Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: Сложные предложения
Цели урока:
Образовательные:
–познакомить учащихся с понятием сложные предложения;
–научиться распознавать простые и сложные предложения, строить СП, определять его границы;
–познакомить с делением СП по средствам связи на союзное и бессоюзное;
–обратить внимание учащихся на интонационное единство СП, помогающее определить его границы;
–учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия )
Р азвивающие:
–развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
–развить навык чёткого и красивого письма;
–закрепить навык определения простых и сложных предложений;
–развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление.
Воспитательные
–расширять коммуникативные с
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Этапы работы: 1.Организационный момент.2.Актуализация знаний.3.Формулирование темы и цели урока.4.Изучение нового материала.5.Закрепление изученного материала.6.Проверочная работа.7.Подведение итогов. Рефлексия.8. Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждёт интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок! Перед началом урока давайте посмотрим видеофильм. Что можно рассказать об увиденном?
Игра «Комплименты» Все встанем в круг и подарим друг-другу комплименты: Ты сегодня очень красивая . Спасибо, мне очень приятно. Дальше другому…
Деление на группы: выбирают разноцветные сердечки -получается 3 разного цвета, значит 3 группы.1группа:с красными сердечками, 2-жёлтыми, 3-зелёнными.
2.Актуализация знаний.
Запишите предложения и произведите синтаксический разбор, составьте схему.
Я учусь в седьмом классе.
Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:
-По наличию второстепенных членов предложения? (распространенные, нераспространённые)
-Что такое грамматическая основа предложения? ( Грамматическая основа –это подлежащее и сказуемое)
На доске записаны предложения:
Наступил сентябрь, начались занятия. Наступил сентябрь, и начались занятия.
Запишите в тетрадь, подчеркните грамматическую основу, составьте схему.
Теперь сравните эти 2 предложения с предыдущей: есть между ними разница?
Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие сложными?
Формулирование темы и цели урока
(предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а с несколькими – сложными)
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
( Тема сегодняшнего урока - Сложные предложения)
На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске:
1)Познакомиться с…..
2)учиться различать….
3) учиться ставить…
Цель: познакомиться со сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Изучение нового материала
Учитель. И так, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ сложными. А теперь ещё раз прочитайте сложные предложения. Скажите , сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения)
Работа с учебником: чтение правила. ЧТО МЫ УЗНАЛИ?
Слайд №1со схемами. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Скажите как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного? (по смыслу и интонационно) Посмотрите на второе предложение: (с помощью запятой).
Слайд №2Союзные и бессоюзные
Учитель Обобщите наши рассуждения по плану:
1.Какие предложения называются простыми, а какие – сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения , входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложении я, входящие в состав сложного?
Закрепление нового материала.
Какие это предложения? Составьте их схемы.
1.Пришла осень. 2,Пришла осень, и лес надел золотой наряд.3.Пришла осень и позолотила листья на деревьях.(Устно измените , чтобы получилось БСП и СПП )
флипчарт: Используя эти предложения нарисовать рисунок на тему «ОСЕНЬ» и защитите .
Игра: « Определите предложение по структуре »
(Учащиеся показывают руками. Если простое предложение-1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор.)
–Пришла долгожданная осень.
–Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.
–Ребята испугались и побежали домой.
–Собака лаяла и никого не пускала домой.
–Учитель вошёл , и в классе наступила тишина .
Учитель Ребята, Сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему мы научились.
Каждая группа расскажет, что они усвоили? Работа в парах, индивидуально, группой
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель.
–Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведём итог!