Мотивация у учебной деятельности | Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу; Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли | |
Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. Работа с дидактическим материалом. | Слайд 1-Прочитайте пословицы, записанные на слайде. Объясните их смысл. Что помолотишь, то и в закром пол.жишь. Соб..рай по ягодке – наб..рёшь кузовок. -Выпишите слова с пропущенными буквами из 1 пословицы. Каким правилом вы воспользовались, чтобы их проверить? А теперь попробуем вставить пропущенные буквы в следующей пословице. Получается ли их проверить? Слайд 2 Разбирать - разберу Отпирать - отпереть Задирать - задеру Вытирать – вытереть Замирать – замереть Блистать - блестеть Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили?( в левом столбике –и, в правом –е) Как вы думаете, почему? | Отвечают на вопросы, строят обоснованные высказывания. Выписывают слова, вспоминают правило о правописании корней с чередованием –лаг-лож- Обдумывают задания, высказывают предположения, понимают, что недостаточно знаний для полных ответов. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательную деятельность, для осуществления учебных задач анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи; Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы, письменная работа |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, работа с учебными пособиями. | Учитель формирует цель учебной деятельности вместе с учениками. - Что нам предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях пишется буква И, а при каких Е?) Обратимся к учебнику стр.112. постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И в корнях. Запись темы урока слайд 3 | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, выдвигают гипотезы, работают с учебником | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Познавательные: выполняют учебно-познавательную деятельность, для осуществления учебных задач анализируют, сравнивают; Личностные: способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. | Задают вопросы для уточнения информации |
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Составление алгоритма. | -Сверим наши выводы с правилом в учебнике. - Назовите опознавательный признак орфограммы. - Расскажите о правописании корней с чередованием Е-И. (учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по освоению орфограммы) - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок написать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.(ребята озвучивают свои предположения, учитель помогает; потом сравнивают свои ответы с текстом на слайде) Слайд 4 (читаем вместе) Алгоритм. 1.Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. 2.Выделить корень. 3.Поставить ударение. 4. Вспомнить корни с чередованием и их значения. 5.Проверить наличие или отсутствие суффикса А после корня. Графически выделить условие орфограммы. 6. Если после корня есть суффикс –А, то пишем И, а если её нет – Е. | Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание, составляют алгоритм действий, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Выполнение заданий. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 7.Работа в группах | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике Взаимопроверка. Обобщение полученных на уроке сведений | Запись под диктовку с графическим объяснением выбора орфограмм. Блестеть – блистать, вытереть – вытирать, запереть – запирать, расстелить – расстелю, раздирать – раздеру, замереть – замирать. Объяснительный диктант. 1. Герасим вбежал в каморку и заперся. 2. Дорога забирала в горы. 3. Палящая жара простиралась над степью. (4. Толкнули Жилина в сарай и заперли дверь. 1 группа - игра «Разбери по орфограммам» Расти, ложиться, блистать, цветок, ночной, примирить, касаться, предложение, расстелить, слагать, выращивать, новинка, убирать. 2 группа «Найди и исправь ошибки» Стиреть с доски, вытерать пыль, замиреть от неожиданности, замерать от восторга, расстилить скатерть, расстелать ковер, разжегать костер, сдерать обои, блистеть на солнце, собераться в школу, быстро собирется. 3 группа «Найти 4 лишнее». А. примерять, отмирать, замереть, вымирать; Б. мирный, помирились, мир, умирать; В. умереть, замерять, отмерить, размерять. | Выполняют задания. У доски работают ученики, пользуясь алгоритмом. Коллективно проверяют правильность выполнения работы. Записывают предложения, находят слово с нужной орфограммой, графически её выделяют. Ученики анализируют данные слова, определяя к какой орфограмме они относятся, доказывают свою точку зрения Анализируют слова, исправляют ошибки, доказывают свою точку зрения Анализируют слова, находят различия, доказывают свою точку зрения | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; для осуществления учебных задач анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи; делают обобщения, выводы | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
Рефлексия учебной деятельности. | Заключительная беседа по вопросам | - - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появлялись у вас в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? Слайд 6 Учитель комментирует оценки, выставленные за урок | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | | Личностные: понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правила контроля, исправляют и объясняют ошибки. | |