kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Части слова. Окончание

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по русскому языку в 3-ем классе (1-4) Бунеев.

Тема: Части слова. Окончание.

Цель: продолжать учить детей находить в словах окончание; четко знать функции окончания в слове и в предложении; познакомить с исторической справкой некоторых слов; учить аккуратно относиться к учебным вещам.

  1. Оргмомент.
  2. Чистописание:                                пор

                                                                                  Ф

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Словарь: портфель

 – Дети, отгадайте пропущенное слово в стихотворении.

7 ночей и дней в неделе,

7 вещей у нас в (портфеле):

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно.

И пенал, и карандаш,

И букварь, приятель ваш.

(С.Маршак).

Показать портфель.

Слово портфель пришло к нам из французского языка. С порт начинается много французских слов.

портсигар –(сигаронос)

портмоне –(деньгонос)

портфель - (листонос) – оно произошло от двух слов: порте –(носить)

                                                                                             фель –(лист)

Вот почему портфель так назвали, т.к. в нем носят листы, тетради, книги и что угодно.

Все французские слова имеют ударение на последнюю гласную. Нельзя произносить пОртфль – это грубая ошибка.

-Составьте однокоренные слова с корнем портфель.

                   чик,                  ищ.

(портфельчик, портфелище)

Чего не хватает во второй схеме?

(окончания)                  ищ

-Запишите слова в тетрадь.

-Что вы знает о суффиксе –чик-? (уменьшительно - ласкательный).

-А о суффиксе- ищ-? (увеличивает предметы)

  1. -Что вы знаете об окончании?

(1-это изменяемая часть слова.

2-служит для связи слов в предложении).

  1. -Попробуем доказать первую часть правила, что окончание – это изменяемая часть слова.  Я предлагаю писать во всех словах одинаковые окончания. А вы согласны?

(На доске запись:)     кто?                                лиса

                                    нет                                  лис.

                                    дать                                лис.

                                    вижу                              лис.

                                    доволен                         лис.

                                    думаю                   о      лис.

-Запишите в тетрадь слова с нужными окончаниями.

Проверка: у доски работает ученик, или цепочкой, отвечают дети, а учитель дописывает слова.

Итак, мы доказали, что окончание изменяемая часть слова.

-А сейчас попробуем доказать правильность второй части правила.

(На доске запись:)

В портфели носят книга, тетрадью, ручка.

-Что заметили? (У существительных неверные окончания).

-Прочитайте правильно. Запишите в тетрадь.

Проверка::

Итак, все слова в предложении взаимосвязаны.

  1. -Дети, очень хочется заглянуть в этот портфель. Заглядываю и достаю карточки с изображением учебных принадлежностей:  карандаш, промокашку, резинку, пенал, тетрадь, букварь. С обратной стороны  каждой карточки текст статьи из словаря.

Карандаш.

Это слово образовано от тюркского кара, что означает «черный», и таш – «камень». Сначала это была свинцовая палочка, потом появились черные палочки, и для них стали готовить «одежду» - кожаную, металлическую и. наконец, деревянную.

Промокашка.

Раньше бумажки – промокашки вкладывались в каждую тетрадь для промокания непросохших чернил. Сейчас пишут шариковыми ручками, а не чернильными. Поэтому и промокашек нет.

Резинка.

У резинки есть еще одно название – ластик. Потому что резина делается из каучука. А каучук по латыни называется гумми эластикум. Отсюда ластик, что значит «упругий», «растягивающийся».

Пенал.

Перо по- латыни будет пенна. А где хранятся перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал.

 Тетрадь.

Это слово произошло от греческого тетро – «сложенный вчетверо». В первых тетрадях было всего четыре листа.

Букварь.

По- древнерусски первая буква алфавита называлась аз. Вторая -буки, или азбука. Слово букварь означает «собрание букв». Равно как словарь – «собрание слов».

-Дети, оказывается, у всех слов есть свое прошлое – история. Сегодня мы узнали историю некоторых слов.

Работать будем в группах.

-Нужно прочитать текст и записать в тетрадь. А через несколько минут один из группы должен рассказать все, что он узнал о новом слове.

Дети списывают, а затем рассказывают.

  1. -Выпишите выделенное слово из текста и разберите по составу.

Проверка: один учащийся из группы выходит к доске, записывает слово и разбирает. Получатся запись:

Одежду, перо, бумажки, в тетрадях, слово, резина.

-Что общего у этих слов? (У всех слов есть окончание).

-Как нужно находить окончание? (Нужно изменять слово).

Итог.

Домашнее задание.

Список использованной литературы
 

1. Мезинов  Л.  Как хорошо уметь читать!: Стихи. - М.: Дет. Лит., 1988.-143 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:1999.-940 с.

3. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с  Запятыйкиным.  – Изд. «Феникс»,1994.-239 с.


Использованные Интернет-ресурсы

1.  http://crimea.miksike.net/docs/lisa/1klass/1/tstenije/stsret1.htm.

2. https://yandex.ru/images/search?text

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Части слова. Окончание »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10» им. Ю.А. Гагарина

города Воткинска Удмуртской Республики











План урока по русскому языку

в 3 классе

«Части слова. Окончание»





подготовила

учитель начальных классов

Рубцова Светлана Зинуровна



















г. Воткинск 2015

План урока по русскому языку в 3-ем классе (1-4) Бунеев.

Тема: Части слова. Окончание.

Цель: продолжать учить детей находить в словах окончание; четко знать функции окончания в слове и в предложении; познакомить с исторической справкой некоторых слов; учить аккуратно относиться к учебным вещам.


  • Оргмомент.

  • Чистописание: пор

Ф


  • Сообщение темы и цели урока.

  • Словарь: портфель

– Дети, отгадайте пропущенное слово в стихотворении.

7 ночей и дней в неделе,

7 вещей у нас в (портфеле):

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно.

И пенал, и карандаш,

И букварь, приятель ваш.

(С.Маршак).

Показать портфель.


Слово портфель пришло к нам из французского языка. С порт начинается много французских слов.

портсигар –(сигаронос)

портмоне –(деньгонос)

портфель - (листонос) – оно произошло от двух слов: порте –(носить)

фель –(лист)

Вот почему портфель так назвали, т.к. в нем носят листы, тетради, книги и что угодно.

Все французские слова имеют ударение на последнюю гласную. Нельзя произносить пОртфль – это грубая ошибка.


-Составьте однокоренные слова с корнем портфель.

чик, ищ.

(портфельчик, портфелище)

Чего не хватает во второй схеме?

(окончания) ищ

-Запишите слова в тетрадь.

-Что вы знает о суффиксе –чик-? (уменьшительно - ласкательный).

-А о суффиксе- ищ-? (увеличивает предметы)

  • -Что вы знаете об окончании?

(1-это изменяемая часть слова.

2-служит для связи слов в предложении).

  • -Попробуем доказать первую часть правила, что окончание – это изменяемая часть слова. Я предлагаю писать во всех словах одинаковые окончания. А вы согласны?

(На доске запись:) кто? лиса

нет лис.

дать лис.

вижу лис.

доволен лис.

думаю о лис.

-Запишите в тетрадь слова с нужными окончаниями.

Проверка: у доски работает ученик, или цепочкой, отвечают дети, а учитель дописывает слова.


Итак, мы доказали, что окончание изменяемая часть слова.


-А сейчас попробуем доказать правильность второй части правила.

(На доске запись:)

В портфели носят книга, тетрадью, ручка.

-Что заметили? (У существительных неверные окончания).

-Прочитайте правильно. Запишите в тетрадь.

Проверка::

Итак, все слова в предложении взаимосвязаны.


  • -Дети, очень хочется заглянуть в этот портфель. Заглядываю и достаю карточки с изображением учебных принадлежностей: карандаш, промокашку, резинку, пенал, тетрадь, букварь. С обратной стороны каждой карточки текст статьи из словаря.

Карандаш.

Это слово образовано от тюркского кара, что означает «черный», и таш – «камень». Сначала это была свинцовая палочка, потом появились черные палочки, и для них стали готовить «одежду» - кожаную, металлическую и. наконец, деревянную.


Промокашка.

Раньше бумажки – промокашки вкладывались в каждую тетрадь для промокания непросохших чернил. Сейчас пишут шариковыми ручками, а не чернильными. Поэтому и промокашек нет.

Резинка.

У резинки есть еще одно название – ластик. Потому что резина делается из каучука. А каучук по латыни называется гумми эластикум. Отсюда ластик, что значит «упругий», «растягивающийся».

Пенал.

Перо по- латыни будет пенна. А где хранятся перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал.

Тетрадь.

Это слово произошло от греческого тетро – «сложенный вчетверо». В первых тетрадях было всего четыре листа.




Букварь.

По- древнерусски первая буква алфавита называлась аз. Вторая -буки, или азбука. Слово букварь означает «собрание букв». Равно как словарь – «собрание слов».


-Дети, оказывается, у всех слов есть свое прошлое – история. Сегодня мы узнали историю некоторых слов.

Работать будем в группах.

-Нужно прочитать текст и записать в тетрадь. А через несколько минут один из группы должен рассказать все, что он узнал о новом слове.


Дети списывают, а затем рассказывают.


  • -Выпишите выделенное слово из текста и разберите по составу.

Проверка: один учащийся из группы выходит к доске, записывает слово и разбирает. Получатся запись:


Одежду, перо, бумажки, в тетрадях, слово, резина.

-Что общего у этих слов? (У всех слов есть окончание).

-Как нужно находить окончание? (Нужно изменять слово).

Итог.

Домашнее задание.
















Список использованной литературы

1. Мезинов Л. Как хорошо уметь читать!: Стихи. - М.: Дет. Лит., 1988.-143 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:1999.-940 с.

3. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятыйкиным. – Изд. «Феникс»,1994.-239 с.



Использованные Интернет-ресурсы

1. http://crimea.miksike.net/docs/lisa/1klass/1/tstenije/stsret1.htm.

2. https://yandex.ru/images/search?text



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Части слова. Окончание

Автор: Рубцова Светлана Зинуровна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА."
    ["seo_title"] => string(33) "chasti-slova-okonchaniie-i-osnova"
    ["file_id"] => string(6) "300447"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456735317"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по русскому языку "Часть слова – окончание""
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_chast_slova_okonchanie"
    ["file_id"] => string(6) "642876"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1703087335"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Тестовые задания по теме «Части слова. Окончание и основа»"
    ["seo_title"] => string(63) "tiestovyie_zadaniia_po_tiemie_chasti_slova_okonchaniie_i_osnova"
    ["file_id"] => string(6) "369022"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1481572618"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Состав слова.Окончание"
    ["seo_title"] => string(26) "sostav-slova-okonchaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "306028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458040027"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект учебного занятия по русскому языку "Суффикс как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uchiebnogho-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108238"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403622145"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства