Цель урока формировать понятие об однокоренных словах на основе родственных связей слов, ознакомить с понятием "корень". Развивать умение выделять корень в группе родственных слов, выделять и объяснять (с помощью учителя) общее в значении однокоренных слов; различать однокоренные слова и синонимы.Урок строится на принципах деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах и парах,самостоятельную работу с использованием различных форм проверки, учащиеся выполняют само- и взаимопроверку. Предусматривается достижение не только предметных результатов, но и личностных(рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми,целостное восприятие окружаещего мира).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что такое корень слова? »
Урок русского языка в 3 классе
Учитель: Никифорова Людмила Николаевна
Тема.Что такое корень слова?
Цель: формировать понятия об однокоренных словах на основе родственных связей слов, ознакомить с понятием «корень», развивать умение выделять корень в словах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; выделять и объяснять общее в значении однокоренных слов.
Оборудование: Презентация «Найди слово» и « Корень слова»; раздаточный материал для игры «Исправь предложение»; раздаточный материал для игры «Третий лишний».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Запись на доске.
Дал слово - держи!
- Можно дать товарищу яблоко или конфету, можно держать маму за руку. А что значит дать слово и держать его?
(ответы детей)
Дети дают слово старательно работать на уроке, внимательно слушать учителя, красиво писать.
III. Актуализация опорных знаний
Всем известно, что учёба- это труд. И часто труд нелёгкий. Готовы ли вы преодолевать трудности?
Трудность первая
Запишем несколько слов. Вы скажете: «Какая это трудность? Слова писать мы умеем.» А трудность вот в чём: Я не буду вам называть слова. Вы сами их найдёте внутри других слов. Новое слово вы должны составить из кусочков других слов.
Вот первая фраза. В ней спрятано название животного.
1. Была гроза, я целый час (Слайд 1, 2)
Не отрывал от страха глаз.(Заяц)
2. Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь наживы.(Щука) (Слайд 3,4)
3. Среди кустов царит покой.
Здесь хорошо бродить одной. (Овца) (Слайд5,6)
4. Промчались летние деньки,
Увянут скоро васильки. (Корова) (Слайд 7,8)
5. Бык- неприятная особа,
Капризен, зол… Смотрите в оба. (Собака) (Слайд 9,10)
Дети записывают слова: заяц, щука, овца, корова, собака.
Трудность вторая
«Найти общий язык»
Работа в парах. Каждая пара получает задание. На полосках бумаги записаны предложения правильные по форме, но бессмысленные по содержанию. Нужно вернуть предложениям их смысл и правильные предложения записать в тетрадь. (Взаимопроверка)
Например: Дорога ехала по машине. Новой кукле подарили Олю. На зелёном луке вырос огород. В воде кипела кастрюля. Крыша забралась на серого кота. Мальчик поцарапал кошку. Митю ела манная каша. Дорога ехала по машине.
- Какую часть слова вам пришлось изменить при восстановлении предложений?
(ответы детей - окончание)
Трудность третья
« Пойми друга»
Ученикам нужно ответить на вопросы своих одноклассников.
1-й ученик: В моём задании есть многозначные слова. Найдите их и объясните их значение.
Не жалейте пятачка,-
Говорит корова,-
Вы купите молочка,
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке!-
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.
2-й ученик: Замените последнее слово в предложении, чтобы восстановить рифму.
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от работы. (от труда)
Как называются эти слова? (синонимы)
3-й ученик:
Я антоним шума, стука,
Без меня вам просто мука.
Я для отдыха, для сна.
Да и в школе я нужна.
Называюсь… (тишина)
Как называются эти слова?
IV. Восприятие нового материала
1. Слово делится на части.
Ах! Какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Сегодня мы продолжим изучать слово и познакомимся с самой главной частью основы. Наша таблица пополнится новым условным значение.
Давайте прогуляемся по одному необычному саду.
Ученица читает стихотворение Е.Измайлова и раздаёт детям карточки со словами: сад, рассада, посадки, садовод, садовник.
Как называются слова, которые образовались от одного и того же слова и связаны с ним по смыслу? (ответы детей)
Запишите эту семью родственных слов и выделите общую часть. (графическое обозначение корня в словах)
2. Физкультминутка
3. Презентация (слайд 11,12,13). Работа над стихотворением Погорельского. Нахождение и запись родственных слов, выделение корня в этих словах.
V. Первичное закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Правило (стр.74)(Слайд 14)
2.Упр.130(стр.74) Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. Чем похожи эти слова? Как называется общая часть слов?
Объясните лексическое значение этих слов.
Письменное выполнение задания к упражнению.
(Взаимопроверка)
3.Упр.132(стр.75)
Распределение слов по группам, выполнение задания.
( Проверка. Учащиеся читают группы слов и называют корень.)
VI. Рефлексия
А сейчас проверим, не перепутались ли у вас голове родственные слова, как
Это случилось у одной очень умной птицы.
Стихотворение «Хоровод»
(читает группа учеников)
… Я, друзья,
Расскажу, где чья семья:
Ёж, ежонок и ежиха,
Слон, слонёнок и слониха,
Лис, лисёнок и лисица,
Гусь, гусёнок, гусеница.
Учитель:
Молодец, сова! Умна!
Но ошиблась и она.
Догадайтесь-ка, ребятки,
Чья не встретилась семья?
- Кто потерялся? (мама)
- Как можно назвать маму гусёнка?
- Запишите семью родственных слов, обозначьте корень.
- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Итог урока
- Что такое корень?
- Назовите признаки однокоренных слов.
Домашнее задание
Записать однокоренные слова с корнем -мор-(море) и корнем -гор- (гора).
Керченская специализированная школа I – III ступеней №1 с углублённым изучением английского языка им. В.Дубинина