kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предпологает формирование и первичное закрепление знаний. Целью урока: сормированить умение правильно писать сложние прилагательные. Урок сответствует требованиям ФГОС. Учебник под редакцией Баранова М.Т., Разработка вкючает  в себя карточки-задания для индивидуальной работы, дидактический материал (таблицы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Тема: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных


Цель: сформировать умение правильно писать сложные прилагательные

Задачи урока:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитание любви к родному краю.

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления знаний

Оборудование:  учебник под редакцией Баранова М.Т. , карточки-задания для индивидуальной работы, дидактический материал (таблицы).


Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Есть отсутствующие в классе?


- Ну проверьте-ка, ребята, всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, только лишь оценку пять.


II. Актуализация знаний.

1. Беседа

- Какую большую тему вы сейчас изучаете?

- Что вы знаете об этой части речи? Вот сейчас мы и проверим (Филологический волейбол). Вы должны поймав мяч сказать, правильное ли утверждение или нет и дать правильный ответ?


Имя прилагательное

Обозначает-(признак предмета), действие?

Изменяется по-(родам, числам, падежам)-это постоянный признак?

Каким членом предложения может быть(сказуемым, определением, обстоятельством?)

Какие разряды прилагательных вам известны?(качественные, относительные, притяжательные).

Прилагательное характеризует глагол?


Какие орфограммы вы изучили-(не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных)


III. Подготовка к восприятию нового материала.

1.Объявление темы и целей урока.

- Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, и тему нашего урока: «Слитное и раздельное написание сложных прилагательных».

- Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:

    а) О чём пойдёт речь на уроке? (Речь идет о сложных прилагательных)

    б) Что значит сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней)

    в) Как они могут писаться? (Слитно или через дефис)

       - Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? ( Надо выяснить условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных).


2.Словообразовательная работа.(или запись в тетрадь по диктовку)

       - Ребята, посмотрите на доску. Здесь даны словосочетания и сочетания. Образуйте имена прилагательные от них.

1. Железная дорога – (железнодорожный)

Пять лет – (пятилетний)

Синие глаза – (синеглазый)


  1. Немецкий и русский – (немецко – русский)

Фабричный и заводской – (фабрично – заводской)

Северо – запад – (северо – западный).


- Каким способом образованы данные прилагательные? (Сложением основ).

- Как пишутся прилагательные первой группы? (Слитно)

- Как пишутся прилагательные второй группы? (Через дефис).


IV. Объяснение нового материала.

- А теперь давайте выясним, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис. Работа с теоретическим материалам в учебнике стр.35 (чтение правила о слитном и раздельном написании сложных прилагательных)

Оформление в тетради таблицы: Приложение №1

Через дефис (продолжение словообразовательной работы)

  1. Желтый и красный = желто- красный

  2. Горький и соленый = горько – соленый

  3. Северный и восточный = северо – восточный

Слитно

  1. Русые волосы = русоволосый

  2. Карие глаза = кареглазый

  3. Семь лет = семилетний


  1. Через дефис пишутся прилагательные, которые:

а) обозначают оттенки цветов или сочетание цветов (сине – зеленый, темно – красный);

б) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис

(северо – восток, Алма – Ата);

в)образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить И (русско – английский, горько – соленое, шахматно – шашечный).


  1. Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания, в котором одно слово подчинено другому. Например: кареглазый (карие глаза), дальневосточный, правобережный.

Искл.: глухонемой

IV. Закрепление.

1. Чтение теории в учебнике (чтение про себя, рассказывание материала друг другу в паре).

2. Рассказывание теории по опорным схеме или орфограмме № 40 в учебнике.

3. Филологическая физминутка:

Сложное прилагательное пишется слитно - руки вверх, через дефис – приседание

Ярко-красный, правобережный, северо-западный, кисло-сладкий, глухонемой, длинноногий, белый- белый, близорукий, курносый


4. Формирование умений и навыков.


1. Словарный диктант. Приложение (сборник диктантов стр.16)


2.Работа с учебником. Упражнение 382 стр. 37

Сильным ученикам карточка-задание


3. Игра «Кто больше?»

Участникам игры предлагается за определенное время записать наибольшее количество сложных слов, обозначающих:

Портретные черты человека : голубоглазый, широкоплечий, краснощекий);

Черты характера, поступков (трудолюбивый, любознательный, жизнерадостный; Самолюбивый, высокомерный).

Проверка.


4. Работа в группах (если хватит времени)


V. Итоги урока.

1. Индивидуальный устный опрос.

- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Какой была наша цель?

- Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.


- Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?

- Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?

- Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?

- Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?

- как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?


-Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее

V. Домашнее задание §.66 (выучить правило), упр. 383 (по заданию)


-Рефлексия

- Кто-то сегодня работал очень хорошо и у него все получилось, кто – то был сегодня не в настроении и работал не в полную меру.


- Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!




Приложение №1




Задание по группа.


1
группа:
 Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.



2 группа: из словосочетаний составьте сложное прилагательное.

Язык Древней Руси-

Техника по строительству судов-

Обряды старой Руси-


3 группа: Образовать сложные имена прилагательные.

Бумажный и картонный комбинат-

Взлетная и посадочная полоса-

Русский и татарский словарь-


4 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных существительных.

Северо – восток-

Северо – запад-

Юго –восток-

Юго – запад-


5 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных имен существительных.

Водопровод-

Лесопарк-

Трубопровод -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Автор: Коваль Наталья Владимировна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Тема урока:"Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(64) "tema_uroka_defisnoe_i_slitnoe_napisanie_slozhnykh_prilagatelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "541900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1583326986"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Электронный образовательный ресурс Презентация к уроку по теме:"Дефисное и слитное написание сложных прилагательных."
    ["seo_title"] => string(80) "eliektronnyi_obrazovatiel_nyi_riesurs_priezientatsiia_k_uroku_po_tiemie_diefisno"
    ["file_id"] => string(6) "389422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486556656"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(67) "prezentatsiia_defisnoe_i_slitnoe_napisanie_slozhnykh_prilagatelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "627097"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1678139698"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "240114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444932932"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Тема: "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(66) "tiema-diefisnoie-i-slitnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "289796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454860727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства