kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока посвящен правописанию не и ни с разными частями речи, изученных в 5–9 классах, порядку действий при решении орфографических задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»»

Урок русского языка в 10 классе

(по УМК Н.Г.Гольцовой,И.В.Шамшина)

Учитель русского языка Комарова Л.А.

Тема: «Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»

Цель: совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Задачи:

– закрепить знания учащихся о разрядах частиц;

– показать роль частиц для создания образа, настроения в художественном тексте;

– закрепить навыки слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ;

– воспитание любви к близким и родным, чувства ответственности перед обществом, перед государством.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Методы: словесные, практические, частично – поисковые, наглядные.

Вид урока: урок – практикум.



Ход урока

  1. Организация класса

II Актуализация знаний

1)Повторение правила «Правописание не и ни с разными частями речи».

2)Игра «Собери пазл» (работа с карточками).

Заранее на парты раскладываются конверты с разрезанными пословицами. Школьники должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую парту – по одному пазлу в конверте.

Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком – торопись делом. Знайка дорожкой бежит,  а  незнайка  на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Спишь, спишь, а отдохнуть некогда. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки. На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож, а дела ни на грош. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Ради красного словца не пощадит ни матери, ни отца.

– В каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков? Сделайте вывод: в каких случаях используется частица не, а в каких – ни?



III. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока

  1. Раздаются карточки слабым учащимся

  2. Ответы на вопросы:

- Назовите служебные части речи (союзы, предлоги, частицы)

- На какие группы делятся предлоги по происхождению (непроизводные и производные) §59, стр. 304

- Какие выражают значения предлоги в сочетании с падежной формой?

-пространственные: в, с, за, на, по, под, над, возле, вокруг, мимо, около…

-временные: с, до, к, на, после, прежде, во время…

-объектные: о, про, по, насчет…

-целевые: к, с, за, для…

-причинные: из-за, по, из, вследствие, благодаря…

-сравнительные: с, наподобие…

-лишения, удаления: кроме, за исключением , в отличие от ..

Правописание предлогов § 60, стр. 307



- Что такое союзы? (служебные слова, выражающие синтаксические отношения между отдельными членами предложения, между частями сложного предложения и между отдельными предложениями) (§62, стр.312)

- На какие группы делятся союзы по характеру выражаемых отношений (сочинительные и подчинительные)

- Какая роль у сочинительных союзов? (они связывают однородные предложения и части сложно-сочинительного предложения)

- Назовите разряды подчинительных союзов:

  1. временные: пока, едва, когда, покуда…

  2. условные: если, ежели, раз…

  3. изъяснительные: что, чтобы

  4. следствия: так что

  5. уступительные: хотя, несмотря на то, что, пусть…

  6. причинные: потому что, так как, ибо, благодаря тому что

  7. целевые: чтобы, для того чтобы, дабы

  8. сравнительные: как, будто, словно, точно





IY. Введение новыого материала.

  1. Запись темы;

  2. А что такое частицы? §63, стр.319. (служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, модальные (от слова «модальность» - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания), эмоционально-экспрессивные оттенки значения словам, словосочетаниям и предложениям, а также употребляются для образования новых слов или иных форм самостоятельных слов)

  3. Работа (с.294)

Р азряды частиц по значению



I.Частицы, выражающие смысловые оттенки значений

  1. у казательные: вот, вон, оно, это

  2. у точняющие: ровно, точно, именно, как раз

  3. выделительно-ограничительные: только, лишь, единственно, исключительно

  4. усилительные: даже, же, уж, ведь, просто

II. Частицы, выражающие модальные значения:

  1. утвердительные: точно, да, как же

  2. отрицательные: не, ни, вовсе не

  3. вопросительные: разве, неужели, ли

  4. сравнительные: как, будто, как будто

  5. указывающие на чужую речь: мол, якобы, дескать

III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные значения, усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: ишь, что за, куда там, то-то

  1. выполнение упражнения 317 на стр. 295

Задание: найти словообразующие и формообразующие частицы.

- Какие формы образуют формообразующие частицы?

№1. формообразующая частица «бы» образует условные наклонение глагола.

№2. «что-то» - словообразующая частица – «то» служит для образования неопределенного местоимения.

№3. «кое-кто» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№4. «кое-где» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№5. «пускай» - формообразующая частица служит для образования формы повелительного наклонения.

  1. Работа (по учебнику на стр. 295, показанной на интерактивной доске «Правописание НЕ и НИ»)

- Когда же пишется частица «НЕ» слитно? Приведите примеры.

1) если слово без «не» не употребляется: недоросль, негодовать, ненавидеть, невдомёк, неряха, нелепо, невыносимый, невзлюбить;

2) если можно пообобрать синоним без «не» («не» - приставка): недруг – враг, несерьезный – легкомысленный, немедленно – тотчас, невесел – грустен;

3) с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов:

некто, нечто, некоторый, некому, некогда;

4) с полными причастиями без пояснительных слов: нерешенная задача, некрашеные полы;

5) с глаголами, имеющими приставку недо: - недоедать, недовыполнить (значение «ниже» нормы);

6) с наречиями негде, некуда, нехотя.

- А когда частица «не» пишется раздельно?

1) с существительными, прилагательными и наречиями на –о, если противопоставление, или подразумевается;

2) с глаголами, краткими причастиями и деепричастиями: не читал, не думая, не подумав, вопрос не изучен;

3) с отрицательными местоимениями с предлогом, с другими разрядами местоимений: не с кем, не с чем, не от кого, не у кого;

4) с полными причастиями при наличии пояснительных слов: еще не вспаханное поле;

5)с краткими прилагательными и наречиями в роли сказуемого: не рад, не готов, не слышно, не видно;

6) в сочетаниях «далеко не», вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не легкое решение, отнюдь не весело.

6. Закреплению изученного

Самостоятельная работа. Работа в парах

  1. Объясните правописание выделенных орфограмм Недотрога, неряха, невольник, недочёт, недоимка, недоразумение, неистовство, ненависть, нелепость; необходимый, невзрачный, невинный, неизбежный, неустанный, неутомимый; небрежно, нелепо, нельзя, ненароком, невмоготу, необходимо, нестерпимо, неуклюже, неряшливо, нечаянно, непрестанно, непримиримо.

  2. . Объясните правописание выделенных орфограмм

Неправда (ложь)неприятель (враг)недруг (враг)нездоровье (болезнь)невежливость (грубость)невежество (малообразованность, некультурность)непогода (плохая погода, ненастье)недовольство (отсутствие удовлетворенности)невнимательность (рассеянность)несчастье (беда)недоверие (подозрительность)неволя (плен,рабство)независимость (самостоятельность)недостаток (изъян, несовершенство)ненависть (вражда, отвращение)немощь (слабость)неплохой (хороший)невесёлый (грустный)неумный (глупый)недалеко (близко)неплохо (удовлетворительно)немедленно (скоро, тотчас)неприветливо (грубо).

3.. Объясните правописание выделенных орфограмм

Это не правда, а ложь. Здесь нужна не опытность, а знания. Это совсем не успех. Комната не большая, а маленькая. Он еще не старый. Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.

Это далеко не лучший выход. Ничуть не интересная книга. Это отнюдь не полные данные. Далеко не скромно. Мне нисколько не страшно. Ему отнюдь не весело. Учиться никогда не поздно.

4. Объясните правописание выделенных орфограммНе зная, не читая, не проверив, не заметив, не торопясь, не умываясь, не видя, не глядя, не смотря, не взирая, не спеша, не медля.

Ненавидеть, негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, нейдёт, неймётся, несдобровать; ненавидя, негодуя, недоумевая; недосолить, недоплатить, недоедать, недорабатывать, недобрать, недосыпать, недовесить, недосмотреть, недоставать.

5 . Объясните правописание выделенных орфограмм

Не́кого, никого́, не́чему, ничему́, не́кем, нике́м, не́чем, ниче́м.

Не́ к кому, ни к кому́, не́ в чем, ни в чём, не́ о ком, ни о ко́м, не́ от кого, ни от кого́, не́ с кем, ни с ке́м, не́ с чем, ни с че́м.

6.. Объясните правописание выделенных орфограмм

Работа не закончена, письмо не написано, рожь ещё не сжата, дрова не напилены, комната не подметена, печь не затоплена.

Не законченная нами работа, ещё не разобранные книги, не подготовленное хозяйственной частью помещение, не ржавеющая от сырости сталь, долго не смолкающие аплодисменты, не замерзающие зимой реки, не привыкшие к долгой работе руки.

Не разобранные книги, а разбросанные. Слышится гром не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не законченная, а только что начатая работа.

Незаконченная работа, неразобранные книги, нескошенная трава, незамерзающая река, непортящиеся продукты, неискоренимая привычка, несжатая полоса, несобранные вещи, нерастворившийся осадок, неразложившееся удобрение, неразорвавшийся снаряд.

7) Выполнение упражнения 343 на стр. 321 (устно)

- А выполнить упражнение вам поможет «Алгоритм различения частиц НЕ и НИ» (смотрите таблицу на доске)

8) Выполнение упр. 342, стр. 321 ( по вариантам 1-ый вариант нечетные предложения, 2-ой вариант –четные)

IV. Рефлексия.

- Что узнали нового на уроке?

- Какая таблица помогает в правописании частиц НЕ и НИ (Алгоритм различения частиц НЕ и НИ.

V. Итог урока. Комментирование оценок

Д/з Выучить правила (§66, упр. 348). Выполнить задания« Готовимся к ЕГЭ,» стр. 333-335




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 11.05.2022

Номер свидетельства: 606576

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока "Правило написания частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-pravilo-napisaniia-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "169064"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423334671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тема урока: Частица. Употребление частиц в речи. "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-uroka-chastitsa-upotrieblieniie-chastits-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "171334"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423665329"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок в 7 классе  по теме «Модальные частицы»"
    ["seo_title"] => string(56) "otkrytyi-urok-v-7-klassie-po-tiemie-modal-nyie-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "315573"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459923379"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства