- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия(УУД) |
1.Организационный момент. | Приветственное слово учителя. -Здравствуйте, ребята. Урок я хочу начать с пожелания. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. А сейчас проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». Сегодня вы должны показать своё мастерство. Надеюсь на плодотворную работу. | Приветствие обучающихся. | Коммуникативные:слушание собеседника и получение положительного эмоционального настроя на урок;подготовка к успешной работе на уроке в коллективе. Личностные: принятие ситуации успеха в начале урока; готовность к учебной деятельности. |
2. Проверка домашнего задания. | – Вызвало ли затруднение выполнение домашнего упражнения? | Учащиеся читают упражнение. | Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения при выполнении домашнего задания, самоконтроль. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами литературного языка. |
3. Мотивация к учебной деятельности. | 1. Выб..рай друга не спеша, ещё медленнее торопись променять его.(Б.Франклин) 2.Те, кто оз..ряет жизнь других, не останутся сами без света.(Дж.М.Барри) 3. Истинная дружба- медленно р..стущее р.стение, которое должно быть испытано в беде и несчастье, прежде чем заслужить такое название.(Дж.Вашингтон) 4. Настоящий друг-это тот, кому я поверил бы во всём, к..сающемся меня, больше, чем самому себе.(М.де Монтель) 5. С кем поведёшься, от того и наб..рёшься.(Пословица)
- Прочитайте выразительно высказывания и поговорку. - Определите основную мысль высказываний и объясните, что хотели сказать нам авторы. - Что существенного вы должны почерпнуть из этих высказываний? | Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. | Познавательные: чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, вхождение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
4.Целеполагание. | -Подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?» -Назовите устно пропущенные буквы, назовите орфограммы. -Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока. -Ответьте на три главных вопроса: Что я изучаю? Зачем я это изучаю? Как я это буду изучать? | Называют орфограммы, отвечают на вопросы. Осуществляют целеполагание на основе предложенных цитат. | Регулятивные: определение темы урока, постановка целей изучения темы, планирование учебной деятельности для реализации заявленных целей. Познавательные: формулирование определений языковых понятий. Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация. |
5.Актуализация опорных знаний | Фронтальный опрос по пройденным темам | Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. | Познавательные: формулирование определений языковых понятий;установление причинно-следственных связей. Регулятивные:контроль за правильностью ответов собеседника,их коррекция. Коммуникативные: установление рабочих отношений, эффективного сотрудничества в паре. |
6.Повторение и обобщение пройденного материала. | Практикум № 1. Работа с предложениями. На небе разг..рается заря. Я предпол..гал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Целая семейка разр..слась у осинки грибов. Серёжа проб..рается к дороге. Ночная птица низко промчалась и к..снулась меня крылом. Деревня распол..жилась далеко от деревни. Пушистые снежинки осторожно к..саются земли. Списать предложения, подчеркнуть орфограммы, найти грамматические основы в предложениях. Практикум №2. Работа по группам. 1-я группа выписывает слова с чередующимся корнем кас-кос; 2-я группа выписывает слова с чередующийся корнем лаг-лож; 3-я группа выписывает слова с чередующимся корнем раст-ращ-рос. Изл..жение, Р..стов, прил..гательное, возр..ст, к..снуться, зар..сли, к..сание, отр..стают, сл..жение, предпол..жение, водор..сли, изл..гать, прик..сновение, к..сается, разр..статься, пол..жение, соприк..саться, к..сательная. Практикум № 3. С чередующимися корнями гар-гор, зар-зор составьте словосочетания и предложения. Работа с учебным материалом, комментирование ответов, отработка навыков правописания слов с чередующимися гласными. Работа с таблицей чередующихся корней в корне слова. | Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием. | Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. |
7. Рефлексия. | -Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? | Ответы на вопросы учителя. Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |
8.Домашнее задание. | Дифференцированное домашнее задание. 1.Составить синквейн на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов». 2. Со словами Ростов, полог, дикорастущий, отрасль составить сложные предложения. | | |