3. сложное предложение. (Запись сложного предложения в тетрадь з- синтаксический разбор.)
- Займите места в самолете:
1 ряд – назовите слова, где букв = звуков (арбуз)
2 ряд – назовите слова, где букв звуков (мелочь)
3 ряд – назовите слова, где букв (ёлочка)
(разбор по рядам – фонетический разбор)
г) 1).Подбор родственных слов к слову самолёт и выделение корня.
Самолёт, лётчик, лётное, летать.
Вывод: Корень – значимая част слова, без корня не бывает слов.
2).Изменение формы слова, т. е. изменение слова по вопросам (определить окончание)
Самолёт, самолёты, к самолёту, перед самолётом, в самолёте.
Вывод: Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Помогают предлоги.
3).Работа по карточкам.
От инея пожелтели берёзки и покраснели осинки. Вода в речке потемнела. Холодный ветер срывал листья и уносил их. Небо часто покрывалось темными осенними облаками.
(Вставьте пропущенные части слова).
Вывод: Приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов.
Вывод: Суффикс – значимая часть слова, стоящий послекорня, служащий для образования новых слов.
д) Разбор слов по составу.
В стране Морфемике
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово – слово «корень»
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло,
Стало много новых слов.
(Образование новых слов и разбор их по составу) Слайд 5
смотр верх ок по лес ушк ит а шёл молод ий
лимон при н ое дорож н ый морковь
- Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.
(На доске появляется опорная схема – Морфемный разбор слова)