Просмотр содержимого документа
«Сценарий общешкольного мероприятия "Добрым людям на загляденье" »
Сценарий общешкольного мероприятия «Добрым людям на загляденье»
Ведущий 1
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва. Кругом леса, поля и реки. Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю Степей таинственную грусть. Люблю всё то, что называют Одним широким словом – Русь.
К самым тонким оттенкам природы, К самым сочным краскам земли. Прикоснулись руки народа И секрет волшебства нашли. Все красоты родных просторов Чудеса мастеров таят. В светлой музыке русских узоров Расцветает народный талант. Песня «Русский сувенир».
Ведущий 2.
Каждый народ должен знать истоки своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.
Ведущий 1. Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, платки, матрешки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы.
Ведущий 2.
Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения.
Много в России мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые в своей красоте!
Гжельская керамика, городецкая , жостовская и хохломская росписи ,дымковская игрушка, и это далеко неполный перечень народных промыслов России. Песня. Русские умельцы
Ведущий 1. Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко в глубь веков, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа.
Среди народных умельцев особое место принадлежит мастерам “потешных дел” - игрушечникам. Промыслы деревянной игрушки возникали повсеместно, но признанным историческим центром “потешного промысла” в нашей стране стал Сергиев Посад, расположенный на живописных холмах Подмосковья, возле стен знаменитого монастыря Троице-Сергиевой Лавры. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей.
Ведущий 2 Промысел художественной обработки дерева существовал в этом районе с XVI века. Игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей. Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари. Подтверждение этому можно найти в официальных документах 17 века. И уже в 19 веке город считался «игрушечной столицей России». В это время в обществе стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности.
Ведущий 1.Знакомство с народными промыслами мы начнем с русской красавицы.
Дети.
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может- три, а может- шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская ../матрешка/
Ученик 1. -А как же появилась первая русская матрёшка? Русская деревянная расписная кукла появилась в России ещё в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево принадлежащей Савве Ивановичу Мамонтову, русскому промышленнику, меценату и знатоку искусства, собирались многие замечательные русские художники . Попала как – то к ним японская деревянная игрушка – кокэси. Это была фигурка японца, а в ней – мал – мала меньше – фигурки всех членов его семьи. Вот тогда и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звёздочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую матрёшку. Потом матрешку расписал художник Сергей Малютин. Вот так родилась первая русская матрешка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, а в ней фигурки девочек и мальчиков, последним же был спеленутый малыш.
Ученик 2. Откуда появилось название "матрешка"? Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства ( с латыни это имя переводится « мать»). Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По другой версии - от имени Маша, Маня, Матрешенька.
По – разному расписывают игрушку художники, но радость они доставляют всем огромную.
Дети.
Кто матрешку сделал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И пустив в неповторимый танец,
Он должно быть весело сказал:
«Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
Песня « Матрешечки»
Ведущий 1.
Ели спят у большака в инее седом
Спит деревня, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные
Ученик 1.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Легенда гласит...Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Ученик 2.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с козлятами, все это – настоящее чудо!Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
Ведущий 2.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Дети.
Все на видную игрушку
Смотрят долго не спеша,
До чего же хороша,
Просто чудо — водоноска,
Высока её причёска,
Губки алы, щёчки алы...
Зонтик грибком, руки крендельком,
Ходит девица-краса по улице пешком.
Стоит молодушка,
А с ней коровушка:
Важная, спокойная
Буренушка - дойная.
В летний день, погожий день
Балалаечка трень-брень.
-Ты играй, мой Ванечка,-
Просит друга Танечка.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай голосок
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
Индя-индючек, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине – Егорка.
Утка - Марфутка
Бережком идет
Уточек - Марфуточек
Купаться ведет.
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Частушки.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить
Мастеров из славной “Дымки”
Никогда нам не забыть.
В Вятке делают игрушки
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Любовались гости чудом
Громко восхищалися –
Этой дивной красотой
Сраженные осталися.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй моя гармошка
Ты подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.
Ученики.
Играет нежная свирель, И замирает в восхищенье Жемчужина России – Гжель Где поселилось вдохновенье.
Здесь каждый – мастер и творец. Один расписывает вазу, Другой, искусный, взяв резец, Узор наносит тайной вязью.
Переплетенье листьев, трав, Цветочек, веточка, каёмка. Во всём я вижу русский нрав. И душу светлую ребёнка.
Такое чудо сотворить Мог мастер любящий природу. Его призвание – дарить Минуты радости народу.
В красивом синем обрамленье Часы тихонечко идут. Проходят годы и мгновенья. А гжель жива, цветы цветут!
Узор на долгие года. Останется призваньем гжельцев. И не иссякнет никогда Плеяда мастеров умельцев!
Ученик1.
К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду, игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел, которому более 400 лет.
Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу.
Ведущий 2.
А еще есть такая легенда – сказка.
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.
Дети.
1. Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы.
Животные и птицы,
Невиданной красы.
2.Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее название - Гжель.
3.Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.
4.Голубизну небесную
Что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
5. У каждого, художника
Есть свой узор любимый
И в каждом отражается
Сторонушка родимая,
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние-
И мастерство волшебное
Достойно восхищения.
6.Из этих, чашек, с розами
Ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай.
.
Песня. Незабудковая гжель.
Ведущий 1.
Об изумительной красоте русского прикладного искусства можно говорить бесконечно. Жизнь русских крестьян – это непрерывный труд. В крестьянском хозяйстве все делалось своими руками. Крестьянин должен был суметь и дом построить, и мебель смастерить, поле вспахать. Хозяйка могла и прясть, и шить, и ткать, и хлеб испечь. Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собственное творение, чтобы оно запомнилось людям, чтобы эта вещь осталась на века и прославляла Россию.
Ведущий 2.
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
Ученик.
В деревне Семёново- в русском краю, Стояли избушки там в бытность свою... И пели там птицы ,кормила земля. И жёлтая ржица ласкала поля. Леса там родили рябину, цветы. И люди там жили, лелея мечты. Чтоб жизнь была краше для жителей тех- Писали на чашах узор для потех. А в этих узорах рябиновых лоз. Царили Соборы, леса и покос. Там музу вершил кистью русский народ. И сказку творил, нежно вписанный плод. Там сказка вплеталась в ковши и дома. Вот так зарождалась у нас хохлома.
Ученик 1.
Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Легенда гласит. Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в Керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дошло дело и до посуды. Из дерева0 вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал кормить их пшеном. Однажды прилетела к нему жар-птица. Он ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды - и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные , фантастические цветы и ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
Ученик 2.
Хохлома представляет собой декоративную роспись выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону . Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.
Много « золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название –
« золотая хохлома»
Ученик.
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески
Шелковые всплески
Солнечно медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
ПРОСИТСЯ САМА.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Песня « Лаковые ложки»
Игра на ложках « Ах вы сени, мои сени»
Чтец.
– Я вчера разбиралась в шкафу, И нашла мамин павлово- посадский платок. Что-то важное вспомнила сразу душа, Как свободы глотнула глоток. А в платке-то самом: поле, поле цветёт! А цветы в нём безумно красивы... В каждой нитке Россия родная живёт!.. Реки… горы… дороги и нивы! В каждой нитке небесная тянется высь! Домотканым, цветастым узором. На платке уместилась – работа и жизнь, Старый домик с прогнившим забором. А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит: Одевай и носи на здоровье! Он теплом и любовью тебя защитит, Когда станет промозгло и больно! Не смогла удержаться, надела, кручусь Возле зеркала как лепесток!.. Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь – В мамин павлово - посадский платок…
Ученик 1.
Павловские платкиполучили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.
Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.
Ученик 2.
Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.
В платке гармонично сочетается ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы.
Известны всем в мире цветные платки, А похожих отыщешь едва ли. Лето красное ярко цветет на платках, Словно зарево, шали красивы. В этих ярких узорах и пышных цветах Самобытный характер России. Не платок — красота, всех красавиц мечта На головках девичьих играет. Как набросят платок, так охапка цветов На груди у девчат расцветает.
Танец с платками.
Ведущий 1.
Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами —людьми, имеющими дар Божий, создававшими яркое самобытное искусство. Руки мастера... Они творят красоту и пишут историю народа. Художественные промыслы — одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа.
Ведущий 2. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту, поделившись теплотой своей души, отдав частичку своего сердца и прославив на весь мир свою землю, свой край.