Просмотр содержимого документа
«Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия»
Учитель русского языка и литературы БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна
Урок русского языка
Класс 7
Тема урока : Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия
Цели:
Учебные-
- дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия;
- познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия;
- учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.
Развивающие-
-формировать орфографические умения и навыки;
-продолжать развивать устную и письменную речь.
Воспитательные-
-воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Запись даты и классной работы
3. Определение и формулирование темы урока.
-Ребята, о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках? (Причастие) В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи.
-Какая? (Деепричастие)
-Какие цели мы поставим сегодня перед собой? (познакомиться с темой «Деепричастие», с его грамматическим значением, с глагольными и наречными признаками )
-Что вы можете сказать о деепричастии? (Артем)
(Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.)
4. Объяснение нового материала
-Сравним два предложения (запишем их в тетрадях) (Запись на доске учащиеся переписывают в тетради)
Маки осыпались и роняли на землю лепестки.
Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
- Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
- Как выражены действия в этих предложениях?
( В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородныхсказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним.)
-Какой делает картину предложение с добавочным действием(более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.)
-Какое слово указывает на добавочное действие ,выраженное новой для нас частью речи? –Как она называется?
Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо узнавать их! Проверим себя!
5. Закрепление
1.Чтение текста (проецируется на экран; распечатанный, кладется на парты перед учащимися). (Читает ученик)
СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ (СЛАЙД 1)
Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.
«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».
Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.
Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.
Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.
(Ф. Нестеров.)
2. Беседа по вопросам.( вопросы даются на группу)
– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?
– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.
– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Можно ли понять смысл сказанного?
– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?
– А от какой части речи к ним задаются вопросы?
– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.
– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?
(Хорошо! Молодцы!)
Мы работали с текстом, отвечали на вопросы. А теперь откроем учебник на стр.77 и прочитаем правило в рамочке.
3.Соберем кластер и сделаем графическую запись правила в тетрадь.
Какая часть речи совершает основное действие? – глагол.
4. Запишите выражения. Найдите деепричастия, укажите основное действие-глагол.
Комментированная проверка по презентации
(СЛАЙД 2)
-К какой части речи относятся и деепричастия , и глагол?(И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка.)
Ребята ! Как вы думаете, для чего нужны деепричастия в художественных произведениях
1.Устное выполнение упражнения 159 ,назвать главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.
2. Ребята, перед вами необычное стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». (СЛАЙД 3)
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
-Что в этом стихотворении показалось необычным?
-На что похоже само стихотворение образно?
-Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?
-Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.
-Какую же роль они играют? (Дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой, выразительной, живописной)
Какой можно сделать вывод? Используя деепричастия как дополнительные действия, автор показывает зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения водопада.
Исследовательская работа.
Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие как самостоятельная часть речи Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе? (СЛАЙД 4)
А теперь послушайте сказку « Отцы и дети». ( Инсценирование сказки.
Действующие лица- Глагол, Наречие, Деепричастие)
Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие- не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?). С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия. Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же. – Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей. – Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь! Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего... Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...
Давайте вспомним морфологические признаки глагола и наречия
( СЛАЙД 5)
- На чьей стороне мы в этом споре: глагола, наречия или деепричастия? Давайте выберем общие черты деепричастия.
Самостоятельная работа по учебнику.
-Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.
Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и составьте рассказ об этой части речи. ( стр.76)
Проверьте себя (СЛАЙД 6)
Подведение итогов урока
-О какой части речи мы сегодня говорили?
-На какие вопросы отвечает деепричастие?
-Какие признаки глагола имеет?
-Какие признаки наречия имеет?
-Чем выражается в предложении?
Чтение стихотворения о деепричастии
Деепричастием себя называю, Добавочное действие обозначаю, На вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? Я всегда отвечаю, Совершенного и несовершенного вида бываю, Сказуемое – глагол поясняю. В предложении обстоятельством себя являю.
А теперь выполним тестовую работу
Итоговый тест
В- I
В- II
1. Какое из слов не является деепричастием?
а) даря;
а) доля;
б) гиря;
б) деля;
в) жаря.
в) пиля.
2. Какое из слов является деепричастием?
а) быстро;
а) говорил;
б) весело;
б) шутя;
в) смеясь;
в) улыбался;
3. Найдите слова с ударением на третьем слоге
а) балуясь;
а) облегчив;
б) черпая;
б) прибыв;
в) углубившись.
в) закупорив.
4. Подберите синоним к фразеологизмам
а) сломя голову;
а) не разгибая спины;
б) засучив рукава.
б) положа руку на сердце.
(СЛАЙД 7) (Проверь себя!)
Рефлексия
Оценивание учащихся. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и прощу подумать о том, как прошел для вас урок.
(СЛАЙД 7)
Домашнее задание: (творческое задание) 1) написать стихотворение (текст) с использованием деепричастий ;
2) составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков;