Просмотр содержимого документа
««Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»»
Урок русского языка в 10 классе
(по УМК Н.Г.Гольцовой,И.В.Шамшина)
Учитель русского языка Комарова Л.А.
Тема: «Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»
Цель: совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.
Задачи:
– закрепить знания учащихся о разрядах частиц;
– показать роль частиц для создания образа, настроения в художественном тексте;
– закрепить навыки слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ;
– воспитание любви к близким и родным, чувства ответственности перед обществом, перед государством.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Методы: словесные, практические, частично – поисковые, наглядные.
Вид урока: урок – практикум.
Ход урока
Организация класса
II Актуализация знаний
1)Повторение правила «Правописание не и ни с разными частями речи».
2)Игра «Собери пазл» (работа с карточками).
Заранее на парты раскладываются конверты с разрезанными пословицами. Школьники должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую парту – по одному пазлу в конверте.
Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком – торопись делом. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Спишь, спишь, а отдохнуть некогда. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки. На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож, а дела ни на грош. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Ради красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
– В каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков? Сделайте вывод: в каких случаях используется частица не, а в каких – ни?
III. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока
Раздаются карточки слабым учащимся
Ответы на вопросы:
- Назовите служебные части речи (союзы, предлоги, частицы)
- На какие группы делятся предлоги по происхождению (непроизводные и производные) §59, стр. 304
- Какие выражают значения предлоги в сочетании с падежной формой?
-временные: с, до, к, на, после, прежде, во время…
-объектные: о, про, по, насчет…
-целевые: к, с, за, для…
-причинные: из-за, по, из, вследствие, благодаря…
-сравнительные: с, наподобие…
-лишения, удаления: кроме, за исключением , в отличие от ..
Правописание предлогов § 60, стр. 307
- Что такое союзы? (служебные слова, выражающие синтаксические отношения между отдельными членами предложения, между частями сложного предложения и между отдельными предложениями) (§62, стр.312)
- На какие группы делятся союзы по характеру выражаемых отношений (сочинительные и подчинительные)
- Какая роль у сочинительных союзов? (они связывают однородные предложения и части сложно-сочинительного предложения)
- Назовите разряды подчинительных союзов:
временные: пока, едва, когда, покуда…
условные: если, ежели, раз…
изъяснительные: что, чтобы
следствия: так что
уступительные: хотя, несмотря на то, что, пусть…
причинные: потому что, так как, ибо, благодаря тому что
целевые: чтобы, для того чтобы, дабы
сравнительные: как, будто, словно, точно
IY. Введение новыого материала.
Запись темы;
А что такое частицы? §63, стр.319. (служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, модальные (от слова «модальность» - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания), эмоционально-экспрессивные оттенки значения словам, словосочетаниям и предложениям, а также употребляются для образования новых слов или иных форм самостоятельных слов)
Работа (с.294)
Р азряды частиц по значению
I.Частицы, выражающие смысловые оттенки значений
у казательные: вот, вон, оно, это
у точняющие: ровно, точно, именно, как раз
выделительно-ограничительные: только, лишь, единственно, исключительно
усилительные: даже, же, уж, ведь, просто
II. Частицы, выражающие модальные значения:
утвердительные: точно, да, как же
отрицательные: не, ни, вовсе не
вопросительные: разве, неужели, ли
сравнительные: как, будто, как будто
указывающие на чужую речь: мол, якобы, дескать
III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные значения, усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: ишь, что за, куда там, то-то
выполнение упражнения 317 на стр. 295
Задание: найти словообразующие и формообразующие частицы.
- Какие формы образуют формообразующие частицы?
№1. формообразующая частица «бы» образует условные наклонение глагола.
№2. «что-то» - словообразующая частица – «то» служит для образования неопределенного местоимения.
№3. «кое-кто» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.
№4. «кое-где» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.
№5. «пускай» - формообразующая частица служит для образования формы повелительного наклонения.
Работа (по учебнику на стр. 295, показанной на интерактивной доске «Правописание НЕ и НИ»)
- Когда же пишется частица «НЕ» слитно? Приведите примеры.
1) если слово без «не» не употребляется: недоросль, негодовать, ненавидеть, невдомёк, неряха, нелепо, невыносимый, невзлюбить;
2) если можно пообобрать синоним без «не» («не» - приставка): недруг – враг, несерьезный – легкомысленный, немедленно – тотчас, невесел – грустен;
3) с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов:
некто, нечто, некоторый, некому, некогда;
4) с полными причастиями без пояснительных слов: нерешенная задача, некрашеные полы;
1) с существительными, прилагательными и наречиями на –о, если противопоставление, или подразумевается;
2) с глаголами, краткими причастиями и деепричастиями: не читал, не думая, не подумав, вопрос не изучен;
3) с отрицательными местоимениями с предлогом, с другими разрядами местоимений: не с кем, не с чем, не от кого, не у кого;
4) с полными причастиями при наличии пояснительных слов: еще не вспаханное поле;
5)с краткими прилагательными и наречиями в роли сказуемого: не рад, не готов, не слышно, не видно;
6) в сочетаниях «далеко не», вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не легкое решение, отнюдь не весело.
Это неправда, а ложь. Здесь нужна неопытность, а знания. Это совсем неуспех. Комната небольшая, а маленькая. Он еще нестарый. Он совершил нехороший, а дурной поступок. От школы до дома недалеко, а близко.
Это далеко нелучший выход. Ничуть неинтересная книга. Это отнюдь неполные данные. Далеко нескромно. Мне нискольконестрашно. Ему отнюдь невесело. Учиться никогда непоздно.
Не́ккому, никкому́, не́вчем, ни в чём, не́оком, ниоко́м, не́откого, ниоткого́, не́скем, ни с ке́м, не́ с чем, нисче́м.
6.. Объясните правописание выделенных орфограмм
Работа незакончена, письмо ненаписано, рожь ещё несжата, дрова ненапилены, комната неподметена, печь незатоплена.
Незаконченная нами работа, ещёнеразобранные книги, неподготовленное хозяйственной частью помещение, нержавеющая от сырости сталь, долгонесмолкающие аплодисменты, незамерзающие зимой реки, не привыкшие к долгой работе руки.
Неразобранные книги, а разбросанные. Слышится гром нераскатывающийся, а глухо рокочущий. Не законченная, а только что начатая работа.