kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы а-о в корне -раст-/ -рос-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней  и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ;

Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;

Воспитывающая: прививать интерес  к русскому языку и исследовательской работе,  воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

Тип урока - урок объяснения нового материала.

Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа с текстом.

План урока

  1. Организационный момент 1-2 мин.
  2. Работа по пройденному  на прошлых уроках 10 мин.
  1. Объяснение нового материала - 10 мин.
  2. Закрепление нового материала - 15 мин.
  3. Домашнее задание - 2 мин.
  4. Подведение итогов урока - 2-3 мин.
  5. Оценка работы учащихся - 2 мин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы а-о в корне -раст-/ -рос-»

Гласные О – А в корнях РОС-РАСТ-РАЩ



Цели урока:

Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ;

Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;

Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,


Тип урока - урок объяснения нового материала.

Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа с текстом.


План урока


  1. Организационный момент 1-2 мин.

  2. Работа по пройденному на прошлых уроках 10 мин.


  1. Объяснение нового материала - 10 мин.

  2. Закрепление нового материала - 15 мин.

  3. Домашнее задание - 2 мин.

  4. Подведение итогов урока - 2-3 мин.

  5. Оценка работы учащихся - 2 мин.




Ход урока


Учитель: Здравствуйте, ребята, садись. Отметим отсутствующих на уроке. Наш сегодняшний урок предлагаю начать со следующего высказывания

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться».

Какова главная мысль этого высказывания?Как вы понимаете? Запишем эту фразу себе в тетрадь. Давайте договоримся, что отныне это высказывание станет девизом нашего класса.

Сейчас проведем небольшую игру под названием “Составь слово ”. Эта игра направлена на развитие ваших навыков по выделению морфем в слове. (Один человек работает у доски, остальные - в тетради).

Предутренний - приставка

Поговорить – приставка

Слагаемое – корень

Решать - суффикс

Писал - суффикс прошедшего времени глагола

Собирала – окончание

(Предполагала)

Учитель:Получившееся слово разберите по составу.

Ребята, какая орфограмма вам встретилась в корне этого слова? Расскажите о правописании гласных о-а в корнях –лаг – лож-. Есть ли исключения? Какие?

А сейчас проведем небольшую синтаксическую пятиминутку.

Сделать синтаксический разбор предложения.

Таня поЛАГалась на свои знания, старательно всё изЛАГала, а Егор ничего не учил и находился в затруднительном поЛОЖении.

( Один человек работает у доски, остальные в тетради). Графически обозначьте орфограмму «Гласные о-а в корнях -лаг- лож-».

Учитель:Сегодня мы продолжим знакомство с самой главной морфемой слова - корнем.

Записываем в тетради тему нашего урока «Правописание корней раст/ращ/рос». Сегодня нам необходимо раскрыть тайну чередующихся гласных в корнях раст/ращ/рос.

Посмотрите внимательно на доску.

РАСТи выРАЩенный заРОСли

Прочитайте слова.

Посмотрите внимательно на корни -раст-, -ращ-, -рос-. Назовите корни, которые пишутся с гласной А.(раст, ращ)

Посмотрите и скажите, какие буквы стоят после гласной? (СТ и Щ)

Назовите корень, который пишется с гласной О. (рос)

А здесь какая согласная буква стоит? (С)

Попробуйте сформулировать правило, когда в этих корнях пишется А, а когда О?

Ученик: В корнях -раст-, -ращ- перед СТ и Щ пишется А, а в корне -рос- перед С пишется О.

Учитель: А теперь прочитаем правило, которое дано у нас в учебнике.

Ребята, обратите внимание на слова-исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль. Запишите их в тетрадь. Написание этих слов нужно запомнить.Значение каких слов вам не понятно?

Ученик: Ростовщик, отрасль.

Учитель: Какой словарь поможет нам разобраться?

Ученик: Толковый.

(Один ученик работает со словарем, затем для всего класса читает толкования данных слов).

Учитель: Давайте составим с ними словосочетания и запишем в тетрадь.

(жадный ростовщик, нефтяная отрасль).

Среди слов-исключений нам попались 2 слова, которые пишутся с большой буквы - Ростов, Ростислав – это имена собственные.

Есть хорошее стихотворение, которое поможет вам запомнить правило и слова - исключения.

Если вслед за корнем СТ или Щ,

То писать, запомни, нужно букву А.

Но, к большому сожаленью,.

Существуют исключенья:

Ростовщик в Ростове жил,

Ростиславом звали.

Он росток себе купил

Где-то на вокзале.

А теперь проведем небольшую игру.

( Слова записаны на доске).

1) Р..стущий

2)Возр..ст

3)Р..столстеть

(Один человек работает у доски, остальные- в тетради).Какое слово лишнее? Почему? Выделите морфемы, в которых пропущена буква, подчеркните орфограмму. Еще раз обратите внимание на то, что орфограмма, которую мы сегодня изучаем, в КОРНЕ слова.

Учитель: А теперь потренируемся применять правило на практике. Записываем под диктовку слова, выделяем корень, подчеркиваем гласную в корне. Один человек работает у доски, остальные - в тетради.

Растение, выросли, разрастается, отрасль, растущий, подросли, отросли, дорасти, заросли, росток,переросли, выращенный, зарасти, сращение, прорастет.

Учитель: Ребята, корни -раст-, -ращ-, -рос- называются корнями жизни, как вы думаете почему?

Ученик: Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием, то есть с жизнью.

Учитель: Приведите примеры.

Ученик : Растительность, заросли, растение, водоросли, разрослись ветки, росток, выращивать, вырастать, на вырост, подрос и т.д.

Учитель: А сейчас небольшой лексический диктант. Я буду читать толкование, а вам нужно угадать слово, а затем записать его в тетрадь. Подсказка: это слова с корнями, которые мы проходим сегодня на уроке.

«Угадай слово»

увеличиваться в росте - расти;

молодой побег растения - росток;

мальчик или девочка в возрасте от 12 до 14 лет-подросток;

количество лет кому-либо — возраст;

отдельная область науки, производства - отрасль;

небольшой лиственный лес - роща.

Учитель: Ребята, так как мы сегодня проходим корни жизни, я хочу поговорить с вами об окружающей нас природе. Давайте прочитаем текст, который написан у вас на карточках.

Ваша задача определить тему и придумать название.

Вся привлекательность земли заключена в животном и

р..стительном мире. Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к выр..щенным на клумбе цветам, к камышовым

зар..слям вдоль озера – источник интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.

Как радует нас красота и аромат цветов, пышная р..стительность лесов! Но и красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в «Красную книгу растений».

Учитель: Как можно сформулировать тему этого текста? (тема природы).

Как вы озаглавите этот текст? (Природа в нашей жизни. Природа в жизни человека.)

Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.

Посмотрим , какие пословицы есть, упоминающие растения.

Выборочный диктант. Я читаю пословицы, вы записываете слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-.

1)Растения тянутся к свету, а народы к миру.

2)Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы.

3)И камень лежа мохом обрастает.

4) Где сосна взросла, там она и красна.

Проверяем по цепочке, комментируем написание.

Дома вам нужно будет записать в тетрадь пословицы, в которых есть слова с корнями -раст-, -ращ-, -рос-. Не менее пяти пословиц.


Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Буквы а-о в корне -раст-/ -рос-

Автор: Андрюнина Екатерина Геннадьевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка краткосрочного плана открытого урока "Буквы О-А в корне -раст--рос--ращ-" "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-kratkosrochnogho-plana-otkrytogho-uroka-bukvy-o-a-v-kornie-rast-ros-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "210016"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431355200"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок русского языка в 5 классе "Корни -раст-рос-ращ" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-korni-rast-ros-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "205863"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430045104"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Разработка урока русского языка " Буквы о – а в корне –раст-  –   -рос- " "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-bukvy-o-a-v-kornie-rast-ros"
    ["file_id"] => string(6) "100937"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402400052"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка открытого занятия по русскому языку на тему: "Буквы О – А в корне –РАСТ- ─ - РОС""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_otkrytogho_zaniatiia_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_bukvy_o_a_v_kornie_r"
    ["file_id"] => string(6) "386930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486035614"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Буквы О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-"
    ["seo_title"] => string(34) "bukvy-o-a-v-kornie-rast-ros-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "254920"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447843761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства