kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое корень слова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока формировать понятие об однокоренных словах на основе родственных связей слов, ознакомить с понятием "корень".  Развивать умение выделять корень в группе родственных слов, выделять и объяснять (с помощью учителя) общее в значении однокоренных слов; различать однокоренные слова и синонимы.Урок строится на принципах деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах и парах,самостоятельную работу с использованием различных форм проверки, учащиеся выполняют само- и взаимопроверку. Предусматривается достижение не только предметных результатов, но и личностных(рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми,целостное восприятие окружаещего мира).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое корень слова? »

Урок русского языка в 3 классе

Учитель: Никифорова Людмила Николаевна



Тема. Что такое корень слова?

Цель: формировать понятия об однокоренных словах на основе родственных связей слов, ознакомить с понятием «корень», развивать умение выделять корень в словах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; выделять и объяснять общее в значении однокоренных слов.

Оборудование: Презентация «Найди слово» и « Корень слова»; раздаточный материал для игры «Исправь предложение»; раздаточный материал для игры «Третий лишний».



Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Запись на доске.

Дал слово - держи!

- Можно дать товарищу яблоко или конфету, можно держать маму за руку. А что значит дать слово и держать его?

(ответы детей)

Дети дают слово старательно работать на уроке, внимательно слушать учителя, красиво писать.

III. Актуализация опорных знаний

Всем известно, что учёба- это труд. И часто труд нелёгкий. Готовы ли вы преодолевать трудности?

Трудность первая

Запишем несколько слов. Вы скажете: «Какая это трудность? Слова писать мы умеем.» А трудность вот в чём: Я не буду вам называть слова. Вы сами их найдёте внутри других слов. Новое слово вы должны составить из кусочков других слов.

Вот первая фраза. В ней спрятано название животного.

1. Была гроза, я целый час (Слайд 1, 2)

Не отрывал от страха глаз.(Заяц)

2. Я захожу во все заливы,

Ищу какой-нибудь наживы.(Щука) (Слайд 3,4)



3. Среди кустов царит покой.

Здесь хорошо бродить одной. (Овца) (Слайд5,6)



4. Промчались летние деньки,

Увянут скоро васильки. (Корова) (Слайд 7,8)



5. Бык- неприятная особа,

Капризен, зол… Смотрите в оба. (Собака) (Слайд 9,10)

Дети записывают слова: заяц, щука, овца, корова, собака.

Трудность вторая

«Найти общий язык»

Работа в парах. Каждая пара получает задание. На полосках бумаги записаны предложения правильные по форме, но бессмысленные по содержанию. Нужно вернуть предложениям их смысл и правильные предложения записать в тетрадь. (Взаимопроверка)

Например: Дорога ехала по машине. Новой кукле подарили Олю. На зелёном луке вырос огород. В воде кипела кастрюля. Крыша забралась на серого кота. Мальчик поцарапал кошку. Митю ела манная каша. Дорога ехала по машине.



- Какую часть слова вам пришлось изменить при восстановлении предложений?

(ответы детей - окончание)

Трудность третья

« Пойми друга»

Ученикам нужно ответить на вопросы своих одноклассников.

1-й ученик: В моём задании есть многозначные слова. Найдите их и объясните их значение.

Не жалейте пятачка,-

Говорит корова,-

Вы купите молочка,

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке!-

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки.

2-й ученик: Замените последнее слово в предложении, чтобы восстановить рифму.

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от работы. (от труда)

Как называются эти слова? (синонимы)

3-й ученик:

Я антоним шума, стука,

Без меня вам просто мука.

Я для отдыха, для сна.

Да и в школе я нужна.

Называюсь… (тишина)

Как называются эти слова?

IV. Восприятие нового материала

1. Слово делится на части.

Ах! Какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Сегодня мы продолжим изучать слово и познакомимся с самой главной частью основы. Наша таблица пополнится новым условным значение.



Давайте прогуляемся по одному необычному саду.

Ученица читает стихотворение Е.Измайлова и раздаёт детям карточки со словами: сад, рассада, посадки, садовод, садовник.

Как называются слова, которые образовались от одного и того же слова и связаны с ним по смыслу? (ответы детей)

Запишите эту семью родственных слов и выделите общую часть. (графическое обозначение корня в словах)

2. Физкультминутка

3. Презентация (слайд 11,12,13). Работа над стихотворением Погорельского. Нахождение и запись родственных слов, выделение корня в этих словах.

V. Первичное закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Правило (стр.74)(Слайд 14)

2.Упр.130(стр.74) Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. Чем похожи эти слова? Как называется общая часть слов?

Объясните лексическое значение этих слов.

Письменное выполнение задания к упражнению.

(Взаимопроверка)

3.Упр.132(стр.75)

Распределение слов по группам, выполнение задания.

( Проверка. Учащиеся читают группы слов и называют корень.)

VI. Рефлексия

А сейчас проверим, не перепутались ли у вас голове родственные слова, как

Это случилось у одной очень умной птицы.

Стихотворение «Хоровод»

(читает группа учеников)

… Я, друзья,

Расскажу, где чья семья:

Ёж, ежонок и ежиха,

Слон, слонёнок и слониха,

Лис, лисёнок и лисица,

Гусь, гусёнок, гусеница.

Учитель:

Молодец, сова! Умна!

Но ошиблась и она.

Догадайтесь-ка, ребятки,

Чья не встретилась семья?

- Кто потерялся? (мама)

- Как можно назвать маму гусёнка?

- Запишите семью родственных слов, обозначьте корень.

- Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Итог урока

- Что такое корень?

- Назовите признаки однокоренных слов.

Домашнее задание

Записать однокоренные слова с корнем -мор-(море) и корнем -гор- (гора).





















Керченская специализированная школа I – III ступеней №1 с углублённым изучением английского языка им. В.Дубинина

Республика Крым







Открытый урок

по русскому языку



Тема урока.

Что такое корень слова?





Учителя начальных классов

Никифоровой Людмилы

Николаевны







Керчь -2014








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что такое корень слова?

Автор: Никифорова Людмила Николаевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 152958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока  на тему "Что такое корень слова" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chto-takoie-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "240086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444929144"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация к уроку русского языка "Что такое корень слова?""
    ["seo_title"] => string(60) "prezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_chto_takoe_koren_slova"
    ["file_id"] => string(6) "623257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1673877865"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Тема: "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?""
    ["seo_title"] => string(57) "tema_chto_takoe_koren_slova_chto_takoe_odnokorennye_slova"
    ["file_id"] => string(6) "525283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572629644"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства