Урок повторения темы «Деепричастие»
Е.П.Опперман, учитель русского языка и литературы,
с.Крещенка района Шал акына
Северо-Казахстанской области
Цель урока: Повторение теоретических понятий, связанных с темой
«Деепричастие». Попутное повторение орфограмм.
Закрепление умения производить морфологический разбор деепричастия, (умения использовать в своей речи причастные и деепричастные обороты).
Выработка умения правильно использовать в речи деепричастие, различать деепричастный и причастный обороты.
Ход урока
Организационный момент
I.Словарная работа
- Ребята, внимательно послушайте отрывок из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стогда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
- О чем пишет Анна Ахматова?
(Тема стихотворения – рождение стихов)
- Что же рассказывает поэт о рождении стихов?
(Рождение стихов у Ахматовой словно не зависит от нее самой. Умение творить дано ей свыше. Стихи появляются, когда хотят и все вокруг – даже лопухи, лебеда, плесень – может служить толчком для возникновения стихов)
- Посмотрите внимательно на этот текст. Какие слова, при написании могут вызвать затруднение?
- Как называются (подчеркиваю названные слова) эти (словарные) слова.
(запишите их в словарики)
- Какую гласную напишем в слове желтый? Почему?
- Проверим слова сердитый (сердится), запах (пахнет), стена (стена), таинственная (тайна)
- Как вы думаете, все названные слова имеют какое-нибудь отношение к нашему уроку. Если нет – тогда какое слово имеет отношение. Почему?
II.Целевая установка
Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим все, что вы узнали о деепричастии и узнаем, все ли умеют узнавать деепричастие и использовать их правильно в своей речи.
(записать число, классная работа, тема)
- Найдите в стихотворении А.А.Ахматовой деепричастие.
- Как вы его узнали? (По я). Какие суффиксы деепричастия вы знаете еще? Назовите их.
- У доски один уч-ся делает морфологический разбор деепричастия.
III.Попутно делаем проверку домашнего задания.
Упр.157. (Взаимопроверка с элементами комментирования)
- Что вы знаете о постановке знаков препинания при деепричастном обороте?
- Проверка работы у доски.
- Дополнительные вопросы уч-ся. (Как пишется НЕ с деепричастиями)
- Внесите морфологические данные деепричастия в таблицу морфологических признаков частей речи. (опорные конспекты).
IV. Повторение теоретических понятий (исп.схема)
- Ребята, вы наверное обратили внимание на плакат с изображением дерева. Как вы думаете, можно ли этот рисунок связать с нашей темой урока? Каким образом.
(Отвечающий у доски прикрепляет таблички с названием, поясняя свои действия)
V.Систематизация практических навыков
а) - Прочитайте отрывок из стихотворения «Родное слово». Определите тему, основную мысль.
Ценность слова – не в обличьи громком,
Если смысл в нем стойкий заключен,-
Значит, слово перейдет к потомкам,
Уцелев под натиском времен.
… Понял я в тот грозный вечер года
На суровой фронтовой реке,
Что характер, и душа народа,
И его бессмертье – в языке!
Даже в годы Вов слово помогало в беде, словом подбадривали бойцы друг друга, поддерживали духовное равновесие.
- Запишите первое четверостишие. Подчеркните кр. причастный и деепричастный оборот, как члены предложения.
- Выпишите из текста глаголы. Образуйте от них причастие и деепричастие. (Кто быстрее).
б) Найдите «лишнее».
Рассказывая, расширяя, почувствовав, размышляя, невидя, недоумевая, не зная, не чувствуя.
в) Упр.145 (у доски).
- Выпишите деепричастия. Определите их вид и обозначьте суффиксы, с помощью которых они образованы.
VI.Проверочная работа (тесты)
- Вспомним о постановке знаков препинания при деепричастном обороте
Цель работы: проверка умения различать причастный и деепричастный обороты
VII.Итог: Дайте определение деепричастия как части речи
Оценки за урок
Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.