Просмотр содержимого документа
«Буквы О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Тема урока: "Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных".
Цели урока:
1.познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; умение видеть орфограмму и её опознавательные признаки.
2. способствовать развитию мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы.
3. создать условия для воспитания взаимоуважения, любви к русскому языку, творческого воображения.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Каждый урок - это новое открытие. И сегодня мы отправляемся в путешествие. А это дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск - пройти контроль состояния своего здоровья. Дома вы подготовили пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. ( зачитывают).
Молодцы! У вас отличное здоровье. Отправляемся в дорогу за новым открытием. Запишите в тетради число, классная работа. Эпиграф нашего урока: "Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает". (Роман Сэф). Не будем хныкать и скучать, будем изучать.
2. Повторение изученного.
-Начнём с лингвистической разминки. Диктант " Загадочный": записать отгадки, объяснить орфограммы. ( кто первым отгадал, записывает на доске)
*Зубов много, а ничего не ест. ( расчёска)
*Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоду сорвёшь, всю руку обдерёшь. (крыжовник)
*В золотой клубочек, спрятался дубочек. ( жёлудь)
*Костяная спинка, жёсткая щетинка. С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (зуб.щётка)
*Не моторы, а гудят Не пилоты, а летят Не змеи, а жалят. (пчёлы)
- Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? Что такое корень?
- Скажите слова –исключения.
3. Объяснение нового материала.
Но, буквы О-Е могут стоять не только в корне, но и в окончании.
- Какова тема нашего урока.
- - Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока.
(Познакомиться с правилом о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и научиться писать правильно слова с данной орфограммой).
- Правильно, сегодня на уроке мы должны
1) изучить правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; 2) научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой; 3) графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием; какие звуки речи являются шипящими и назвать их)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ш], [Щ], [Ч],[Ж]). - Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы.
- Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?
У вас на столах лежит карточка со словами, которая поможет идти правильным путём.
-Что мы можем сказать о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных?
К такому выводу пришли мы с вами. А вдруг мы ошибаемся? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний, к нашему учебнику. Сверим наши выводы.
4.Наблюдение на стр. 38 в учебнике.
Составим опорную схему и зачертим ее в Словарики.
5. Первичное восприятие материала.
Для закрепления научного открытия предлагаю следующее задание.
1) Работа с учебником – упражнение 556.
- А теперь, ребята, мы приступаем к выполнению упражнения № 556. Прочитайте вслух задание. А теперь послушайте, как мы будем его выполнять. Работать у доски будут 4 ученика:
1 – выпишет слова и обозначит орф. № 18 из 1, 2, 3, 4 предложений; 2 – выпишет слова и обозначит орф. № 18 из 5, 6, 7, 8 предложений; 3 – выполнит фонетический разбор слова “идем”; 4 – выполнит синтаксический разбор предложения № 3.
- Пожалуйста, желающие к доске. Вслух начинает работать первый ученик. Дополнительные вопросы отвечающим у доски.
6. Словарно-орфографическая работа.
Составить из букв слово (полотенце)
По толковому словарю посмотрим значение слова.( бельевое изделие в виде удлинённого полотнища для вытирания , обтирания. Личное, ручное, банное полотенце).
-Составьте предложение с этим словом, связав его с темой о здоровом образе жизни.
7.Закрепление изученного материала.
1) Игра" Назови другим словом". Распределить слова в 2 колонки.
Представьте, что ваш нос-ручка, которой можно писать. В воздухе напишите носом имя соседа.
Посмотрите направо, посмотрите налево, посмотрите друг на друга, пожмите друг другу руки, улыбнитесь другу. И с хорошим настроением продолжим урок.
2) Выборочный диктант.
- Прежде чем мы приступим к следующему заданию, давайте повторим правило о написании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.
- На доске три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно, как вы будете выбирать задание. Я напомню вам инструкцию.
Инструкция.
Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
- Давайте ознакомимся с заданиями.
- Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.
(проверка фронтально и несколько тетрадей индивидуально)
- Кто решил делать 1-е задание, поднимите руку. К доске. Давайте проверим правильность выполнения 1 задания..
- Ребята, задайте дополнительный вопрос отвечающему. - Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Молодцы. - Кто допустил ошибки, исправьте их. Тетради я соберу, и работы ваши будут проверены. - Давайте проверим правильность выполнения 2 задания. Кто прокомментирует мне с места ответ? Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. - А теперь задание №3.
- Напомните определение эпитета. Эпитет (от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Эпитет широко используется в поэтическом языке.
Итак, прочитайте образные определения к слову туча (золотистая, легкая, пышная); к слову лужа (бездонная, чистая, большая)
- Молодцы, ребята
3) Домашнее задание
Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. Закрепить за собой исключительное право на использование. А для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение-миниатюру. Но текст будет особенный. В нём должны быть слова на изученную орфограмму.
4) . А теперь – последнее задание на сегодняшнем уроке. Работа с сигнальными карточками. «Регулировщики»
Рысцой, плечом, под крышей, кольцом, над рощей, птенцов, вереницей, плющом, за тучей, пейзажем, со свечой, за ландышем, с малышом.
8. Обобщение. Итог урока. Рефлексия.
-Какое открытие мы с вами сегодня сделали? Сформулируйте правило. Получили мы тот результат, который запланировали?
- Чему научились?
- Я благодарю всех за работу, оценки за урок я поставила…
Инструкция.
1. Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Инструкция.
1. Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.
Карточка-информатор:
1. прочитай слово
2. поставь ударение.
3. выдели окончание
4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым оканчивается основа. подчеркни букву.
5. сделай вывод
Карточка-информатор:
1. прочитай слово
2. поставь ударение.
3. выдели окончание
4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым оканчивается основа. подчеркни букву.
5. сделай вывод
Карточка-информатор:
1. прочитай слово
2. поставь ударение.
3. выдели окончание
4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым оканчивается основа. подчеркни букву.
5. сделай вывод
Карточка-информатор:
1. прочитай слово
2. поставь ударение.
3. выдели окончание
4. выдели основу, обрати внимание на звук, которым оканчивается основа. подчеркни букву.