Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,… - М.: Просвещение, 2009.
Тема урока: Буквы о-а в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.
Тип урока: урок открытие нового знания.
Педагогическая задача – создать условия для усвоения темы.
1) к концу урока учащиеся должны уметь отличать корни с чередованием, 2) обосновывать выбор гласных о – а, 3) выдвижение гипотез и их обоснование.
работать над развитием следующих умений: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи.
Умение переключаться с одного вида деятельности на другой, работать в группе, паре.
Структура и содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.Целеполагание. - Как вы думаете, на какой результат мы будем сегодня работать? | Участвуют в диалоге, самоопределяются | Организует работу учащихся, фиксируя их предложения на доске. |
2. Актуализация (подготовка к новому учебному материалу). На слайде – «Собери предложение» 1) Из предложения возьмите определение: Туристический слет проходил у подножья горы. 2) Из предложения возьмите обстоятельство места и согласуйте его с определением из предыдущего предложения: Лето ребята провели в палаточном лагере. 3) Добавьте сказуемое из предложения: Музей располагался недалеко от станции. 4) Из предложения возьмите определение и согласуйте его со словом «в лесу»: Прозвучала прекрасная мелодия вальса. - Прочитайте составленное вами предложение. (Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.) - Разберите по составу глагол располагался. (Один ученик на доске.) | Выполняют творческое задание. | Организует повторение знаний, закрепление умений. |
3. Постановка учебной задачи. Синтаксическая минутка. На слайде или доске записаны предложения: 1) Ребята собирали грибы и складывали в корзину. 2) Ученик написал изложение. 3) Путешественники обошли заросли растений. - Дайте характеристику этим предложениям. (Задание выполняется по рядам.) - Выделите корни в словах, которые являются дополнениями в этих предложениях. (Грибы, в корзину, изложение, заросли, растений.) - Объясните написание гласных в корнях этих слов. - Заполните таблицу примерами. (Слайд с таблицей.) Виды орфограмм-гласных в корне слова. Проверяемые | Непроверяемые | Чередующиеся | грибы | корзина | изложение | - С правописанием каких слов мы ещё не знакомы? Какие слова вы не выписали и почему? (Заросли, растений) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Сформулируйте цели урока, опираясь на тему урока. (Слайд) | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. | Создает проблемную ситуацию. Осуществляет доводящий диалог (вопросы). |
4. Открытие нового знания. На слайде – таблица. РАСТи РАСТение выРАСТи | выРАЩен выРАЩивать | РОСла заРОСли выРОСла | Исключения: росток Ростов отрасль | Работа в группах (карточки). Задания: 1. Прочитайте слова в первых трёх столбиках. 2. Выделите корень. 3. Перед какими буквами пишется гласная А, перед какими – О? 4. Какие слова являются исключениями? Запишите их в тетрадь и образуйте однокоренные слова. (Росток – росточек, Ростов – ростовчанин, отрасль – отраслевой.) | Обсуждение, выводы, работа с таблицей. | Управляет процессом работы, задания. |
5. Моделирование. - Сформулируйте правило о правописании корней раст-ращ-рос. Оформите его в виде схемы. (Выступление представителей групп.) - Прочитайте новое правило в учебнике, сравните с вашим – параграф 85, стр. 178. | Обсуждение, выводы. | Управляет процессом, диалог |
6. Первичное закрепление. Учащиеся выполняют упр. 437 – на доске и в тетрадях. | Применяют правило на практике | Учебник, задание |
7. Самостоятельная работа. - Выполните задания на карточке, обозначьте изучаемую орфограмму. Карточка 1. Р..сти 2. р..стительность 3. отр..сла 4. зар..сла 5. р..стения 6. р..сточек 7. взр..стить 8. зар..сли 9. выр..щенный 10. отр..сль | Проверка осуществляется в паре по образцу на слайде. 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3» Учащиеся оценивают друг друга. | Выполняют задание, оценивают друг друга | Предъявляет образец работы для самопроверки и критерии оценки к нему. |
8. Включение нового знания в систему знаний Задание: записать слова, корни обозначить. Прор…стать, обл…гать, прил…гательное, нар…стание, распол…жение, вр…стать, пол…гать, предл…жение, безотл…гательный, Р…стислав, прол…жить, нар…щение, возл…жить. Составьте два предложения с предложенными словами. Проверка (слайд) Прорастать, облагать, прилагательное, нарастание, расположение, врастать, полагать, предложение, безотлагательный, Ростислав, проложить, наращение, возложить. 0 ошибок – «5» 1-3 ошибки – «4» 4-6 ошибок – «3» (Самооценка) | Самооценка своей деятельности. | Предъявляет образец работы для самопроверки и критерии оценки к нему. |
9. Рефлексия. Дом. работа – дифференцированные задания: (Слайд) 1-й уровень – упр. 441 (списать, обозначить корни) 2-й – упр.439 (составить предложение с каждым словом) 3-й – письменно ответить на вопрос: «Может ли возраст или рост быть помехой для добрых дел?» (Тип речи? Тезис-доказательство (привести примеры) –вывод.) - Какую цель ставили? (Слайд) - Удалось ли достичь? - Каким способом? - Какие результаты получили? - Что вызвало особые затруднения? - Где можно применить новые знания? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся |