Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ;
Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
Тип урока - урок объяснения нового материала.
Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа с текстом.
План урока
Организационный момент 1-2 мин.
Работа по пройденному на прошлых уроках 10 мин.
Объяснение нового материала - 10 мин.
Закрепление нового материала - 15 мин.
Домашнее задание - 2 мин.
Подведение итогов урока - 2-3 мин.
Оценка работы учащихся - 2 мин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буквы а-о в корне -раст-/ -рос-»
Гласные О – А в корнях РОС-РАСТ-РАЩ
Цели урока:
Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ;
Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
Тип урока - урок объяснения нового материала.
Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа с текстом.
План урока
Организационный момент 1-2 мин.
Работа по пройденному на прошлых уроках 10 мин.
Объяснение нового материала - 10 мин.
Закрепление нового материала - 15 мин.
Домашнее задание - 2 мин.
Подведение итогов урока - 2-3 мин.
Оценка работы учащихся - 2 мин.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, садись. Отметим отсутствующих на уроке. Наш сегодняшний урок предлагаю начать со следующего высказывания
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться».
Какова главная мысль этого высказывания?Как вы понимаете? Запишем эту фразу себе в тетрадь. Давайте договоримся, что отныне это высказывание станет девизом нашего класса.
Сейчас проведем небольшую игру под названием “Составь слово ”. Эта игра направлена на развитие ваших навыков по выделению морфем в слове. (Один человек работает у доски, остальные - в тетради).
Предутренний - приставка
Поговорить – приставка
Слагаемое – корень
Решать - суффикс
Писал - суффикс прошедшего времени глагола
Собирала – окончание
(Предполагала)
Учитель:Получившееся слово разберите по составу.
Ребята, какая орфограмма вам встретилась в корне этого слова? Расскажите о правописании гласных о-а в корнях –лаг – лож-. Есть ли исключения? Какие?
А сейчас проведем небольшую синтаксическую пятиминутку.
Сделать синтаксический разбор предложения.
Таня поЛАГалась на свои знания, старательно всё изЛАГала, а Егор ничего не учил и находился в затруднительном поЛОЖении.
( Один человек работает у доски, остальные в тетради). Графически обозначьте орфограмму «Гласные о-а в корнях -лаг- лож-».
Учитель:Сегодня мы продолжим знакомство с самой главной морфемой слова - корнем.
Записываем в тетради тему нашего урока «Правописание корней раст/ращ/рос». Сегодня нам необходимо раскрыть тайну чередующихся гласных в корнях раст/ращ/рос.
Посмотрите внимательно на доску.
РАСТи выРАЩенный заРОСли
Прочитайте слова.
Посмотрите внимательно на корни -раст-, -ращ-, -рос-. Назовите корни, которые пишутся с гласной А.(раст, ращ)
Посмотрите и скажите, какие буквы стоят после гласной? (СТ и Щ)
Назовите корень, который пишется с гласной О. (рос)
А здесь какая согласная буква стоит? (С)
Попробуйте сформулировать правило, когда в этих корнях пишется А, а когда О?
Ученик: В корнях -раст-, -ращ- перед СТ и Щ пишется А, а в корне -рос- перед С пишется О.
Учитель: А теперь прочитаем правило, которое дано у нас в учебнике.
Ребята, обратите внимание на слова-исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль. Запишите их в тетрадь. Написание этих слов нужно запомнить.Значение каких слов вам не понятно?
Ученик: Ростовщик, отрасль.
Учитель: Какой словарь поможет нам разобраться?
Ученик: Толковый.
(Один ученик работает со словарем, затем для всего класса читает толкования данных слов).
Учитель: Давайте составим с ними словосочетания и запишем в тетрадь.
(жадный ростовщик, нефтяная отрасль).
Среди слов-исключений нам попались 2 слова, которые пишутся с большой буквы - Ростов, Ростислав – это имена собственные.
Есть хорошее стихотворение, которое поможет вам запомнить правило и слова - исключения.
Если вслед за корнем СТ или Щ,
То писать, запомни, нужно букву А.
Но, к большому сожаленью,.
Существуют исключенья:
Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на вокзале.
А теперь проведем небольшую игру.
( Слова записаны на доске).
1) Р..стущий
2)Возр..ст
3)Р..столстеть
(Один человек работает у доски, остальные- в тетради).Какое слово лишнее? Почему? Выделите морфемы, в которых пропущена буква, подчеркните орфограмму. Еще раз обратите внимание на то, что орфограмма, которую мы сегодня изучаем, в КОРНЕ слова.
Учитель: А теперь потренируемся применять правило на практике. Записываем под диктовку слова, выделяем корень, подчеркиваем гласную в корне. Один человек работает у доски, остальные - в тетради.
Учитель: Ребята, корни -раст-, -ращ-, -рос- называются корнями жизни, как вы думаете почему?
Ученик: Корни пишутся в словах, значение которых связано с ростом, развитием, то есть с жизнью.
Учитель: Приведите примеры.
Ученик :Растительность, заросли, растение, водоросли, разрослись ветки, росток, выращивать, вырастать, на вырост, подрос и т.д.
Учитель: А сейчас небольшой лексический диктант. Я буду читать толкование, а вам нужно угадать слово, а затем записать его в тетрадь. Подсказка: это слова с корнями, которые мы проходим сегодня на уроке.
«Угадай слово»
увеличиваться в росте - расти;
молодой побег растения - росток;
мальчик или девочка в возрасте от 12 до 14 лет-подросток;
количество лет кому-либо — возраст;
отдельная область науки, производства - отрасль;
небольшой лиственный лес - роща.
Учитель: Ребята, так как мы сегодня проходим корни жизни, я хочу поговорить с вами об окружающей нас природе. Давайте прочитаем текст, который написан у вас на карточках.
Ваша задача определить тему и придумать название.
Вся привлекательность земли заключена в животном и
р..стительном мире. Внимание к прилетевшим пернатым, к цветущему лугу, к выр..щенным на клумбе цветам, к камышовым
зар..слям вдоль озера – источник интереса и любви к ним, залог взаимной радости природы и человека.
Как радует нас красота и аромат цветов, пышная р..стительность лесов! Но и красивые цветы и ценные лекарственные р..стения могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в «Красную книгу растений».
Учитель: Как можно сформулировать тему этого текста? (тема природы).
Как вы озаглавите этот текст? (Природа в нашей жизни. Природа в жизни человека.)
Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.
Посмотрим , какие пословицы есть, упоминающие растения.
Выборочный диктант. Я читаю пословицы, вы записываете слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-.
1)Растения тянутся к свету, а народы к миру.
2)Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы.
3)И камень лежа мохом обрастает.
4) Где сосна взросла, там она и красна.
Проверяем по цепочке, комментируем написание.
Дома вам нужно будет записать в тетрадь пословицы, в которых есть слова с корнями -раст-, -ращ-, -рос-. Не менее пяти пословиц.
Подведение итогов урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.