kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чередование е-и в корне слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. 
Цель урока: 
1.познакомить учащихся с правилом правописания Е-И в корнях с чередованием;
2.Развивать умения самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«черед гласные»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока «Буквы е-и в корнях с чередованием» (ФГОС)

Учебник : русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др] - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

Цель деятельности учителя: выяснить условия написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора Е-И в корнях с чередованием; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать перечень корней с чередованием, условия выбора Е-И в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и безударными гласными, проверяемыми ударением; уметь правильно писать слова с чередованием Е-И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: эвристический метод, анализ языковых явлений; индивидуальная групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Наглядно-демонстративный материал: мультимедийная презентация; таблица на стенде

Ход урока:

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность ученика

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

  1. Мотивация у учебной деятельности

Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу;

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли


  1. Актуализация и пробное учебное действие.
























  1. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. Работа с дидактическим материалом.

Слайд 1-Прочитайте пословицы, записанные на слайде. Объясните их смысл. Что помолотишь, то и в закром пол.жишь.

Соб..рай по ягодке – наб..рёшь кузовок.

-Выпишите слова с пропущенными буквами из 1 пословицы. Каким правилом вы воспользовались, чтобы их проверить?

А теперь попробуем вставить пропущенные буквы в следующей пословице. Получается ли их проверить?

Слайд 2

Разбирать - разберу

Отпирать - отпереть

Задирать - задеру

Вытирать – вытереть

Замирать – замереть

Блистать - блестеть

Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили?( в левом столбике –и, в правом –е) Как вы думаете, почему?

Отвечают на вопросы, строят обоснованные высказывания.










Выписывают слова, вспоминают правило о правописании корней с чередованием –лаг-лож-





Обдумывают задания, высказывают предположения, понимают, что недостаточно знаний для полных ответов.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательную деятельность, для осуществления учебных задач анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи;

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы, письменная работа

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, работа с учебными пособиями.

Учитель формирует цель учебной деятельности вместе с учениками.

- Что нам предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях пишется буква И, а при каких Е?)

Обратимся к учебнику стр.112. постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И в корнях.

Запись темы урока слайд 3

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, выдвигают гипотезы, работают с учебником

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

Познавательные: выполняют учебно-познавательную деятельность, для осуществления учебных задач анализируют, сравнивают;

Личностные: способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Задают вопросы для уточнения информации

  1. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Составление алгоритма.

-Сверим наши выводы с правилом в учебнике.

- Назовите опознавательный признак орфограммы.

- Расскажите о правописании корней с чередованием Е-И. (учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограммы)

- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок написать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.(ребята озвучивают свои предположения, учитель помогает; потом сравнивают свои ответы с текстом на слайде)

Слайд 4 (читаем вместе)

Алгоритм.

1.Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне.

2.Выделить корень.

3.Поставить ударение.

4. Вспомнить корни с чередованием и их значения.

5.Проверить наличие или отсутствие суффикса А после корня. Графически выделить условие орфограммы.

6. Если после корня есть суффикс –А, то пишем И, а если её нет – Е.

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание, составляют алгоритм действий, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения








Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы. Выполнение заданий.



Физкультминутка

Слайд 5




6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
















7.Работа в группах

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике













Взаимопроверка. Обобщение полученных на уроке сведений

Запись под диктовку с графическим объяснением выбора орфограмм.

Блестеть – блистать, вытереть – вытирать, запереть – запирать, расстелить – расстелю, раздирать – раздеру, замереть – замирать.

Объяснительный диктант.

1. Герасим вбежал в каморку и заперся. 2. Дорога забирала в горы. 3. Палящая жара простиралась над степью. (4. Толкнули Жилина в сарай и заперли дверь.

1 группа - игра «Разбери по орфограммам» Расти, ложиться, блистать, цветок, ночной, примирить, касаться, предложение, расстелить, слагать, выращивать, новинка, убирать.

2 группа «Найди и исправь ошибки» Стиреть с доски, вытерать пыль, замиреть от неожиданности, замерать от восторга, расстилить скатерть, расстелать ковер, разжегать костер, сдерать обои, блистеть на солнце, собераться в школу, быстро собирется.

3 группа «Найти 4 лишнее».

А. примерять, отмирать, замереть, вымирать;

Б. мирный, помирились, мир, умирать;

В. умереть, замерять, отмерить, размерять.


Выполняют задания. У доски работают ученики, пользуясь алгоритмом. Коллективно проверяют правильность выполнения работы.



Записывают предложения, находят слово с нужной орфограммой, графически её выделяют.



Ученики анализируют данные слова, определяя к какой орфограмме они относятся, доказывают свою точку зрения


Анализируют слова, исправляют ошибки, доказывают свою точку зрения









Анализируют слова, находят различия, доказывают свою точку зрения

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; для осуществления учебных задач анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи; делают обобщения, выводы

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа








Рефлексия учебной деятельности.

Заключительная беседа по вопросам

- - Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появлялись у вас в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

Слайд 6

Учитель комментирует оценки, выставленные за урок

Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их соответствия.


Личностные: понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правила контроля, исправляют и объясняют ошибки.



Домашнее задание

Слайд 7

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

П. 112

1 гр.- упр. 647;

2 гр. – упр. 648


Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю








Просмотр содержимого презентации
«черед гласные»

Прочитайте пословицы, объясните их смысл

Прочитайте пословицы, объясните их смысл

  • Что помолотишь, то и в закром пол..ожишь.
  • Соб..рай по ягодке – наб..рёшь кузовок.
  • Выпишите слова с пропущенными буквами из 1 пословицы. Каким правилом вы воспользовались, чтобы их проверить?
Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили?

Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили?

  • Разбирать - разберу
  • Отпирать - отпереть
  • Задирать - задеру
  • Вытирать – вытереть
  • Замирать – замереть
  • Блистать - блестеть
Тема: «Корни с чередованием гласных Е/И»

Тема: «Корни с чередованием гласных Е/И»

Алгоритм.

Алгоритм.

  • 1.Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне.
  • 2.Выделить корень.
  • 3.Поставить ударение.
  • 4. Вспомнить корни с чередованием и их значения.
  • 5.Проверить наличие или отсутствие суффикса А после корня. Графически выделить условие орфограммы.
  • 6. Если после корня есть суффикс –А, то пишем И, а если её нет – Е.
О тдых наш – физкультминутка , Занимай свои места: Начинаются наклоны:  вправо, влево,1 и 2. 3-4 – приседаем: 1-2, 1-2. Руки дружно поднимаем, Кулачки теперь сжимаем, Чтобы нам не уставать И опять читать, писать.

О тдых наш – физкультминутка ,

Занимай свои места:

Начинаются наклоны:

вправо, влево,1 и 2.

3-4 – приседаем: 1-2, 1-2.

Руки дружно поднимаем,

Кулачки теперь сжимаем,

Чтобы нам не уставать

И опять читать, писать.

Рефлексия

Рефлексия

  • - Что нового узнали на уроке?
  • - Какие трудности появлялись у вас в процессе работы?
  • - Как вы их преодолевали?
  • - Понравилось ли вам на уроке?
  • - Какое настроение у вас сейчас?
Домашнее задание

Домашнее задание

  • П. 112
  • 1 гр.- упр. 647;
  • 2 гр. – упр. 648


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чередование е-и в корне слова.

Автор: Жерноклетова Наталья Владимировна

Дата: 02.08.2015

Номер свидетельства: 224100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация по теме "Чередование гласных в корнях слов" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "245092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446052127"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по русскому языку на тему " Буквы е-и в корнях слов" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "106516"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403025207"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Гласные в корне слова"
    ["seo_title"] => string(23) "glasnyie_v_kornie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "439309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510924135"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Тема: «Чередование гласных звуков в корне слова, которого  не видно на письме» "
    ["seo_title"] => string(84) "tiema-chieriedovaniie-ghlasnykh-zvukov-v-kornie-slova-kotorogho-nie-vidno-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "177436"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424637061"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Буквы Е - И в корнях слов с чередованием" "
    ["seo_title"] => string(45) "bukvy-ie-i-v-korniakh-slov-s-chieriedovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "243177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445649199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства