План урока по русскому языку в 3-ем классе (1-4) Бунеев.
Тема: Части слова. Окончание.
Цель: продолжать учить детей находить в словах окончание; четко знать функции окончания в слове и в предложении; познакомить с исторической справкой некоторых слов; учить аккуратно относиться к учебным вещам.
- Оргмомент.
- Чистописание: пор
Ф
- Сообщение темы и цели урока.
- Словарь: портфель
– Дети, отгадайте пропущенное слово в стихотворении.
7 ночей и дней в неделе,
7 вещей у нас в (портфеле):
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно.
И пенал, и карандаш,
И букварь, приятель ваш.
(С.Маршак).
Показать портфель.
Слово портфель пришло к нам из французского языка. С порт начинается много французских слов.
портсигар –(сигаронос)
портмоне –(деньгонос)
портфель - (листонос) – оно произошло от двух слов: порте –(носить)
фель –(лист)
Вот почему портфель так назвали, т.к. в нем носят листы, тетради, книги и что угодно.
Все французские слова имеют ударение на последнюю гласную. Нельзя произносить пОртфль – это грубая ошибка.
-Составьте однокоренные слова с корнем портфель.
чик, ищ.
(портфельчик, портфелище)
Чего не хватает во второй схеме?
(окончания) ищ
-Запишите слова в тетрадь.
-Что вы знает о суффиксе –чик-? (уменьшительно - ласкательный).
-А о суффиксе- ищ-? (увеличивает предметы)
- -Что вы знаете об окончании?
(1-это изменяемая часть слова.
2-служит для связи слов в предложении).
- -Попробуем доказать первую часть правила, что окончание – это изменяемая часть слова. Я предлагаю писать во всех словах одинаковые окончания. А вы согласны?
(На доске запись:) кто? лиса
нет лис.
дать лис.
вижу лис.
доволен лис.
думаю о лис.
-Запишите в тетрадь слова с нужными окончаниями.
Проверка: у доски работает ученик, или цепочкой, отвечают дети, а учитель дописывает слова.
Итак, мы доказали, что окончание изменяемая часть слова.
-А сейчас попробуем доказать правильность второй части правила.
(На доске запись:)
В портфели носят книга, тетрадью, ручка.
-Что заметили? (У существительных неверные окончания).
-Прочитайте правильно. Запишите в тетрадь.
Проверка::
Итак, все слова в предложении взаимосвязаны.
- -Дети, очень хочется заглянуть в этот портфель. Заглядываю и достаю карточки с изображением учебных принадлежностей: карандаш, промокашку, резинку, пенал, тетрадь, букварь. С обратной стороны каждой карточки текст статьи из словаря.
Карандаш.
Это слово образовано от тюркского кара, что означает «черный», и таш – «камень». Сначала это была свинцовая палочка, потом появились черные палочки, и для них стали готовить «одежду» - кожаную, металлическую и. наконец, деревянную.
Промокашка.
Раньше бумажки – промокашки вкладывались в каждую тетрадь для промокания непросохших чернил. Сейчас пишут шариковыми ручками, а не чернильными. Поэтому и промокашек нет.
Резинка.
У резинки есть еще одно название – ластик. Потому что резина делается из каучука. А каучук по латыни называется гумми эластикум. Отсюда ластик, что значит «упругий», «растягивающийся».
Пенал.
Перо по- латыни будет пенна. А где хранятся перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал.
Тетрадь.
Это слово произошло от греческого тетро – «сложенный вчетверо». В первых тетрадях было всего четыре листа.
Букварь.
По- древнерусски первая буква алфавита называлась аз. Вторая -буки, или азбука. Слово букварь означает «собрание букв». Равно как словарь – «собрание слов».
-Дети, оказывается, у всех слов есть свое прошлое – история. Сегодня мы узнали историю некоторых слов.
Работать будем в группах.
-Нужно прочитать текст и записать в тетрадь. А через несколько минут один из группы должен рассказать все, что он узнал о новом слове.
Дети списывают, а затем рассказывают.
- -Выпишите выделенное слово из текста и разберите по составу.
Проверка: один учащийся из группы выходит к доске, записывает слово и разбирает. Получатся запись:
Одежду, перо, бумажки, в тетрадях, слово, резина.
-Что общего у этих слов? (У всех слов есть окончание).
-Как нужно находить окончание? (Нужно изменять слово).
Итог.
Домашнее задание.
Список использованной литературы
1. Мезинов Л. Как хорошо уметь читать!: Стихи. - М.: Дет. Лит., 1988.-143 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:1999.-940 с.
3. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятыйкиным. – Изд. «Феникс»,1994.-239 с.
Использованные Интернет-ресурсы
1. http://crimea.miksike.net/docs/lisa/1klass/1/tstenije/stsret1.htm.
2. https://yandex.ru/images/search?text