕ.
Музыкально-литературная композиция о народных промыслах.
Звучит музыка песни "Ах вы, сени, мои сени”.
Ведущая: Добрый день, гости званные и желанные, люди старые и молодые, женатые и холостые! Милости прошу в избу нашу русскую.
Ведущая: А изба-то наша - не бывает краше!
Оконца все резные,
Чаши золотые, кружева тонкие,
Свистульки звонкие.
Вот веселые матрешки,
Доски, скалки, поварешки,
Шелком вышиты подушки,
Городецкие игрушки ...
Ведущая: Все в избе русской складно, ладно да пригоже было. В углу сундук стоял. В сундуке приданое девичье свадебного часа дожидалось. Раньше в магазин за нарядами не бегали, сами мастерили. Сами ткали, пряли, шили, вязали, кружева плели. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое, постигая секреты мастерства. Долгими зимними вечерами при свете лучины на прялках пряли пряжу.
Зажигают лучину. Выходят 3 девочки в народных костюмах, садится за прялку. Рядом стоит стул, на нем шкатулка с рукоделием, домашняя утварь, посуда.
1 -я девушка: Долгими зимними вечерами крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое.
Все предметы, входящие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка.
Украшение - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу.
Уже с 7-9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы. Это были не просто игрушки, а куклы-обереги.
(Девушки делают куклы, рассказывают и показывают.)
2-я де в у ш к а. Основой куклы является крест - символ солнца, жизни, вечности. Выделяли: голову, руки, грудь - главные части тела.
Затем наряжали ее в народный костюм, в который входили:
Рубаха - ее носили и мужчины, и женщины. Она была длинная, до пят. Ее украшали обереговыми узорами вдоль ворота, рукавов и внизу.
Сверху надевали:
Поневу - поясная одежда, типа юбки. Ее носили замужние женщины в южных районах
России.
Или
Сарафан - который вошел..в обиход с 15 века.
Если шли на гуляния, сарафан просто подпоясывали.
Пояс- обереговый знак. Распоясаться - открыть себя для нечистой силы.
Если шли на работу, то надевали:
Передник, чтобы сохранить одежду. Его тоже украшали.
3-я де в у ш к а. Головными уборами были:
Венок или повязка - девичий убор, он оставлял голову открытой.
Грудь всегда покрывали бусы - это тоже обереги - хранительницы здоровья, души.
Ну вот и нарядили мы куклу. Чтобы не потеряла она обереговый смысл, нельзя ее было колоть иголками, не было у этой куклы и лица.
Можно было только нарисовать на лице крест угольком.
Вместе. Возьмите наших кукол, гости дорогие!
Пусть хранят они вас в дороге. (Дарят кукол гостям.)
Ведущие вместе: Ай, да рукодельницы в этой избе живут!
Ведущий. А посуда и утварь в избе не простые, резные да расписные.
Ведущи й . Да, всякий удел свой промысел имел.
(Выходят в русских народных костюмах 2 ученика, в руках у них хохломские изделия)
1 Ведущий: - Встречайте мастеровой торговый люд! Мы попросим их рассказать о творениях хохломских умельцев.
- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?
Ученик: Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.
Ведущий: - Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка - ложь, да в ней намек... Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? “Хохломская роспись”
2 Ученик: Хохломская роспись - Алых ягод россыпь,
Отголоски лета В зелени травы,
Рощи - перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно - медовый Золотой листвы.
У красы точеной Сарафан парчовый,
По волнам узоров Яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд...
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню Просится сама.
И нигде на свете Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней Наша хохлома.
1 Ведущий: Мне понравилась хохлома. Где изготавливают такую красивую посуду?
1 Ученик: Хохлому делают в Хохломе. Это деревня такая, под Нижним Новгородом.
2 Ведущий: У меня вопрос к мастеру хохломы. Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается?
2 Ученик: У хохломских мастеров - свой способ «золочения». Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото.
1 Ведущий: В хохломской росписи я вижу только три цвета. Используют мастера другие
цвета?
Ученик: Хохломские мастера используют четыре цвета красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор.
Ведущий. Спасибо вам, мастера, за рассказ ваш! Никогда не забудем мы вашего чуда! (Выходят ребята, в руках у них гжельская посуда.)
1 Ведущий. А вы, ребята, откуда?!
Ученик: Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из - под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Ведущий: Ну, а Гжель ваша где находится? Где ж посуду такую делают?
2 Ученик: Гжель - это деревня под Москвой. Там уже 200 лет такую посуду делают.
1 Ведущий: Я раньше видела несколько игрушек и тарелок из Гжели. Они расписаны только синей краской.
Ученик: Правильно. Это специальный стиль Гжели - роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт - это синяя краска. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром нашу посуду называют бело-голубым чудом.
Ведущий: Как гончарам из Гжели удалось сделать такую белую посуду?
2 Ученик: Гжельские гончары добавляли в глину известь - так получился белоснежный гжельский фаянс.
Ведущий. Спасибо вам, мастера, за рассказ ваш!
(Выходят ребята, в руках у них свистульки, дымковские игрушки.)
Ведущий: Вы откуда такие весёлые и шумные?
I Ученик: Мы из Дымкова пришли, вам игрушки принесли.
Мастера и мастерицы живут в Дымково-селе Кто-то сделал индюка - распушённые бока.
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали. И село большое - Дымково назвали.
Вечера зимою длинные, лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные:
Кружочки, клеточки, полоски - простой, казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
1 Ученик: А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от юрода Вятка. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но игрушечное дело было для них самым любимым. Игрушки изготавливали только женщины и дети. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах. Барыни,
бравые кавалеры, важные петухи и индюки, водоноски, кормилицы, няни, женихи и невесты, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.
2 Ученик: В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.
Выходят девочки с татками, хоровод . Дефиле шаткое и шалей под музыку и песню «Оренбургский пуховый таток»
Ведущий: Платок в женской одежде всегда был необходим. Он согревал и украшал, защищал от ветра, холода, дождя, с его помощью можно было отличить девушку от замужней женщины, а мама всегда у нас ассоциируется с большой и теплой шалью. Ведь мать всегда хранительница семейного очага, вот поэтому платок передавался из поколения в поколение и хранили его женщины, как талисман семейной жизни. И самой дорогой подарок для женщины на Руси был красивый платок или шаль.
1 девушка: Как была б я мастерица,
1 Ведущий: Перва молвила девица.
девушка: Я б для матушки родной
Соткала платок цветной.
Чтобы розы расцветали,
Сам он был бы набивной.
(девушки показывают, как можно было носить татки)
девушка: Как была б я мастерица (встает и разводит руками)
Ведущий: Втора молвила девица
девушка: Я б для матушки родной
Достала бы шаль такую,
Чтобы в мире процветала Всеми красками блистала.
(показ павлопасадских шаткое)
девушка: Как была б я мастерица
Ведущий: Третья молвила девица.
девушка: Я б для матушки родной
Ничего не пожалела,
Вечерами б всё корпела И связала плат пуховый Очень легкий, не тяжелый (показ пуховых шаткое)
Ведущий: Более 100 лет назад начал развиваться оренбургский пуховый платок.
Каждая мастерица всякие платки вяжет теплые и ажурные. Каждая паутинка - это 2-3 недели кропотливой работы, а то и больше, в зависимости от опыта. Больше всего ценятся платки целиком ручной вязки. Легкий, нежный, пушистый платок вобрал в себя все три цвета, которые свойственны оренбургским платкам: белый, серый и светло-серый.
Красота его достигалась не только за счет рисунков, но за счет сочетания этих цветов.
1 Ведущий. Мне платок подарили пуховый,
Оренбургский пуховый платок.
Он согреет, как тёплое слово,
Даст мне силы, как влаги глоток.
Этот пух оренбургские козы Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.
девушка: Как была б я мастерица
1 Ведущий: Четвёрта молвила девица.
девушка: Я б для матушки родной Совила платок резной.
Чтоб узор там расцветал Всех на свете радовал.
2 Ведущий: Самыми искусными вязальщиками древности считаются кочевники - бедуины. Вязать их заставила жизнь. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо было только найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали простые вещи, причем занимались этим только мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Пастухи придумали воздушные петли - основу вязания крючком.
Мы носим одежду связанную своими руками. Тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания и отделке. И нет ничего лучшего, как связать шаль своими руками и подарить её своей маме.
(показ шалей связанных своими руками)
Ведущий: Все вы правы мастерицы
Наши школьные девицы.
Звучит песня «Оренбургский пуховый таток»
Заключительное слово.
Ведущий: Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами —людьми, имеющими дар Божий, создававшими яркое самобытное искусство. Руки мастера... Они творят красоту и пишут историю народа. Художественные промыслы — одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа.
1 Ведущий: Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту, поделившись теплотой своей души, отдав частичку своего сердца и прославив на весь мир свою землю, свой край.