kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально - литературная композиция о народных промыслах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье"»

ДОБРЫМ ЛЮДЯМ НА ЗАГЛЯДЕНЬЕ.

Музыкально-литературная композиция о народных промыслах.

Звучит музыка песни "Ах вы, сени, мои сени”.

  1. Ведущая: Добрый день, гости званные и желанные, люди старые и молодые, женатые и холостые! Милости прошу в избу нашу русскую.

  2. Ведущая: А изба-то наша - не бывает краше!

Оконца все резные,

Чаши золотые, кружева тонкие,

Свистульки звонкие.

Вот веселые матрешки,

Доски, скалки, поварешки,

Шелком вышиты подушки,

Городецкие игрушки ...

  1. Ведущая: Все в избе русской складно, ладно да пригоже было. В углу сундук стоял. В сундуке приданое девичье свадебного часа дожидалось. Раньше в магазин за нарядами не бегали, сами мастерили. Сами ткали, пряли, шили, вязали, кружева плели. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое, постигая секреты мастерства. Долгими зимними вечерами при свете лучины на прялках пряли пряжу.

Зажигают лучину. Выходят 3 девочки в народных костюмах, садится за прялку. Рядом стоит стул, на нем шкатулка с рукоделием, домашняя утварь, посуда.

Звучит песня "В низенькой светелке огонек горит ... ". Девушки поют.

В низенькой светелке Огонек горит,

Молодая пряха У окна сидит.

Молода, красива,

Карие глаза.

По плечам развита Русая коса.

Русая головка Дума без конца...

Ты о чем взгрустнула,

Девица - краса?

1 -я девушка: Долгими зимними вечерами крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое.

Все предметы, входящие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка.

Украшение - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу.

Уже с 7-9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы. Это были не просто игрушки, а куклы-обереги.

(Девушки делают куклы, рассказывают и показывают.)

2-я де в у ш к а. Основой куклы является крест - символ солнца, жизни, вечности. Выделяли: голову, руки, грудь - главные части тела.

Затем наряжали ее в народный костюм, в который входили:

Рубаха - ее носили и мужчины, и женщины. Она была длинная, до пят. Ее украшали обереговыми узорами вдоль ворота, рукавов и внизу.

Сверху надевали:

Поневу - поясная одежда, типа юбки. Ее носили замужние женщины в южных районах

России.

Или

Сарафан - который вошел..в обиход с 15 века.

Если шли на гуляния, сарафан просто подпоясывали.

Пояс- обереговый знак. Распоясаться - открыть себя для нечистой силы.

Если шли на работу, то надевали:

Передник, чтобы сохранить одежду. Его тоже украшали.

3-я де в у ш к а. Головными уборами были:

Венок или повязка - девичий убор, он оставлял голову открытой.

Замужняя женщина надевала закрытый головной убор - самый распространенный - «сорока».

Грудь всегда покрывали бусы - это тоже обереги - хранительницы здоровья, души.

Ну вот и нарядили мы куклу. Чтобы не потеряла она обереговый смысл, нельзя ее было колоть иголками, не было у этой куклы и лица.

Можно было только нарисовать на лице крест угольком.

Вместе. Возьмите наших кукол, гости дорогие!

Пусть хранят они вас в дороге. (Дарят кукол гостям.)

Ведущие вместе: Ай, да рукодельницы в этой избе живут!

  1. Ведущий. А посуда и утварь в избе не простые, резные да расписные.

  2. Ведущи й . Да, всякий удел свой промысел имел.

(Выходят в русских народных костюмах 2 ученика, в руках у них хохломские изделия)

1 Ведущий: - Встречайте мастеровой торговый люд! Мы попросим их рассказать о творениях хохломских умельцев.

- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

  1. Ученик: Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.

  2. Ведущий: - Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка - ложь, да в ней намек... Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? “Хохломская роспись”

2 Ученик: Хохломская роспись - Алых ягод россыпь,

Отголоски лета В зелени травы,

Рощи - перелески,

Шелковые всплески.

Солнечно - медовый Золотой листвы.

У красы точеной Сарафан парчовый,

По волнам узоров Яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд...

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню Просится сама.

И нигде на свете Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней Наша хохлома.

1 Ведущий: Мне понравилась хохлома. Где изготавливают такую красивую посуду?

1 Ученик: Хохлому делают в Хохломе. Это деревня такая, под Нижним Новгородом.

2 Ведущий: У меня вопрос к мастеру хохломы. Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается?

2 Ученик: У хохломских мастеров - свой способ «золочения». Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото.

1 Ведущий: В хохломской росписи я вижу только три цвета. Используют мастера другие

цвета?

  1. Ученик: Хохломские мастера используют четыре цвета красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор.

  2. Ведущий. Спасибо вам, мастера, за рассказ ваш! Никогда не забудем мы вашего чуда! (Выходят ребята, в руках у них гжельская посуда.)

1 Ведущий. А вы, ребята, откуда?!

  1. Ученик: Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из - под белого снежочка.

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

  1. Ведущий: Ну, а Гжель ваша где находится? Где ж посуду такую делают?

2 Ученик: Гжель - это деревня под Москвой. Там уже 200 лет такую посуду делают.

1 Ведущий: Я раньше видела несколько игрушек и тарелок из Гжели. Они расписаны только синей краской.

  1. Ученик: Правильно. Это специальный стиль Гжели - роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт - это синяя краска. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром нашу посуду называют бело-голубым чудом.

  2. Ведущий: Как гончарам из Гжели удалось сделать такую белую посуду?

2 Ученик: Гжельские гончары добавляли в глину известь - так получился белоснежный гжельский фаянс.

  1. Ведущий. Спасибо вам, мастера, за рассказ ваш!

(Выходят ребята, в руках у них свистульки, дымковские игрушки.)

  1. Ведущий: Вы откуда такие весёлые и шумные?

I Ученик: Мы из Дымкова пришли, вам игрушки принесли.

Мастера и мастерицы живут в Дымково-селе Кто-то сделал индюка - распушённые бока.

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу - сразу стало веселей!

  1. Ведущий: - Чем знаменито Дымково? (Ответы детей.)

  2. Ученик: Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.

Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом.

Голубые дали. И село большое - Дымково назвали.

Вечера зимою длинные, лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные:

Кружочки, клеточки, полоски - простой, казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

1 Ученик: А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от юрода Вятка. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но игрушечное дело было для них самым любимым. Игрушки изготавливали только женщины и дети. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах. Барыни,

бравые кавалеры, важные петухи и индюки, водоноски, кормилицы, няни, женихи и невесты, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

2 Ученик: В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

1 Ученик: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Частушки

Все

Кто сказал, частушки, вроде,

в наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

если любят их в народе!

Мы весёлые девчата,

мы нигде не пропадём.

Если надо - мы станцуем,

Если надо - мы споём!


  • И игрушки, и посуду

  • Прославлять и вам здесь будем.

  • Очень любим синий цвет,

  • Потому что краше нет.

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

  • Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.


Мы из Дымкова пришли,

вам игрушки принесли.

Мастера и мастерицы

живут в Дымково-селе


Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.


Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары-баловни –

Кавалеры наши.


Россия наша славится

Расписными ложками,

Да еще гордится

Русскими матрешками.


Матрешка русская,

Плясать она искусная,

Веселится и поет,

Развлекает весь народ

Все:

У частушки есть начало,

у частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Скажем, прямо: “Молодец!”

Выходят девочки с татками, хоровод . Дефиле шаткое и шалей под музыку и песню «Оренбургский пуховый таток»

Ведущий: Платок в женской одежде всегда был необходим. Он согревал и украшал, защищал от ветра, холода, дождя, с его помощью можно было отличить девушку от замужней женщины, а мама всегда у нас ассоциируется с большой и теплой шалью. Ведь мать всегда хранительница семейного очага, вот поэтому платок передавался из поколения в поколение и хранили его женщины, как талисман семейной жизни. И самой дорогой подарок для женщины на Руси был красивый платок или шаль.

1 девушка: Как была б я мастерица,

1 Ведущий: Перва молвила девица.

  1. девушка: Я б для матушки родной

Соткала платок цветной.

Чтобы розы расцветали,

Сам он был бы набивной.

(девушки показывают, как можно было носить татки)

  1. девушка: Как была б я мастерица (встает и разводит руками)

  1. Ведущий: Втора молвила девица

  2. девушка: Я б для матушки родной

Достала бы шаль такую,

Чтобы в мире процветала Всеми красками блистала.

(показ павлопасадских шаткое)

  1. девушка: Как была б я мастерица

  1. Ведущий: Третья молвила девица.

  1. девушка: Я б для матушки родной

Ничего не пожалела,

Вечерами б всё корпела И связала плат пуховый Очень легкий, не тяжелый (показ пуховых шаткое)

  1. Ведущий: Более 100 лет назад начал развиваться оренбургский пуховый платок.

Каждая мастерица всякие платки вяжет теплые и ажурные. Каждая паутинка - это 2-3 недели кропотливой работы, а то и больше, в зависимости от опыта. Больше всего ценятся платки целиком ручной вязки. Легкий, нежный, пушистый платок вобрал в себя все три цвета, которые свойственны оренбургским платкам: белый, серый и светло-серый.

Красота его достигалась не только за счет рисунков, но за счет сочетания этих цветов.

1 Ведущий. Мне платок подарили пуховый,

Оренбургский пуховый платок.

Он согреет, как тёплое слово,

Даст мне силы, как влаги глоток.

Этот пух оренбургские козы Нарастили в степях среди гор,

Где гуляют ветра и морозы,

Чтоб сплела мастерица узор.

  1. девушка: Как была б я мастерица

1 Ведущий: Четвёрта молвила девица.

  1. девушка: Я б для матушки родной Совила платок резной.

Чтоб узор там расцветал Всех на свете радовал.

2 Ведущий: Самыми искусными вязальщиками древности считаются кочевники - бедуины. Вязать их заставила жизнь. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо было только найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали простые вещи, причем занимались этим только мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Пастухи придумали воздушные петли - основу вязания крючком.

Мы носим одежду связанную своими руками. Тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания и отделке. И нет ничего лучшего, как связать шаль своими руками и подарить её своей маме.

(показ шалей связанных своими руками)

  1. Ведущий: Все вы правы мастерицы

Наши школьные девицы.

Звучит песня «Оренбургский пуховый таток»

Заключительное слово.

  1. Ведущий: Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами —людьми, имеющими дар Божий, создававшими яркое самобытное искусство. Руки мастера... Они творят красоту и пишут историю народа. Художественные промыслы — одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа.

1 Ведущий: Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту, поделившись теплотой своей души, отдав частичку своего сердца и прославив на весь мир свою землю, свой край.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие "Добрым людям на загляденье"

Автор: Харченко Ольга Борисовна

Дата: 27.07.2022

Номер свидетельства: 611346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Внеклассное занятие " Праздник русского платка" "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieklassnoie-zaniatiie-prazdnik-russkogho-platka"
    ["file_id"] => string(6) "199341"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428569421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка внеклассного мероприятия на тему «Год культуры – история Кубани в лицах»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_na_temu_god_kultury_istoriia_kubani_v_lits"
    ["file_id"] => string(6) "561922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1604139231"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Внеклассное мероприятие  "Прощание с осенью" "
    ["seo_title"] => string(52) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-proshchaniie-s-osien-iu"
    ["file_id"] => string(6) "169613"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423426076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Сценарий внеклассного мероприятия " Праздник чая" в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(68) "stsienariivnieklassnoghomieropriiatiiaprazdnikchaiavnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "290445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454952028"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства