Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Данная разработка урока предпологает формирование и первичное закрепление знаний. Целью урока: сормированить умение правильно писать сложние прилагательные. Урок сответствует требованиям ФГОС. Учебник под редакцией Баранова М.Т., Разработка вкючает в себя карточки-задания для индивидуальной работы, дидактический материал (таблицы).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Тема: Дефисное и слитное написаниесложных прилагательных
Цель: сформировать умение правильно писать сложные прилагательные
Задачи урока:
Обучающая: обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;
Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;
Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитание любви к родному краю.
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления знаний
Оборудование: учебник под редакцией Баранова М.Т. , карточки-задания для индивидуальной работы, дидактический материал (таблицы).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Есть отсутствующие в классе?
- Ну проверьте-ка, ребята, всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, только лишь оценку пять.
II. Актуализация знаний.
1. Беседа
- Какую большую тему вы сейчас изучаете?
- Что вы знаете об этой части речи? Вот сейчас мы и проверим (Филологический волейбол). Вы должны поймав мяч сказать, правильное ли утверждение или нет и дать правильный ответ?
Какие орфограммы вы изучили-(не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных)
III. Подготовка к восприятию нового материала.
1.Объявление темы и целей урока.
- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, и тему нашего урока: «Слитное и раздельное написание сложных прилагательных».
- Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:
а) О чём пойдёт речь на уроке? (Речь идет о сложных прилагательных)
б) Что значит сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней)
в) Как они могут писаться? (Слитно или через дефис)
- Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? ( Надо выяснить условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных).
2.Словообразовательная работа.(или запись в тетрадь по диктовку)
- Ребята, посмотрите на доску. Здесь даны словосочетания и сочетания. Образуйте имена прилагательные от них.
1. Железная дорога – (железнодорожный)
Пять лет – (пятилетний)
Синие глаза – (синеглазый)
Немецкий и русский – (немецко – русский)
Фабричный и заводской – (фабрично – заводской)
Северо – запад – (северо – западный).
- Каким способом образованы данные прилагательные? (Сложением основ).
- Как пишутся прилагательные первой группы? (Слитно)
- Как пишутся прилагательные второй группы? (Через дефис).
IV. Объяснение нового материала.
- А теперь давайте выясним, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис. Работа с теоретическим материалам в учебнике стр.35 (чтение правила о слитном и раздельном написании сложных прилагательных)
Оформление в тетради таблицы:Приложение №1
Через дефис (продолжение словообразовательной работы)
б) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис
(северо – восток, Алма – Ата);
в)образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставитьИ (русско – английский, горько – соленое, шахматно – шашечный).
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания, в котором одно слово подчинено другому. Например: кареглазый (карие глаза), дальневосточный, правобережный.
Искл.:глухонемой
IV. Закрепление.
1. Чтение теории в учебнике (чтение про себя, рассказывание материала друг другу в паре).
2. Рассказывание теории по опорным схеме или орфограмме № 40 в учебнике.
3. Филологическая физминутка:
Сложное прилагательное пишется слитно - руки вверх, через дефис – приседание