kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое корень слова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока формировать понятие об однокоренных словах на основе родственных связей слов, ознакомить с понятием "корень".  Развивать умение выделять корень в группе родственных слов, выделять и объяснять (с помощью учителя) общее в значении однокоренных слов; различать однокоренные слова и синонимы.Урок строится на принципах деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах и парах,самостоятельную работу с использованием различных форм проверки, учащиеся выполняют само- и взаимопроверку. Предусматривается достижение не только предметных результатов, но и личностных(рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми,целостное восприятие окружаещего мира).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое корень слова? »

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Никифорова Людмила Николаевна



Тема. Что такое корень слова?

Цель: формировать понятия об однокоренных словах на основе родственных связей слов, ознакомить с понятием «корень», развивать умение выделять корень в словах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; выделять и объяснять общее в значении однокоренных слов.

Оборудование: Презентация «Найди слово» и « Корень слова»; раздаточный материал для игры «Исправь предложение»; раздаточный материал для игры «Третий лишний».



Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Запись на доске.

Дал слово - держи!

- Можно дать товарищу яблоко или конфету, можно держать маму за руку. А что значит дать слово и держать его?

(ответы детей)

Дети дают слово старательно работать на уроке, внимательно слушать учителя, красиво писать.

III. Актуализация опорных знаний

Всем известно, что учёба- это труд. И часто труд нелёгкий. Готовы ли вы преодолевать трудности?

Трудность первая

Запишем несколько слов. Вы скажете: «Какая это трудность? Слова писать мы умеем.» А трудность вот в чём: Я не буду вам называть слова. Вы сами их найдёте внутри других слов. Новое слово вы должны составить из кусочков других слов.

Вот первая фраза. В ней спрятано название животного.

1. Была гроза, я целый час (Слайд 1, 2)

Не отрывал от страха глаз.(Заяц)

2. Я захожу во все заливы,

Ищу какой-нибудь наживы.(Щука) (Слайд 3,4)



3. Среди кустов царит покой.

Здесь хорошо бродить одной. (Овца) (Слайд5,6)



4. Промчались летние деньки,

Увянут скоро васильки. (Корова) (Слайд 7,8)



5. Бык- неприятная особа,

Капризен, зол… Смотрите в оба. (Собака) (Слайд 9,10)

Дети записывают слова: заяц, щука, овца, корова, собака.

Трудность вторая

«Найти общий язык»

Работа в парах. Каждая пара получает задание. На полосках бумаги записаны предложения правильные по форме, но бессмысленные по содержанию. Нужно вернуть предложениям их смысл и правильные предложения записать в тетрадь. (Взаимопроверка)

Например: Дорога ехала по машине. Новой кукле подарили Олю. На зелёном луке вырос огород. В воде кипела кастрюля. Крыша забралась на серого кота. Мальчик поцарапал кошку. Митю ела манная каша. Дорога ехала по машине.



- Какую часть слова вам пришлось изменить при восстановлении предложений?

(ответы детей - окончание)

Трудность третья

« Пойми друга»

Ученикам нужно ответить на вопросы своих одноклассников.

1-й ученик: В моём задании есть многозначные слова. Найдите их и объясните их значение.

Не жалейте пятачка,-

Говорит корова,-

Вы купите молочка,

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке!-

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки.

2-й ученик: Замените последнее слово в предложении, чтобы восстановить рифму.

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от работы. (от труда)

Как называются эти слова? (синонимы)

3-й ученик:

Я антоним шума, стука,

Без меня вам просто мука.

Я для отдыха, для сна.

Да и в школе я нужна.

Называюсь… (тишина)

Как называются эти слова?

IV. Восприятие нового материала

1. Слово делится на части.

Ах! Какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Сегодня мы продолжим изучать слово и познакомимся с самой главной частью основы. Наша таблица пополнится новым условным значение.



Давайте прогуляемся по одному необычному саду.

Ученица читает стихотворение Е.Измайлова и раздаёт детям карточки со словами: сад, рассада, посадки, садовод, садовник.

Как называются слова, которые образовались от одного и того же слова и связаны с ним по смыслу? (ответы детей)

Запишите эту семью родственных слов и выделите общую часть. (графическое обозначение корня в словах)

2. Физкультминутка

3. Презентация (слайд 11,12,13). Работа над стихотворением Погорельского. Нахождение и запись родственных слов, выделение корня в этих словах.

V. Первичное закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Правило (стр.74)(Слайд 14)

2.Упр.130(стр.74) Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. Чем похожи эти слова? Как называется общая часть слов?

Объясните лексическое значение этих слов.

Письменное выполнение задания к упражнению.

(Взаимопроверка)

3.Упр.132(стр.75)

Распределение слов по группам, выполнение задания.

( Проверка. Учащиеся читают группы слов и называют корень.)

VI. Рефлексия

А сейчас проверим, не перепутались ли у вас голове родственные слова, как

Это случилось у одной очень умной птицы.

Стихотворение «Хоровод»

(читает группа учеников)

… Я, друзья,

Расскажу, где чья семья:

Ёж, ежонок и ежиха,

Слон, слонёнок и слониха,

Лис, лисёнок и лисица,

Гусь, гусёнок, гусеница.

Учитель:

Молодец, сова! Умна!

Но ошиблась и она.

Догадайтесь-ка, ребятки,

Чья не встретилась семья?

- Кто потерялся? (мама)

- Как можно назвать маму гусёнка?

- Запишите семью родственных слов, обозначьте корень.

- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Итог урока

- Что такое корень?

- Назовите признаки однокоренных слов.

Домашнее задание

Записать однокоренные слова с корнем -мор-(море) и корнем -гор- (гора).





















Керченская специализированная школа I – III ступеней №1 с углублённым изучением английского языка им. В.Дубинина

Республика Крым







Открытый урок

по русскому языку



Тема урока.

Что такое корень слова?





Учителя начальных классов

Никифоровой Людмилы

Николаевны







Керчь -2014








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что такое корень слова?

Автор: Никифорова Людмила Николаевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 152958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока  на тему "Что такое корень слова" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chto-takoie-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "240086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444929144"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация к уроку русского языка "Что такое корень слова?""
    ["seo_title"] => string(60) "prezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_chto_takoe_koren_slova"
    ["file_id"] => string(6) "623257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1673877865"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Тема: "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?""
    ["seo_title"] => string(57) "tema_chto_takoe_koren_slova_chto_takoe_odnokorennye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "525283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572629644"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "127164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства