Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот и знаки препинания при нем»
Тема: Деепричастный оборот и знаки препинания при нем
Цель урока: дать понятие о деепричастном обороте; познакомить с графическим обозначением деепричастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы деепричастного оборота; воспитывать детей в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Тихо все за парты сели,
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Повторение
Синтаксический разбор предложения (у доски самостоятельно)
Лёд () слегка припорошенный снегом ()сверкал на солнце.
- На прошлом уроке мы познакомились с новой для вас частью речи – деепричастием. Пока Алиса работает у доски, делая полный синтаксический разбор предложения, мы с вами вспомним, что мы знаем об этой интересной части речи.
- Что такое деепричастие?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- От какой части речи образуется?
- Основное и добавочное действие совершает одно лицо или разные?
Конечно, одно и тоже лицо. А добавочное действие, как писал известный русский писатель Алексей Петрович Югов, «иной раз бывает гораздо важнее основного».
Запись предложения у доски и его синтаксический разбор
Не замечая меня лебеди плавали переговаривались.
- Определите части речи (не замечая), найдите зависимое от него слово (не замечая кого? меня)
- А теперь скажите мне, что такое деепричастие с зависимым словом (по аналогии с предыдущим предложением) – это деепричастный оборот.
- А теперь подумайте и скажите, чем на уроке мы сегодня будем заниматься?
Да, мы будем говорить не только о деепричастном обороте, но и о том, как он выделяется на письме.
Записываем тему урока (СЛАЙД №1)
Деепричастный оборот и знаки препинания при нем
- Алиса, скажи, почему ты в своем предложении поставила запятые?
А при ДО, ребята, все легче: не надо искать определяемое слово. Нашли деепричастие с зависимым словом и выделяем его запятыми.
- Где в предложении может стоять деепричастный оборот?
- Выделяется не только деепричастный оборот, но и одиночное деепричастие.
Например, Лебеди, переговариваясь, плавали возле меня.
Закрепление полученных знаний
1 Списать текст, образовать от глаголов в скобках деепричастия, расставить знаки препинания.
Слайд №2
По ясному небу неслись (не закрыть) солнца низкие дымчатые тучи. -закрывая
(Оставить) деревню Никольскую я поплыл вниз по реке.
(Думать) о звёздах мы думаем и о земном. – думая
МОЛОДЦЫ. Вы работали, а я вас оценивала, теперь я буду работать с предложением, а вы мне поставите оценку. Я написала предложение
- Все ли я правильно сделала? Почему? Кто делает основное действие и добавочное? А у меня? Что мне поставим? (2) Почему?
Слайд №4 предложения на слайде, по 1 чел. у доски работают с предложением
3.2 Задание: Творческий диктант. Заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.
1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.
2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
МОЛОДЦЫ. НУ А ТЕПЕРЬ: ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС проводим физкультминутку для глаз (повели глазами налево, направо, по спирали, по ломаной линии. Повторяем 2-3 раза)
Слайд №5
3.3 Цифровой диктант (Запишите только те номера предложений, в которых есть одиночное деепричастие или деепричастный оборот).