kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буква о-а в корне -раст-/-ращ-/-рос-".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с выбором гласной о-а в корне -раст-/ращ-/рос-, формируется навык осознания этих корней и закрепляется правописание корней -лаг-/-лож-.В течение урока ведется работа по обогащению словарного запаса и развитию навыков поиска новой информации. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся и урок способствует воспитанию любви к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буква о-а в корне -раст-/-ращ-/-рос-". »

Тема урока:

«Буква о-а в корне -раст-/-ращ-/-рос-.»



Учитель: Шевченко Евгения Васильевна, учитель русского языка и литературы

MБОУ СОШ № 1 г. Суража Брянской области





































Цели:

-образовательная: познакомить учащихся с написанием слов с корнями

–раст-/-ращ-/-рос-; сформировать навык осознания этих корней; закрепить правописание корней –лаг-/-лож-;

-развивающая: обогатить словарный состав, развить навыки поиска информации; способствовать развитию речи, логического мышления, воображения и внимания учащихся;

-воспитательная: воспитать интерес к предмету, формировать нравственные качества личности, убеждения, взгляды.

Оборудование: карточки, раздаточный материал, фотографии с изображением природы, проектор, экран.

Планируемый результат: учащиеся научатся правильно вычленять корень –раст-/-ращ-/-рос-; применять правило написания вариантов корня, строить рассуждение; отличать корни с гласными проверяемыми ударениями, от корней с чередующимися гласными.



Ход урока:

  1. Словарно-орфографическая работа.

Конференция ( от лат. кон «вместе», феро « говорить, обсуждать») - собрание, совещание организационных групп.

Проговорить,записать в тетради.

Устно: Элемент кон-, кол-, ком-, ко- имеет значение « вместе»

«со» - входит в состав многих других слов, связанных по своему происхождению с латинским языком.

Приведите примеры.

(Конверт, концерт, консервы, коллектив, коллекция, коммуна, компот, команда, командир)

  1. Проверка домашнего задания.

1.– Кто из вас выполнил упр. 434?

- Нашли ли вы в орфографическом словаре на букву Л( эль) слова с корнем –лаг-?

- Какой вывод следует сделать о словах с этим корнем?

(-Лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слова «ложите», «ложу», надо говорить «кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку, или положи книгу на стол»).

2. Индивидуальная работа по карточке.

Синтаксический разбор предложения:

Мы предпол…гали 2, что конференция по новой книге пройдет интересно. 4

3.На экран выведены слова:

Росли, ложный, предлагать, держать, располагаться, растение, отложить, выращенный, слагать.

- Найти среди слов те, в корне которых есть чередующиеся гласные, записать их в тетрадь. Обосновать свое мнение.

4. Изменить глаголы предложить,проложить, возложить так, чтобы они отвечали на вопрос что делать?

- Какие из данных и образованных вами глаголов могут сочетаться с существительными цветы, помощь, путь? Составьте с ними словосочетания.

( Возлагать цветы, пролагать путь, предлагать помощь).

  1. Работа по теме урока.

-Отчего же зависит выбор гласных а // о в корне -лаг-/-лож-.

-Запишите тему урока.

- Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?

- Выпишите из предыдущих упражнений слова с корнями –раст-/-ращ-/-рос-

(росли, растение, выращенный)

- Можете ли вы ответить на вопрос, отчего зависит выбор букв о-а в корне –раст-/-ращ-/-рос-?

(Затрудняетесь)

-Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на стр.169

- Обратите внимание на выделенные буквы. Вы узнаете, когда в корне –раст-/-ращ-/-рос- пишется безударная а, а когда о.

- Сделайте вывод, когда пишется в корне –раст-/-ращ-/-рос- безударная а, когда - о.

-Подберите свои примеры с изученной орфограммой.

- Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы № 13 и слова-исключения.

На экран выведены слова- исключения:

Ростов

росток

ростовщик

(дающий деньги в долг под большие проценты)

отрасль

- Как вы считаете, можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными в корне?

IV. Тренировочные упражнения.

Упр.437 (один ученик у доски)

  1. Росла (не перед ст, щ), подрастала, выросла, растение, выращенный, росточек (искл.)

  2. Задание по выбору.

- На какое правило данные слова?

Запишите сначала те из них, которые подчиняются этому правилу, а затем – слова-исключения. Обозначьте орфограммы.

Вырастить, выросли, подрастал, росток, растение, сращение, расти, отрасль, разрастаться, росточек.

  1. Запишите слова в две колонки: с гласной а в корне; с гласной о.

Р…стение, р…сли, выр…стали, взр…сление, р…стительный, сл…жение, выр…с, отр…сти,ср…щение, разр…слись, предпол…гать.

  1. Составьте словосочетания: глагол ( поливать, показать, замедлить, подплыть) + существительное (р…стение, р…сточек, рост, водор…сли)

V. Самостоятельная работа ( по выбору)

1. Работа с текстом.

- Прочитать текст и определить, сколько слов с корнями –раст-/-ращ-/-рос- в нем используется.

Зачем возрастаю?

Снегурочка спросила меня,

Я знаю, что скоро растаю,

Лишь только увижу веселую стаю,

Растаю, по камням звеня…

Ф. Сологуб

- Выписать из текста все глаголы и сделать их морфемный разбор.

2. Знаешь ли ты ?

Грибница в почве разр…стается по кругу. По краям выр…стают плодовые тела – грибы. Другим р…стениям воды и питательных веществ уже не хватает, поэтому в середине грибного круга трава не р…стет. За год грибница выр…стает на десять сантиметров. Круг восемьдесят метров имеет возр…ст пятьсот лет.

Задание:

- Разберите первое предложение по членам предложения.

-Разберите по составу однокоренные слова.

3. Опишите фотографию, используя слова с корнями –лаг-/-лож-; –раст-/-ращ-/-рос-.

VI. Подведение итогов урока.

- Как вы считаете , все ли задачи выполнили на уроке?

- Был ли урок для вас познавательным?

-Насколько это важно и нужно нам( или нет).

Домашнее задание:

Упр. 438 или упр.440 (на выбор)

Творческое задание: написать сочинение о природе с использованием слов с корнями –раст-/-ращ-/-рос-.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буква о-а в корне -раст-/-ращ-/-рос-".

Автор: Шевченко Евгения Васильевна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197767


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства